СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Мазалева Людмила Валерьевна
Владимирский юридический институт ФСИН России
старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета

Аннотация
В статье рассматривается система правил, установленная уголовно-исполнительным законодательством, и определяющая порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также обеспечивающая применение средств исправления.

Ключевые слова: исправительные учреждения, режим


THE NATURE AND CONTENT OF THE REGIME IN PRISONS

Mazaleva Lyudmila Valerevna
Vladimir Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service
senior teacher of the department and supervisory regime Faculty of Law

Abstract
The article discusses the system of rules established by the penal law, and defines the order and conditions of execution and serving of sentences, as well as ensuring the application of correctional measures.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Мазалева Л.В. Сущность и содержание режима в исправительных учреждениях // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21122 (дата обращения: 24.02.2024).

Режим в исправительных учреждения (далее ИУ) служит базой для обеспечения нормального функционирования данных учреждений, а также для обеспечения процесса исполнения наказания и основных целей последнего. Ослабленный режим выводит из строя механизм исполнения наказания, предусмотренный законодательством, способствуя при этом росту не только нарушений установленного порядка отбывания наказания, но и совершению преступлений на территории учреждения.

Режим является не только правовой категорией, но еще и социальной. В режиме отражается отношение общества и государства к лицам, преступившим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам, так и способы реализации целей наказания.

Понятие режима в учреждениях УИС не едино по своему содержанию. Режим в данных учреждениях представлен в двух основных смыслах: как режим исполнения наказаний (в данном случае речь идет о деятельности администрации), а также как режим отбывания наказания осужденными.

Кроме того, можно выделить понятие режима в узком и широком смысле. В узком смысле, режим представляет собой совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, в широком – регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.

На сегодняшний день, в России существует законодательно закрепленное понятие режима. Согласно ст. 82 УИК РФ, режим – это установленный законом и соответствующими нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, изменение условий отбывания наказаний [3].

Что касается содержания режима, то он представляет собой систему правил, установленную уголовно-исполнительным законодательством, и определяющую порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также обеспечивающих применение средств исправления. Важно отметить, что режимные требования распространяются не только на осужденных.

Исходя из этого принято выделять правила:

1. Относящиеся к персоналу учреждения, т.е. правила исполнения наказания;

2. Соответственно, относящиеся к осужденным, т.е. правила отбывания наказания;

3. Относящиеся к иным лицам, находящимся в учреждениях и на прилегающих территориях [14].

К правилам, относящимся к персоналу учреждения относятся следующие:

1. Осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.

2. Осуществление оперативно-розыскной деятельности.

3. Требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка.

4. Применение по отношению к нарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения.

5. Производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей.

6. Применение и использование физической силы, специальных средств и оружия, и т. д [12].

Кроме того, в отношении осужденных персонал учреждения вправе осуществлять их регистрацию, фотографирование, звукозапись, и т.д. Также сотрудники наделены полномочиями по проведению медицинского освидетельствования в целях подтверждения фактов употребления наркотических веществ и алкоголя.

При обеспечении режима в исправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также при проведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны):

1. Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры;

2. При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.

Кроме того, сотрудники исправительных учреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания лишения свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях [11].

Правила отбывания наказания можно разделить на несколько групп:

1. Правила, регламентирующие отбывание лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении. В данном случае речь идет о законодательной регламентации образа жизни осужденного. Он регламентирован УИК, и конкретизирован для каждого вида исправительных учреждений Правилами внутреннего распорядка. Такую регламентацию получают правила поведения осужденного вовремя работы, а также в свободное время, правила взаимоотношения с другими осужденными и персоналом учреждения, распорядок дня, создание в одном учреждении различных условий отбывания наказаний, порядок приема пищи, проведения краткосрочных и длительных свиданий и др.

2. Правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных. Данные правила также закреплены в УИК (гл. 13, 16, 17), и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка. Отметим некоторые из них: осужденный имеет право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, получать пенсию и социальные пособия; осужденный имеет право на получение краткосрочных свиданий (до 4х часов), и длительных ( до 3х суток ); осужденный имеет право на получение посылок и бандеролей в количестве, установленном УИК и Правилами внутреннего распорядка; осужденные имеют право отправлять и получать письма и телеграммы; кроме того, в отдельных случаях, предусмотрена возможность выезда осужденного за пределы учреждения, и т.д.

3. Правила, регламентирующие применение к осужденным основных средств исправления. Здесь мы можем говорить о проведении воспитательной работы, привлечении осужденного к общественно полезному труду, обучении, и т.д. [13].

Касательно иных лиц, необходимо подчеркнуть, что на территории учреждения УИС по различным причинам могут находиться граждане, не относящиеся ни к категории персонала, ни специального контингента. К ним можно отнести лиц, прибывших на длительные и краткосрочные свидания, учителя и преподаватели, адвокаты, представители государственных органов, общественных объединений, и т.д. При посещении учреждений данные лица обязаны соблюдать правила, установленные законодательными и иными актами. Несоблюдение требований может повлечь наступление для данных лиц административной ответственности (например, по ст. 19.3 КоАП РФ – неповиновение законному распоряжению сотрудника органов УИС [5]), а при наличии в действиях состава преступления – уголовной ответственности.

Проанализировав две составляющие понятия режима ИУ, можно обозначить его основные функции. К базовым направлениям деятельности можно отнести следующие:

  1. Карательная функция. Карательное воздействие заключается в самом факте лишения свободы, и связанных с ним правоограничений. Характер и степень данных ограничений могут меняться в соответствии с личностью осужденного, его поведения. Карательная функция призвана удержать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и возможностью реализации законных интересов.
  2. Функция обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия. В данном случае речь идет о применении исправительного воздействия абстрагированного от признака кары. Режим создает условия для эффективного их применения данных мер. Режим в данном случае служит своеобразной точкой опоры. Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства.
  3. Воспитательная функция. Воспитательное воздействие режима основано на возникновении у осужденного переживаний, связанных с утратой свободы, привитии полезных привычек и навыков соблюдения предписанных правил поведения, и др.
  4. Функция регулирования уголовно-правовой кары. В данном случае речь идет о различных видах режима, предусмотренных ст. 58 УК [5].
  5. Функция частной превенции. Во-первых, режим предполагает создание таких условий, при которых совершение преступления осужденными достаточно затруднено, во-вторых, оказание такого воздействие на сознание и волю лица, способное удержать его от совершения преступления.
  6. Общепредупредительная функция. Строгость режима исполнения наказания служит удерживающим фактором для многих неустойчивых лиц [8].

Таким образом, все функции режима направлены на достижение одних и тех же целей: воспитание у осужденных дисциплинированности, добровольное выполнение ими правил поведения, исключение возможностей совершения правонарушений, и, в конечном счете – их исправление.

Таким образом,. режим, как правовое явление, представляет собой процесс, имеющий свои специфические особенности, правовую базу, направления деятельности, задачи, и т.д. Режим, является одним из средств исправления осужденных к лишению свободы лиц. В УИК РФ обозначено, что одним из средств исправления является процесс исполнения и отбывания наказания (режим) [3]. Из этого следует, что законодатель выделяет две основных составляющих режима в ИУ. Одна из них непосредственно определяет те лишения и ограничения, предусмотренные уголовным наказанием для осужденных, другая – регламентирует обязанность и право сотрудников исполнять назначенное судом наказание, т.е. обеспечивать соблюдение осужденными установленных правил и требований [15].


Библиографический список
  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).
  5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  6. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2015) “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  7. Зубков, А. И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века / А. И. Зубков //: учебник для ВУЗов. М.: Норма. – 702 с.
  8. Конегера, П. Е. Уголовно-исполнительное право / П. Е. Конегера //: учебник / под ред. П.Е. Конегера. 2010. – 323 с.


Все статьи автора «Мазалева Людмила Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: