ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Маликов Лев Витальевич1, Усынина Татьяна Петровна2, Степанова Наталья Владимировна3
1Оренбургский государственный медицинский университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры обшей психологии
2Оренбургский государственный медицинский университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры обшей психологии
3Оренбургский государственный медицинский университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры обшей психологии

Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей. В статье представлены результаты особенности виктимного поведения студентов с различным уровнем стрессоустойчивости. Выявлены корреляционные связи между: «высоким» уровнем стрессоустойчивости и агрессивным виктимным поведением студентов; «низким» уровнем стрессоустойчивости студентов и шкалой «Склонность к зависимому и беспомощному поведению».

Ключевые слова: агрессия, виктимное поведение, виктимность, стресс, стрессоустойчивость, студенческий возраст


CHARACTERISTICS OF VICTIM BEHAVIOR OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF STRESS TOLERANCE

Malikov Lev Vitalyevich1, Usynina Tatiana Petrovna2, Stepanova Natalia Vladimirovna3
1Orenburg State Medical University, candidate of psychological Sciences, docent of the chair of General psychology
2Orenburg State Medical University, candidate of psychological Sciences, docent of the chair of General psychology
3Orenburg State Medical University, candidate of psychological Sciences, docent of the chair of General psychology

Abstract
The article is devoted to study of peculiarities of emotional sphere of children from disadvantaged families. The article presents results of characteristics of victim behavior of students with different levels of stress. Correlations were found between «high' levels of stress and victimization aggressive behavior of students; low level of stress resistance of students and the scale of «Propensity to dependent and helpless behavior».

Keywords: aggression, student age, victimization


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Маликов Л.В., Усынина Т.П., Степанова Н.В. Особенности виктимного поведения студентов с различным уровнем стрессоустойчивости // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21117 (дата обращения: 29.02.2024).

Многочисленные исследования показали, что молодые люди, особенно подросткового и юношеского возраста, наиболее склонны к проявлению виктимного поведения. Особое внимание исследователей обусловлено криминальным поведением личности и рассмотрению виктимной личности как жертве преступления. У многих людей имеется потенциальный «психологический комплекс виктимности», у кого-то обусловлен особенностями личности, а у кого-то социальной ситуацией развития современного общества. В любом случае он может влиять на поведение людей и провоцировать агрессивное поведение по отношению к ним.

Цель иссле­дования: выявление взаимосвязи между особенностями виктимного поведения и уровнем стрессоустойчивости студентов.

С целью определения особенностей виктимного поведения мы использовали методику «Исследование склонности к виктимному поведению» О.О. Андроникова. С целью определения уровня стрессоусточивости студентов мы использовали методику «Исследование самооценки стрессоустойчивости личности» Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова.

Рассмотрим результаты методики «Исследование склонности к виктимному поведению» по каждой шкале отдельно.

По шкале «Агрессивное поведение» среди студентов, 30% продемонстрировали результат выше нормы, 15% − ниже нормы. Показатели высокого уровня склонности к агрессивному виктимному поведению у данных студентов свидетельствуют о склонности данных испытуемых  попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения.

Данные испытуемые намеренно создают или провоцируют конфликтную ситуацию. Для них характерно нарушение социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает.

По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» мы отметили результат выше нормы у 5% студентов, ниже нормы – у 30%. Подростки данной группы характеризуются повышенной заботой о собственной безопасности, стремлением оградить себя от ошибок, неприятностей. Им свойственна повышенная тревожность, мнительность, подверженность страхам.

Шкала «Склонность к гиперсоциальному виктимному поведению» выражена следующим образом: 30% испытуемых выше нормы, 30% − ниже нормы. Студенты данной группы, чьи результаты выше нормы демонстрируют положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих. Такие люди, как правило, решительны, отзывчивы, принципиальны, добры, требовательны, готовы рисковать, излишне самонадеянны. Самооценка чаще всего завышенная. Студенты, чьи результаты ниже нормы характеризуется пассивностью, к тем явлениям, которые происходят вокруг них.

По шкале «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» у 25% испытуемых мы отметили результата выше нормы. Данные испытуемые постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Скромны, сильно внушаемы, конформны.

По шкале «Склонность к некритичному поведению» среди студентов, 5% продемонстрировали результат выше нормы, 5% − ниже нормы. Испытуемые, демонстрирующие высокий уровень склонности к некритичному виктимному поведению характеризуются неосмотрительностью, неумением правильно оценивать жизненные ситуации.

Испытуемые, демонстрирующие низкий уровень склонности к некритичному виктимному поведению характеризуются вдумчивостью, осторожностью, стремлением предугадывать возможные последствия своих поступков.

Шкала «Склонность к реализованной виктимности» выражена следующим образом: 5% испытуемых выше нормы, 10% − ниже нормы. Показатели ниже нормы свидетельствуют о том, что испытуемый нечасто попадает в критические ситуации либо у него уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует.

Результаты, полученные по методике Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой, демонстрируют, что для 38% студентов характерен уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего, для 28%  – выше среднего. Высокий уровень выявлен у 18% испытуемых, очень высокий – у 4%. Уровень очень низкий и ниже среднего не выявлен ни у одного испытуемого.

Показатели высокого уровня стрессоустойчивости свидетельствуют о способности испытуемых спокойно относится к давлению извне, очень быстро справляться с напряжением. Как правило, такие испытуемые оптимистичны и устойчивы, сохраняют контроль в стрессовых ситуациях, умеют контролировать свои эмоции и позитивно воспринимают критику.

Показатели среднего уровня стрессоустойчивости свойственны испытуемым, которые стараются справиться с чувством разочарования, неудачами и продолжают двигаться вперед; справляются с давлением извне; редко находятся в напряжении подолгу, способны расслабиться. Такие студенты способны быстро справится с негативом, они  стараются сохранять контроль в стрессовых ситуациях и контролировать свои эмоции.

Показатели низкого уровня стрессоустойчивости  свойственны испытуемым, которые поддаются чрезмерному чувству разочарования, панике в стрессовой ситуации. Как правило, они часто бывают напряжены, почти не могут расслабиться, мрачно смотрят на вещи, преувеличивают негативную сторону происходящего, излишне чувствительны к критике.

Проведенный на основе коэффициента корреляции r-Спирмена анализ показал, что существует взаимосвязь между особенностями виктимного поведения и уровнем стрессоустойчивости студентов.

Обнаружена отрицательная корреляционная связь между выделенными переменными  (r = -0,68, при р≤0,01). Гипотеза подтвердилась, выявлена отрицательная корреляция между особенностями виктимного поведения и уровнем стрессоустойчивости студентов.

Также нами выявлены корреляционные связи между: «высоким» уровнем стрессоустойчивости и агрессивным виктимным поведением (rs= 0,58, при p≤0,05) (чем выше уровень стрессоустойчивости, тем выше агрессивное виктимное поведение студентов); «низким» уровнем стрессоустойчивости и шкалой «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» (rs=0,79, при p≤0,05) (чем ниже уровень стрессоустойчивости, тем выше склонность к зависимому и беспомощному поведению).

Выводы: Особенности виктимного поведения студентов обусловлены уровнем развития их стрессоустойчивости.


Библиографический список
  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2009. – 240с.
  2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
  3. Кузнецова Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф.  − Челябинск: Два комсомольца, 2013. − С. 73-75.
  4. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии, 2012. − №3. – С.1-9.


Все статьи автора «Усынина Татьяна Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: