Возможно ли выразить научно (абсолютно объективно), что такое человек? Над этим вопросом до сих пор «бьётся» антропология, преимущественно – философская, поскольку вопрос о сущности человека – её «хлеб» и центральная задача [1, 2, 3].
«С ходу» в философской антропологии намечаются два пути определения того, что такое «собственно человек», что напоминает решение проблемы о сущности Божественного (оправданности и трансцендентности Бога) в теологии: те же самые стратегии рефлексии – катафатическая теология стремится посредством «положительных» понятий обосновать онтологию Бога, апофатическая теология, в свою очередь, – с помощью «отрицательных» (последовательное отрицание всех понятий, связанных с Богом) доказать его трансцендентность. Эти два подхода взаимодополняют друг друга.
Онтология человеческого, обнаруживаемая позитивно – посредством «положительных» определений, – первый способ дать ответ на вопросы о человеке и его бытии.
Что такое человек, в чём его сущность – вопросы, подлежащие «позитивному ответу» во многих философско-антропологических концепциях, «изобретающих» своеобразную «формулу» человеческого: «человек – образ и подобие Бога», «человек разумный», «человек, производящий орудия труда», «человек играющий», «человек раскаивающийся», «человек как производящий символы», «человек как сверхчеловек», «человек любящий», «человек – это сверхживотное»…
И лишь после того, как ответов на вопрос о сущности человека образовалось много, но гораздо меньше, чем загадок, тайн, и онтология человеческого, кажется, окончательно ускользнула от взгляда исследователя-антрополога, появились попытки «апофатического» толка: определить человеческую онтологию через «отрицательные» качества и характеристики.
В сам момент рефлексии о человеческом, когда сущность человека необратимо сопротивляется философской аналитике, и обнаруживаются не менее важные, существенные для понимания онтологии человека качества, все, как один, начинающиеся на «не».
В первую очередь, это невыразимость человеческой природы: понимание человека невозможно через другое-в-мире, через «развёрнутое» описание его объективных характеристик. Понять человека – во многом – это косвенным образом зафиксировать, например, «следы» его творческой деятельности, которые объёмнее и гораздо более объективно продемонстрируют «искомую субъективность».
Следующее взаимосвязанное с невыразимостью качество человеческого бытия – его принципиальная нередуцируемость к чему-то определённому, будь то фатализм биологической наследственности или неизбежность закономерностей социальной, культурной реальности.
Свобода, открытость – атрибуты человеческой онтологии, поэтому человек принципиально ни к чему не сводим. Нет «формулы человека»: одна или совокупность черт, которые объясняют о нём всё.
Постоянно трансцендируя, человек обнаруживает созидательную продуктивность своего «ничто» (Ж.-П. Сартр) [4], неизменно являющегося причиной многочисленных «что-то».
Отсюда вытекает третья «негация» бытия человека: такое качество человеческой онтологии, как недетерминированность (непредопределённость). Человек, «приговорённый» к свободе, осознаёт это, с радостью понимая весь априори данный резерв внутренних возможностей быть чем-то вопреки многим обусловливающим его жизнь факторам.
Поэтому человек – неповторим и является незаменимым. Это ещё одни «негативные» фундаментальные характеристики его бытия.
В заключение, отметим: упомянутые в статье стратегии рефлексии о собственно человеческом («позитивная» и «негативная») являются взаимодополнительными, проистекающими одна из другой, тесно внутренне взаимосвязанными.
Такой подход – через «катафатику», находящей логическое завершающее продолжение в «апофатике» – позволяет, на наш взгляд, более полно понять и осмыслить природу и сущность человеческого, онтологию человеческого бытия.
Библиографический список
- Заварзина Ю.О., Пятилетова Л.В. Проблема природы и сущности человека в философской антропологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24365 (дата обращения: 25.12.2017).
- Костарев А.В., Пятилетова Л.В. Феноменология антропологического подхода // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/23989 (дата обращения: 25.12.2017).
- Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Образ человека в философской антропологии и метод его конструирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24466 (дата обращения: 25.12.2017).
- Грибак А.Ю., Пятилетова Л.В. Основания антропологии и образ человека в философии Ж.-П. Сартра // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24534 (дата обращения: 25.12.2017).