Никто не будет спорить, что современные медиасистемы являются не только поставщиками общественно значимой социальной информации, но и носителями представлений об окружающем мире, иначе говоря – трансляторами идей и смыслов. Однако не всегда эти идеи могут оказывать положительное влияние на массовое сознание потребителей медиапродукции, и особенно – на неокрепшие умы молодежной аудитории. Для того чтобы не «утонуть» в потоке деструктивной информации, научиться распознавать и противостоять манипулятивному воздействию СМИ, а также извлекать для себя полезное из мира медиа, необходимо быть медиаобразованным.
Теория медиаобразования возникла в ответ на запрос общества конца XX века и в связи со стремительным ростом потребления медийной продукции, отмечают современные исследователи [3, с. 8] . Она оформилась в трудах таких зарубежных и отечественных исследователей, как Жан Бодрийяр, Маршалл Маклюэн, Джордж Гербнер, А.В. Федоров, Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, Л.С. Зазнобина, И.В. Жилавская и др.
Известный российский медиапедагог Александр Федоров считает, что медиаобразование, в первую очередь, следует отождествлять с направлением в педагогике, занимающимся изучением закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Кроме того, продолжает он, под медиаобразованием понимают «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации». Исследователь подчеркивает, что медиаобразование формирует «критическое мышление, призванное развить у аудитории способность грамотно воспринимать и анализировать медиатексты» [2, с.26].
Сегодня медиаобразование – сущностная необходимость, оно влияет на ментальную идентичность потребителей медиапродукции. Особенно чутко на происходящее в сфере медиа реагирует молодежная аудитория. Как наиболее мобильная и подвижная, она быстро меняет предпочтения и конструирует свою медиареальность.
Вряд ли стоит рассчитывать на то, что современные СМК в ближайшее время повернутся лицом к молодежной аудитории, а именно удовлетворят ее интересы в получении социально значимой информации, а также запросы общества на формирование личности в соответствии с гуманистическими идеалами и ценностями.
И.В. Жилавская справедливо полагает, что такой неутешительной картине способствует коммерциализация средств массовой информации, которая вытесняет молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка, отчего СМИ в значительной степени утратили воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения сиюминутных потребностей [1, с. 8].
Показательными в этом плане стали результаты тестирования, проведённого автором статьи в ноябре 2016 года в рамках педагогической практики. Участниками опроса стали учащиеся 11-го класса средней школы №5 г. Великие Луки – подростки 15-16 лет. В нем приняло участие 19 школьников.
Была поставлена задача выявления телепредпочтений провинциальной молодежной аудитории. Исследование выявило, что две трети школьников интересуют в СМИ такие темы, как отдых, досуг и развлечения, около 1/3 привлекают новости политики, культуры, спорта, мира моды.
Такие темы, как, с одной стороны, экономика и финансы, с другой – вопросы мировоззрения, в частности религиозных верований и т. п., для исследуемой группы не составляют интереса, который можно удовлетворить с помощью ТВ.
Конкретизируя свои медиапредпочтения, ребята в основном указывали сериалы, такие как «Воронины» и «Молодежка». Большинство школьников, а это около 2/3 опрошенных, смотрят развлекательные шоу «Танцы на ТНТ», «Битва экстрасенсов», «Орел и решка», лишь 1/3 – информационную передачу «Новости». Распределяя телепредпочтения ребят по жанрам, были выделены: ток-шоу («Дебаты», «Пусть говорят»), документально-информационные передачи («Военная тайна»), автомобильные телешоу («Главная дорога»), юмористические программы (Вечерний Ургант», КВН), программы в жанре светской хроники, например, «Светская жизнь семейства Кардашьян». Показательно, что никто из опрашиваемой молодежной аудитории не назвал какой-либо просветительской и образовательной телепередачи.
В связи с полученными результатами можно сделать вывод о необходимости введения школьного медиаобразования, которое должно быть интегрировано в различные учебные дисциплины, преподаваться отдельным предметом или факультативно в виде кружка. Это подготовит новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и правильной интерпретации различной информации, к стремлению, в первую очередь, овладеть знаниями и умениями посредством СМИ, а не к праздным развлечениям и скандалам, которыми перенасыщена современная журналистика.
Библиографический список
- Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
- Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 с.
- Шергова, О.Б. Медиаобразование и журналистика: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук (10.01.10) / Шергова Ольга Борисовна; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М., 2010. – 29 с.