Режим в исправительных учреждения (далее ИУ) служит базой для обеспечения нормального функционирования данных учреждений, а также для обеспечения процесса исполнения наказания и основных целей последнего. Ослабленный режим выводит из строя механизм исполнения наказания, предусмотренный законодательством, способствуя при этом росту не только нарушений установленного порядка отбывания наказания, но и совершению преступлений на территории учреждения.
Режим является не только правовой категорией, но еще и социальной. В режиме отражается отношение общества и государства к лицам, преступившим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам, так и способы реализации целей наказания.
Понятие режима в учреждениях УИС не едино по своему содержанию. Режим в данных учреждениях представлен в двух основных смыслах: как режим исполнения наказаний (в данном случае речь идет о деятельности администрации), а также как режим отбывания наказания осужденными.
Кроме того, можно выделить понятие режима в узком и широком смысле. В узком смысле, режим представляет собой совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, в широком – регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.
На сегодняшний день, в России существует законодательно закрепленное понятие режима. Согласно ст. 82 УИК РФ, режим – это установленный законом и соответствующими нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, изменение условий отбывания наказаний [3].
Что касается содержания режима, то он представляет собой систему правил, установленную уголовно-исполнительным законодательством, и определяющую порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также обеспечивающих применение средств исправления. Важно отметить, что режимные требования распространяются не только на осужденных.
Исходя из этого принято выделять правила:
1. Относящиеся к персоналу учреждения, т.е. правила исполнения наказания;
2. Соответственно, относящиеся к осужденным, т.е. правила отбывания наказания;
3. Относящиеся к иным лицам, находящимся в учреждениях и на прилегающих территориях [14].
К правилам, относящимся к персоналу учреждения относятся следующие:
1. Осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.
2. Осуществление оперативно-розыскной деятельности.
3. Требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка.
4. Применение по отношению к нарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения.
5. Производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей.
6. Применение и использование физической силы, специальных средств и оружия, и т. д [12].
Кроме того, в отношении осужденных персонал учреждения вправе осуществлять их регистрацию, фотографирование, звукозапись, и т.д. Также сотрудники наделены полномочиями по проведению медицинского освидетельствования в целях подтверждения фактов употребления наркотических веществ и алкоголя.
При обеспечении режима в исправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также при проведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны):
1. Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры;
2. При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.
Кроме того, сотрудники исправительных учреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания лишения свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях [11].
Правила отбывания наказания можно разделить на несколько групп:
1. Правила, регламентирующие отбывание лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении. В данном случае речь идет о законодательной регламентации образа жизни осужденного. Он регламентирован УИК, и конкретизирован для каждого вида исправительных учреждений Правилами внутреннего распорядка. Такую регламентацию получают правила поведения осужденного вовремя работы, а также в свободное время, правила взаимоотношения с другими осужденными и персоналом учреждения, распорядок дня, создание в одном учреждении различных условий отбывания наказаний, порядок приема пищи, проведения краткосрочных и длительных свиданий и др.
2. Правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных. Данные правила также закреплены в УИК (гл. 13, 16, 17), и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка. Отметим некоторые из них: осужденный имеет право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, получать пенсию и социальные пособия; осужденный имеет право на получение краткосрочных свиданий (до 4х часов), и длительных ( до 3х суток ); осужденный имеет право на получение посылок и бандеролей в количестве, установленном УИК и Правилами внутреннего распорядка; осужденные имеют право отправлять и получать письма и телеграммы; кроме того, в отдельных случаях, предусмотрена возможность выезда осужденного за пределы учреждения, и т.д.
3. Правила, регламентирующие применение к осужденным основных средств исправления. Здесь мы можем говорить о проведении воспитательной работы, привлечении осужденного к общественно полезному труду, обучении, и т.д. [13].
Касательно иных лиц, необходимо подчеркнуть, что на территории учреждения УИС по различным причинам могут находиться граждане, не относящиеся ни к категории персонала, ни специального контингента. К ним можно отнести лиц, прибывших на длительные и краткосрочные свидания, учителя и преподаватели, адвокаты, представители государственных органов, общественных объединений, и т.д. При посещении учреждений данные лица обязаны соблюдать правила, установленные законодательными и иными актами. Несоблюдение требований может повлечь наступление для данных лиц административной ответственности (например, по ст. 19.3 КоАП РФ – неповиновение законному распоряжению сотрудника органов УИС [5]), а при наличии в действиях состава преступления – уголовной ответственности.
Проанализировав две составляющие понятия режима ИУ, можно обозначить его основные функции. К базовым направлениям деятельности можно отнести следующие:
- Карательная функция. Карательное воздействие заключается в самом факте лишения свободы, и связанных с ним правоограничений. Характер и степень данных ограничений могут меняться в соответствии с личностью осужденного, его поведения. Карательная функция призвана удержать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и возможностью реализации законных интересов.
- Функция обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия. В данном случае речь идет о применении исправительного воздействия абстрагированного от признака кары. Режим создает условия для эффективного их применения данных мер. Режим в данном случае служит своеобразной точкой опоры. Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства.
- Воспитательная функция. Воспитательное воздействие режима основано на возникновении у осужденного переживаний, связанных с утратой свободы, привитии полезных привычек и навыков соблюдения предписанных правил поведения, и др.
- Функция регулирования уголовно-правовой кары. В данном случае речь идет о различных видах режима, предусмотренных ст. 58 УК [5].
- Функция частной превенции. Во-первых, режим предполагает создание таких условий, при которых совершение преступления осужденными достаточно затруднено, во-вторых, оказание такого воздействие на сознание и волю лица, способное удержать его от совершения преступления.
- Общепредупредительная функция. Строгость режима исполнения наказания служит удерживающим фактором для многих неустойчивых лиц [8].
Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможностей совершения правонарушений, и, в конечном счете – их исправление.
Таким образом,. режим, как правовое явление, представляет собой процесс, имеющий свои специфические особенности, правовую базу, направления деятельности, задачи, и т.д. Режим, является одним из средств исправления осужденных к лишению свободы лиц. В УИК РФ обозначено, что одним из средств исправления является процесс исполнения и отбывания наказания (режим) [3]. Из этого следует, что законодатель выделяет две основных составляющих режима в ИУ. Одна из них непосредственно определяет те лишения и ограничения, предусмотренные уголовным наказанием для осужденных, другая – регламентирует обязанность и право сотрудников исполнять назначенное судом наказание, т.е. обеспечивать соблюдение осужденными установленных правил и требований [15].
Библиографический список
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
- Зубков, А. И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века / А. И. Зубков //: учебник для ВУЗов. М.: Норма. – 702 с.
- Конегера, П. Е. Уголовно-исполнительное право / П. Е. Конегера //: учебник / под ред. П.Е. Конегера. 2010. – 323 с.