АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Бабанов Владимир Николаевич1, Хромова Анастасия Алексеевна2
1Тульский филиал ФГ БОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова», доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и торгового дела
2Тульский филиал ФГ БОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова», магистрант направления «Экономика»

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы управления финансовой устойчивостью предприятия, которые становятся приоритетными на современном этапе развития экономики. Приводятся виды финансовой устойчивости и факторы, оказывающие на нее значительное воздействие, дается их характеристика.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Бабанов В.Н., Хромова А.А. Анализ факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия в современных экономических условиях // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24721 (дата обращения: 21.02.2024).

В условиях сложившейся экономической обстановки к показателю финансовой устойчивости, как стратегическому фактору финансовой безопасности деятельности предприятия, ее платежеспособности, деловой активности и инвестиционной привлекательности предъявляются особые требования. Немаловажное значение для развития экономики России имеют ориентиры, которые формируют главные направления, цели и принципы хозяйствования. Речь, прежде всего, идет о рациональном хозяйствовании, принципах его организации и измерении результатов[1].

В соответствие с целями реформирования экономики,  происходящие преобразования системы экономических отношений приводят к созданию хозяйствующих субъектов, которые способны обеспечить стабильную финансовую устойчивость предприятия. Для достижения этой цели руководство экономических субъектов  вынуждено быстро реагировать на ограничения различного рода, которые создаются системой  экономических отношений, умело управляя имеющимися финансовыми ресурсами, включая  их распределение и использование в условиях риска. Одной  из  главных  особенностей  рыночной  экономики  является  свобода  выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в  приобретении  товара,  работник  – в  выборе  места  работы  и  т.  д.  Но  свобода  выбора не может обеспечить экономического успеха автоматически, он должен быть завоеван в конкурентной борьбе [2, 98].

В современных условиях развития предприятий финансовая деятельность любого предприятия  представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, на которые во многом влияют разнообразные факторы, требующие от предприятия адекватных методов защиты. При этом следует констатировать, что методы анализа финансового состояния предприятия, применяемые в практическом  анализе в России,  во многом отстают от темпов развития рыночной экономики.  Хотя в бухгалтерскую и статистическую отчетность Правительством вносятся различного рода изменения, однако она не может соответствовать потребностям современных методов управления организации в условиях рынка. Прежде всего, это связано с тем, что в бухгалтерской отчетности до сих пор не содержится ни раздела, ни формы, характеризующих оценку финансовой устойчивости отдельного предприятия. Да и сам анализ финансовой отчетности предприятиями производится по мере необходимости и не является обязательным.  Проблема управления финансовой устойчивостью предприятия выходит в современных экономических условиях период  на первый план и становится приоритетной, что предопределяет необходимость совершенствования системы управления. Действительно финансовая устойчивость представляет собой одну из самых важных характеристик финансово-экономической деятельности любого предприятия, так как при финансово устойчивом положении организация имеет огромные преимущества перед конкурентами в части получения кредитов, в привлечении иностранных и российских инвестиций, в выборе выгодных поставщиков, в подборе более квалифицированных профессиональных кадров.

Кроме того, преимуществом имеющейся финансовой устойчивости предприятия является отсутствие конфликтов с обществом и государством по перечислению в бюджет налоговых платежей, по выплате учредителям дивидендов, по выплате персоналу заработной платы, по возврату кредитных обязательств. Таким образом, финансово устойчивым является такое предприятие, которое имеет возможность за счет собственных средств покрыть обязательства, которые явились источником приобретения внеоборотных и оборотных активов предприятия, а также не обремененное неоправданной дебиторской и кредиторской задолженностью.

Показатели финансовой устойчивости наряду с таким показателем как ликвидность могут характеризовать надежность и стабильность деятельности предприятия. В случае потери финансовой устойчивости возможна высокая вероятность банкротства, а само предприятием является финансово несостоятельным. В связи с этим достаточно актуальным представляется вопрос управления финансовой устойчивостью предприятия с целью планомерного развития предприятия и реализации финансовых действий в условиях влияния на этот показатель различных факторов.

С научной точки зрения выделяются  четыре типа финансовой ситуации: абсолютная устойчивость (независимость), нормальная устойчивость (независимость), неустойчивое состояние и состояние, которое называется кризисным. Так, абсолютная финансовая устойчивость относится к первому типу и представляет собой состояние, которое редко встречается на практике. Второй тип финансового состояния характеризуется высокой платежеспособностью предприятия. Неустойчивое финансовое состояние связано с нарушением платежеспособности, но при этом сохраняется возможность  восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения оборотных средств предприятия. Нормальной финансовой устойчивостью является такой вид финансовой независимости, когда величина привлекаемых для формирования запасов и  краткосрочных обязательств не превышает суммарной стоимости производственных запасов и готовой продукции. Четвертый тип, т.е. тип кризисного финансового состояния, когда предприятие, по сути, находится на грани  банкротства, т.е. когда оно уже не в состоянии покрыть свои обязательства имеющимися у него активами. Безусловно,  причинами неблагополучного положения организации, в первую очередь, могут стать системные макроэкономические причины, особенно в условиях нестабильной экономики

Таким образом,  что финансовую устойчивость можно охарактеризовать как комплексное понятие, которое формируется в процессе всей финансово-хозяйственной деятельности, обладает внешними формами проявления и  находится под влиянием факторов различного характера и степени влияния, которые можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

В первую очередь к внутренним факторам можно отнести  полученную прибыль, достаточную для ведения хозяйственной деятельности предприятия.

К внутренним факторам можно относятся:

-  отраслевая принадлежность предприятия;

- структура имущества и его источников;

-  состав, номенклатура, качество выпускаемой продукции (услуг),

-  величина  уставного капитала предприятия;

-  размер и структура расходов производства, их соотношение с денежным притоком средств предприятия;

-  состояние активов предприятия, финансовых средств, наличие имеющихся резервов, их структура и состав;

- состояние кадрового состава и его квалификация;

- имидж и бренд предприятия.

Причем во многом уровень влияния на финансовую устойчивость предприятия зависит не только от соотношения вышеназванных факторов, но и от этапа производственного цикла предприятие. Кроме того немаловажное значение имеет опыт, компетенция и профессионализм менеджеров.

К внешним факторам, относятся, прежде всего, те, которые характеризуются степенью стабильности экономического окружения предприятия, в первую очередь это стабильность получения выручки предприятием, что во многом зависит от общей стабильности экономики страны, от положения предприятия. А это, прежде всего, связано с общей стабильностью экономики страны, положения предприятия в отрасли, от  конкурентной среды, а также от взаимоотношений с государственными органами, поставщиками, заказчиками, кредиторами, инвесторами, учредителями.

Факторы внешней среды, кроме того можно разделить еще на несколько групп:

• политические и правовые факторы. Так, на эффективность деятельности предприятии в новых условиях экономическое развития большое значение оказывают факторы, относящиеся к законодательному и государственному  уровню. В частности, большое значение имеют изменения в патентном законодательство; законодательстве об охране окружающей среды; налогом законодательстве; антимонопольное законодательство; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; правительственные расходы; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; федеральные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; взаимоотношения правительства с иностранными государствами; переход на цифровую экономику.  Так, в целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы по поручению президента РФ Владимира Путина была разработана Программа “Цифровая экономика РФ”, которая состоит из пяти направлений: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций, информационная безопасность и информационная инфраструктура[3]

экономические факторы. На возможность прибыльного существования предприятия оказывает влияние общее состояние экономики, стадии развития экономического цикла. В целом макроэкономический климат во многом определяет  уровень степени достижения предприятиями своих экономических целей. Негативные экономические условия влияют на снижение спроса на товары и услуги организаций, в отличие от более благоприятных, которые обеспечивают предпосылки для дальнейшего роста предприятия. При этом анализируя влияние внешней обстановки на конкретное предприятие, необходимо проанализировать ряд экономических показателей, воздействующих на него, включая ставку процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие;

социальные и культурные факторы во многом влияют на стиль жизни и работы, на наше потребление, оказывая значительное влияние все организации. При этом новые подходы к деятельности предприятия, создают и новый тип потребителя, новые тенденции, что во много  влияет на повышение потребности в других товарах и услугах, совершенно нового качества и потребительских свойств, что во многом определяет новые стратегии в развитии предприятия;

технологические факторы. В связи с дальнейшей информатизации общества и переходом на цифровую экономику, что влечет за собой  появление новых видов коммуникаций, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, предприятия должны учитывать, что эти технологии предоставляют предприятиям, как большие возможности, так и несут в себе серьезные угрозы, воздействие которых менеджер предприятий необходимо адекватно оценивать и не снимать со счетов. Сегодня широкое внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и, в частности, Интернет-технологий,  привили к тому, что стремление компаний реализовать возможности Интернет-технологий породило множество новых инновационных моделей, форм и схем бизнес-процессов, а также подходов к конкуренции и позиционированию на рынке и как итог – увеличивается значимость влияния стратегических решений на результаты бизнеса [4]     Внешние факторы можно отнести с разряду неуправляемых, так как сделать какие-либо точные прогнозы по поводу достижения предприятием финансовой устойчивости не представляется возможным. Причем можно отметить такое воздействие внешних факторов на финансовую устойчивость как прямое, т.е. возможное банкротство должников, и косвенное, т.е. социальное, что дает возможность более корректно оценить характер и степень их влияния.

Таким образом, анализ показал, что в условиях нестабильной экономики на финансовую устойчивость предприятия влияют как внешние, так и внутренние факторы. Причем следует признать, что  на практике существует довольно тесная взаимосвязь внешних факторов с внутренними и между собой, а сложность влияния конкретного фактора и проблемы в их оценке в условиях неопределенности представляют собой серьезную проблему. Т.е. чем неопределеннее внешнее окружение, тем значительно сложнее выявить, в какой степени и к каким последствиям приведет тот или иной внешний фактор [5, с.117].

Для этого необходимо установить наиболее существенные причины, влияющие на изменение основных экономических показателей, учитывая, что все они связаны между собой, и  использовать их изолированно друг от друга при научном планировании предприятия нельзя. Ведь современная методология научного планирования деятельности предприятий включает: стратегическое планирование, составление прогнозов развития предприятий и внутрифирменное планирование. Их последовательная разработка при одновременной тесной и взаимной связи обеспечит получение высокоинтегрированной системы планирования на фирме [6]

Следовательно, в целях адекватного и активного реагирования управления предприятия на изменение внешних и внутренних факторов, целесообразным представляется научное планирование и  разработка собственной стратегии, которая бы смогла бы снизить последствия общего спада производства, не доводя предприятие до состояния банкротства.


Библиографический список
  1. Бабанов В. Н. Экономическое развитие России: история, современность, перспективы (в свете хронологии трудовой деятельности В.А. Стародубцева) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 12–17. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770238.htm.
  2. Егорушкина Т. Н., Бабанов В. Н., Игнатова К. В. Стратегический маркетинг как основа перспективного планирования предприятия торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 621–625. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970139.htm.
  3. Программа “Цифровая экономика Российской Федерации”, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р
  4. Егорушкина Т. Н., Швецов С. А. Применение методологии систем поддержки принятия решений при формировании стратегии электронного бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 109–115. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770252.htm.
  5. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 663 с.
  6. Соколов М. Ф., Чичканова Д. А. Некоторые аспекты планирования и прогнозирования деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 91–102. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770250.htm.


Все статьи автора «Егорушкина Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: