ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗОВ) ПРИ УГРОЗЕ ВЗРЫВА (ПРОВЕДЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА)

Сорокин Михаил Владимирович1, Сорокина Ольга Евгеньевна2
1Владимирский юридический институт ФСИН России, кандидат юридических наук старший преподаватель кафедры организации режима и надзора
2Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического института

Аннотация
В статье на основе анализа имеющихся рекомендаций правоохранительных органов по антитеррористической защищенности объектов различных видов с большим количеством пребывания людей даются практические рекомендации и алгоритмы действий должностных лиц при угрозе совершения взрыва.

Ключевые слова: антитеррористическая защищенность объектов, правоохранительные органы, угроза совершения взрыва


THE MAIN ACTIONS OF OFFICIALS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS (SECURITY INSTITUTIONS) UNDER THE THREAT OF EXPLOSION (CARRYING OUT A TERRORIST ACT)

Sorokin Mikhail Vladimirovich1, Sorokina Olga Evgenevna2
1Vladimir Law Institute of the FPS of Russia, candidate of jurisprudence senior lecturer of the chair of regime and supervision
2Vladimir State University, senior lecturer of the Department of theory and history of state and law of law Institute

Abstract
In article on the basis of analysis of available law enforcement recommendations on anti-terrorist protection of objects of different types with a large number of people stay practical recommendations and algorithms of actions of officials with the threat of exploding.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Основные действия должностных лиц образовательных учреждений (служб безопасности ВУЗов) при угрозе взрыва (проведении террористического акта) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/19501 (дата обращения: 12.03.2024).

События, освещаемые в средствах массовой информации и в сети «Интернет» свидетельствуют о сохранении высокого уровня террористических вызовов и угроз в мире, обусловленных действиями международной террористической организации «Исламское государство» в Ираке и Сирии, событиями в ряде стран Европы. Несмотря на усилия стран – участниц антитеррористической коалиции по нейтрализации деятельности «Аль-Каиды», эта террористическая организация также сохранила потенциал для проведения террористических актов.

По оценкам Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Национального антитеррористического комитета Российской Федерации не прекращаются попытки проникновения в нашу страну членов преступных структур, а также российских граждан, ранее выехавших за пределы страны с целью участия в боевых действиях на стороне террористических организаций.

В последнее время правоохранительными органами отмечается повышение активности международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» по формированию условий для создания своих ячеек в ряде субъектов Российской Федерации.

Так, например, 27.09.2016 в столице Татарстана было задержано 8 человек, которые подозреваются в участии в деятельности запрещенной в РФ террористической организации «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами». Задержание произведено в ходе грамотно спланированных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками СУ СК России по Республике Татарстан, УФСБ и МВД по РТ»[1].

Кроме того, внутренние угрозы обусловлены террористической активностью банд-групп на Северном Кавказе, сохранением опасности осуществления масштабных террористических актов на объектах массового пребывания людей, в число которых входят образовательные учреждения (лицеи, школы, высшие учебные заведения). В связи с этим, необходимость совершенствования умений и навыков грамотного, а также своевременного реагирования на возможные угрозы, является актуальным направлением в обеспечении безопасности гражданского общества.

Об актуальности проведения исследований, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасности образовательных учреждений свидетельствует текст письма Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 № 03-1572, в котором закрепляется следующие положения: «В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера»[2].

С целью повышения антитеррористической защищенности объектов образования нами был разработан алгоритм действий должностных лиц, который по нашему мнению может способствовать предупреждению совершению террористического акта.

Наиболее вероятными местами установки взрывных устройств на объектах образовательных учреждений являются:

комнаты общежитий;

транспортные средства производственно-хозяйственного назначения;

отдельно расположенные, не охраняемые в ночное время производственные и другие объекты учреждений;

административные здания, поликлиники, учебные корпуса, спортивные сооружения;

личные транспортные средства сотрудников.

Основными преступными целями установки взрывных устройств на объектах образовательных учреждений могут быть:

дестабилизация обстановки и производственно-хозяйственной деятельности учреждений;

оказание определенного давления на администрацию учреждения;

месть должностным лицам в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей;

вывод из строя систем жизнеобеспечения образовательных учреждений для провоцирования недовольства и массовых беспорядков среди служащих и студентов.

Все сотрудники образовательных учреждений должны принимать необходимые меры, в рамках своих должностных обязанностей, по предупреждению фактов проникновения на объекты образовательных учреждений взрывных устройств.

Основными мерами по предупреждению проникновения (проноса, провоза) взрывных устройств на объекты образовательных учреждений являются:

ежедневный осмотр сотрудниками частных охранных предприятий (служб безопасности ВУЗов) состояния объектов и прилегающих к ним территорий, а также иных административных помещений и площадок на предмет обнаружения взрывных устройств;

постоянное поддержание устойчивого взаимодействия с правоохранительными органами по вопросу обеспечения надежного оперативного прикрытия от террористических актов;

поддержание на должном уровне бдительности и настороженности служащих (сотрудников), формирование у них готовности к разумным действиям в кризисной ситуации;

вынос за пределы объектов (помещений), бесхозных личных вещей посетителей;

систематическое проведение тренировок студентов, служащих по действиям при возникновении угрозы взрыва на объектах образовательного учреждения;

неукоснительное соблюдение правил пропуска людей (сотрудников, студентов, посетителей) на объекты (учебные корпуса, общежития и т.д.).

При получении информации (сообщения) о факте установки (наличия) на объекте образовательного учреждения взрывного устройства:

Руководитель (или иное лицо) образовательного учреждения:

информирует органы ФСБ России, МВД России и МЧС России (по территориальности) о полученной информации и уточняет порядок действий;

определяет порядок эвакуации сотрудников, студентов, посетителей из опасной зоны;

силами сотрудников частного охранного предприятия (службы безопасности) производит осмотр территории на предмет обнаружения взрывного устройства;

решительно пресекает панические настроения среди сотрудников, студентов и лиц, находящихся на объектах образовательного учреждения;

обеспечивает условия для работы специалистов по обнаружению взрывного устройства, прибывших на объект от правоохранительных органов (ФСБ, МВД, МЧС);

Сотрудник, служащий образовательного учреждения, при получении информации о возможном совершении террористического акта (установки взрывного устройства):

докладывает о имеющейся информации своему начальнику;

по указанию начальника, а при его отсутствии – самостоятельно информирует правоохранительные органы (ФСБ, МВД, МЧС России);

в случае получения подтверждения приступает к незамедлительной эвакуации людей при этом предотвращая панику.

Нередко телефон является одним из основных каналов поступления сообщения о заложенных взрывных устройств, шантаже.

При разработке инструкций необходимо предусмотреть профилактические меры:

не оставлять без внимания ни одного подобного сигнала;

своевременно передавать полученную информацию правоохранительным органам;

проводить оснащение телефонов, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера и звукозаписывающей аппаратурой;

периодически проводить инструктажи с персоналом о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера.

При приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера необходимо выполнить следующие рекомендации.

Не впадайте в панику, будьте спокойны, вежливы.

Представьтесь и постарайтесь успокоить говорящего, не прерывайте его.

Заверьте его, что все требования будут переданы администрации, и для этого вы должны их подробно записать и правильно понять.

При наличии автоматического определителя номера (АОНа) сразу записать определившийся номер телефона.

При наличии звукозаписывающей аппаратуры записать разговор, извлеките кассету (диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора отметить пол, возраст звонившего и особенности его (её) речи:

голос: громкий, тихий, высокий, низкий, грубый, веселый, невнятный и другие особенности;

речь: быстрая, медленная, неразборчивая, искаженная;

дефекты: заикается, говорит «в нос»,шепелявит, картавит и иные;

язык: отличный, хороший, посредственный, плохой, другое;

произношение: отличное, искаженное, с акцентом или диалектом;

акцент: местный, неместный, иностранный, региональный, какой национальности;

манера речи: спокойная, сердитая, разумная, неразумная, последовательная, непоследовательная, осторожная, эмоциональная, насмешливая, назидательная, развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, самолетов, заводского оборудования, звук теле-радиоаппаратуры, голоса, смешение звуков, признаки вечеринки, другое).

В любом случае по возможности в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

Куда, кому, и по какому телефону звонит этот человек?

Какие требования он (она) выдвигает?

Выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?

На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

Как и когда с ним (ней) можно связаться?

Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

Особенно важна информация о месте размещения ВУ и времени взрыва. Если говорящий не сообщает такие сведения, постарайтесь получить их во время разговора, задавая следующие вопросы:

Когда бомба должна взорваться?

Где находится бомба сейчас?

Как она выглядит?

Есть ли еще где-нибудь ВУ?

Для чего заложена бомба?

Какие Ваши требования?

Вы один или с вами есть еще кто-либо?

По окончанию разговора не вешайте трубку, положите ее рядом. По другому аппарату немедленно сообщите о звонке в правоохранительные органы[3].

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. И постарайтесь максимально ограничить число людей, владеющих указанной информацией.

Начальник службы безопасности образовательного учреждения (сотрудник ЧОП), получив информацию о возможном террористическом акте (наличии взрывного устройства на объекте), прекращает пропуск людей через контрольно-пропускной пункт и пропуск транспорта на объект. В дальнейшем действует согласно полученным указаниям от сотрудников правоохранительных органов прибывших на объект или отдающих указание по телефону.

В заключении хотелось бы отметить, что в соответствии с «антитеррористическим» законодательством, руководитель (начальник) организации несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.


[1] http://islamreview.ru/news/moskvoskij-sud-otpravil-za-resetku-20-letnego-grazdanina-tadzikistana/

[2] Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях: письмо Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 № 03-1572 // СПС Консультант Плюс (дата обращения к электронному ресурсу 27.01.2017).

[3] См. подробнее: Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения // www.xliby.ru/tehnicheskie_nauki/obespechenie_bezopasnosti…/index.php


Библиографический список
  1. Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях: письмо Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 № 03-1572 // СПС Консультант Плюс (дата обращения к электронному ресурсу 27.01.2017).
  2. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения // http://www.xliby.ru/tehnicheskie_nauki/obespechenie_bezopasnosti…/index.php.


Все статьи автора «Сорокин Михаил Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: