Многочисленные исследования показали, что молодые люди, особенно подросткового и юношеского возраста, наиболее склонны к проявлению виктимного поведения. Особое внимание исследователей обусловлено криминальным поведением личности и рассмотрению виктимной личности как жертве преступления. У многих людей имеется потенциальный «психологический комплекс виктимности», у кого-то обусловлен особенностями личности, а у кого-то социальной ситуацией развития современного общества. В любом случае он может влиять на поведение людей и провоцировать агрессивное поведение по отношению к ним.
Цель исследования: выявление взаимосвязи между особенностями виктимного поведения и уровнем стрессоустойчивости студентов.
С целью определения особенностей виктимного поведения мы использовали методику «Исследование склонности к виктимному поведению» О.О. Андроникова. С целью определения уровня стрессоусточивости студентов мы использовали методику «Исследование самооценки стрессоустойчивости личности» Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова.
Рассмотрим результаты методики «Исследование склонности к виктимному поведению» по каждой шкале отдельно.
По шкале «Агрессивное поведение» среди студентов, 30% продемонстрировали результат выше нормы, 15% − ниже нормы. Показатели высокого уровня склонности к агрессивному виктимному поведению у данных студентов свидетельствуют о склонности данных испытуемых попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения.
Данные испытуемые намеренно создают или провоцируют конфликтную ситуацию. Для них характерно нарушение социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает.
По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» мы отметили результат выше нормы у 5% студентов, ниже нормы – у 30%. Подростки данной группы характеризуются повышенной заботой о собственной безопасности, стремлением оградить себя от ошибок, неприятностей. Им свойственна повышенная тревожность, мнительность, подверженность страхам.
Шкала «Склонность к гиперсоциальному виктимному поведению» выражена следующим образом: 30% испытуемых выше нормы, 30% − ниже нормы. Студенты данной группы, чьи результаты выше нормы демонстрируют положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих. Такие люди, как правило, решительны, отзывчивы, принципиальны, добры, требовательны, готовы рисковать, излишне самонадеянны. Самооценка чаще всего завышенная. Студенты, чьи результаты ниже нормы характеризуется пассивностью, к тем явлениям, которые происходят вокруг них.
По шкале «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» у 25% испытуемых мы отметили результата выше нормы. Данные испытуемые постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Скромны, сильно внушаемы, конформны.
По шкале «Склонность к некритичному поведению» среди студентов, 5% продемонстрировали результат выше нормы, 5% − ниже нормы. Испытуемые, демонстрирующие высокий уровень склонности к некритичному виктимному поведению характеризуются неосмотрительностью, неумением правильно оценивать жизненные ситуации.
Испытуемые, демонстрирующие низкий уровень склонности к некритичному виктимному поведению характеризуются вдумчивостью, осторожностью, стремлением предугадывать возможные последствия своих поступков.
Шкала «Склонность к реализованной виктимности» выражена следующим образом: 5% испытуемых выше нормы, 10% − ниже нормы. Показатели ниже нормы свидетельствуют о том, что испытуемый нечасто попадает в критические ситуации либо у него уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует.
Результаты, полученные по методике Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой, демонстрируют, что для 38% студентов характерен уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего, для 28% – выше среднего. Высокий уровень выявлен у 18% испытуемых, очень высокий – у 4%. Уровень очень низкий и ниже среднего не выявлен ни у одного испытуемого.
Показатели высокого уровня стрессоустойчивости свидетельствуют о способности испытуемых спокойно относится к давлению извне, очень быстро справляться с напряжением. Как правило, такие испытуемые оптимистичны и устойчивы, сохраняют контроль в стрессовых ситуациях, умеют контролировать свои эмоции и позитивно воспринимают критику.
Показатели среднего уровня стрессоустойчивости свойственны испытуемым, которые стараются справиться с чувством разочарования, неудачами и продолжают двигаться вперед; справляются с давлением извне; редко находятся в напряжении подолгу, способны расслабиться. Такие студенты способны быстро справится с негативом, они стараются сохранять контроль в стрессовых ситуациях и контролировать свои эмоции.
Показатели низкого уровня стрессоустойчивости свойственны испытуемым, которые поддаются чрезмерному чувству разочарования, панике в стрессовой ситуации. Как правило, они часто бывают напряжены, почти не могут расслабиться, мрачно смотрят на вещи, преувеличивают негативную сторону происходящего, излишне чувствительны к критике.
Проведенный на основе коэффициента корреляции r-Спирмена анализ показал, что существует взаимосвязь между особенностями виктимного поведения и уровнем стрессоустойчивости студентов.
Обнаружена отрицательная корреляционная связь между выделенными переменными (r = -0,68, при р≤0,01). Гипотеза подтвердилась, выявлена отрицательная корреляция между особенностями виктимного поведения и уровнем стрессоустойчивости студентов.
Также нами выявлены корреляционные связи между: «высоким» уровнем стрессоустойчивости и агрессивным виктимным поведением (rs= 0,58, при p≤0,05) (чем выше уровень стрессоустойчивости, тем выше агрессивное виктимное поведение студентов); «низким» уровнем стрессоустойчивости и шкалой «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» (rs=0,79, при p≤0,05) (чем ниже уровень стрессоустойчивости, тем выше склонность к зависимому и беспомощному поведению).
Выводы: Особенности виктимного поведения студентов обусловлены уровнем развития их стрессоустойчивости.
Библиографический список
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2009. – 240с.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
- Кузнецова Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. − Челябинск: Два комсомольца, 2013. − С. 73-75.
- Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии, 2012. − №3. – С.1-9.