ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

Баженова Елена Васильевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
магистрант

Аннотация
В данной статье представлены материалы эмпирического исследования, целью которого было выявление этнических стереотипов населения города Красноярска. Представлен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Баженова Е.В. Эмпирическое исследование этнических стереотипов населения города Красноярска // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24683 (дата обращения: 24.02.2024).

Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, проявляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной из нации или одной этнической общности обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.

Обособленность каждой общности предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотип, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы.

После распада СССР на территории СНГ наблюдается чрезвычайная сложность проявления межнациональных отношений не только между суверенными государствами, но и между этническими общностями внутри России. Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации являются благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и групповом уровнях. В свою очередь многонациональный состав населения города Красноярска, образование своеобразных экономических ниш в экономике и ряде других сфер общественной жизни во многом способствует тому, что нарастающая конфликтность приобретает национальную окраску.

Этнические стереотипы – обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, регулирующие восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Слово «стереотип» происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. Первоначально оно появилось в полиграфии для обозначения печатной формы-копии с типографского набора. В обыденной жизни понятие «стереотип» употребляется довольно часто как синоним слов «шаблон» или «стандарт».

У. Липпманом, было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления. Т. Шибутани определял социальный стереотип как популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей [1].

По мнению В. Дуааза, стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними .

Первым из отечественных ученых на стереотип, как на явление сознания, обратил внимание В.А.Ядов. Он считал, что являясь продуктами социальной среды и социального восприятия, стереотипы как стандартизированные образы или представления о социальных объектах, обладают высокой устойчивостью. Эти социальные образы «содержатся в сознании людей и способны оказывать известное влияние на представления человека об окружающей действительности» [3].

Теодор Адорно в 30-40-х годах предложил свою теорию стереотипов с теоретических позиций психоанализа. Согласно его подходу, стереотипы основаны на глубинных, неосознаваемых иррациональных источниках. По Адорно, стереотип – это «приспособление для удобного видения вещей», это чрезвычайно устойчивый к изменению и всеобъемлющий механизм, который экономит время и энергию.

В.Г. Крысько, в свою очередь, считает, что национально-психологические особенности людей проявляются по механизму стереотипа [2].

Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа и выделил его следующие характеристики:

– люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или «социальные категории» недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками, такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течении очень длительного периода времени;

– социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений;

– социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

– они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

– социальные стереотипы не представляют проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [4].

Целью эмпирического исследования является изучение этнических стереотипов населения города Красноярска.

Исследование проводилось на базе КГБУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» Советского района г.Красноярска

В исследовании принимали участие 40 жителей города Красноярска в возрасте 27-38 лет.

Методика биполярных шкал (метод полярного профиля) Преимущество биполярных шкал в том, что они позволяют выявлять не только качества, по которым группа высоко оценивается, а также и антистереотипные характеристики. Т.Г. Стефаненко указывает, что многочисленными исследователями различных теоретических ориентации подчеркивается важность принципа биполярности, в соответствии с которым осуществляется категоризация и стереотипизация как ее частный случай.

Данный метод является особенно продуктивным при проведении сравнительного исследования стереотипов двух — чаще всего своей и чужой – этнических групп, поскольку позволяет выявить форму, в которой протекает их дифференциация, а именно сопоставления или противопоставления (Т.Г. Стефаненко,).

Методики биполярных шкал включила в себя набор из 43 черт или качеств, оцениваемых по семибалльной шкале, приписанных типичному «русскому» и типичному «иностранцу». Для уменьшения систематической ошибки на опросном листе мы расположили позитивные и негативные характеристики на обоих полюсах шкал.

Респондентам была дана следующая инструкция: «Охарактеризуйте типичного русского (типичного еврея) с помощью приведенных ниже полярных качеств. Для этого прочтите внимательно каждую пару качеств и решите, какое из двух характерно для русских. В том случае, если это качество в максимальной степени характеризует русских, обведите ближнюю с нему цифру «3», в средней – цифру «2», в меньшей – цифру «1». Если эта пара качеств вообще не характеризует русских, обведите цифру «О»». В процессе обработки результатов мы рассматривали качества как стереотипные, если не менее 80% испытуемых согласны относительно их наличия у описываемой группы.

Респонденты оценивают по данным качествам абстрактного «типичного»  представителя собственной этнической общности и «типичного» представителя иноэтнической группы участвующей в процессе межэтнического взаимодействия.

Главный принцип построения исследования по данной методике основан на рассмотрении эмоционально-оценочного компонента как доминирующего в структуре этнического стереотипа.

Рассмотрим результаты исследования эмоционально-компонентного компонента стереотипа.

 

Рис.1. Этнические стереотипы жителей Красноярска

Коэффициент амбивалентности (А) имеет несколько сниженные средние значения, поэтому можно говорить о высокой определённости стереотипа как в отношении своей группы (А=0,013), так и в отношении аутгруппы (А=0,019) и свидетельствует о несомненной поляризации качеств.

Полученное значение по общему коэффициенту выраженности (S) в отношении ингруппы имеет среднее значение 0,29 и имеет позитивную направленность; в отношении аутгруппы среднее значение равно 0,25 и интенсивность гетеростереотипа также имеет положительную направленность,

Средние значения  коэффициента валентности стереотипа (D) по ингруппе составили 0,3, а по аутгруппе – 0,21. Таким образом, общая эмоциональная направленность жителей Красноярска по отношению к к проедставителям иных этнических групп имеет положительные значения.

Полученные данные позволяют нам утверждать, что выраженность (интенсивность) и эмоциональная направленность этнических стереотипов подростков открытого города  носят позитивный характер.

Рассмотрим влияние гетеростереотипов русских жителей Красноярска на социальную дистанцию в отношении  иностранцев

Таблица 1. Результаты измерения социальной дистанции

ранг этническая  группа социальная дистанция интерпретация

1

русские

1,53

слияние

2

англичане

3,01

толерантность

3

американцы

3,29

4

итальянцы

3,34

4

французы

3,34

5

испанцы

3,46

6

белорусы

3,47

7

украинцы

3,49

8

немцы

3,55

9

бразильцы

3,75

10

афроамериканцы

3,87

11

греки

4

12

голландцы

4,01

13

японцы

4,03

14

корейцы

4,36

15

татары

4,37

16

казахи

4,39

17

эвенки

4,42

18

филиппинцы

4,5

19

китайцы

4,53

20

евреи

4,57

21

чукчи

4,7

21

монголы

4,7

22

египтяне

4,74

23

армяне

4,78

23

якуты

4,78

24

индийцы

4,88

25

грузины

4,93

25

азербайджанцы

4,93

26

турки

4,94

27

иранцы

5,06

изоляция

28

курды

5,07

29

чеченцы

5,33

30

цыгане

5,57

По результатам нашего исследования минимальная социальная дистанция (слияние), как и следовало ожидать, отмечена в отношении русских (1,53). Что еще раз демонстрирует феномен внутригруппового фаворитизма (в данном случае – явного предпочтения своей этнической группы) [6]. Красноярцы готовы вступать с русскими в родственные и дружеские отношения.

Все остальные этнические группы расположились в диапазоне от 3,01 до 5,57, что требует более подробного обсуждения. Интересно, что американцы и представители некоторых европейских этносов (англичане, итальянцы, французы, испанцы) оказались чуть ближе по социальной дистанции к респондентам, чем белорусы и украинцы (славянские этносы), что может свидетельствовать о привлекательном образе этих европейских наций в глазах жителей Красноярска.

Для более детального анализа выделим условно отдельные группы национальностей и средний индекс социальной дистанции по этим группам:

– славянские (украинцы, белорусы) – 3,48;

– европейские (англичане, итальянцы, французы, испанцы, немцы, голландцы, греки) – 3.53;

– Северо-Восточная Азия – китайцы, монголы, корейцы, японцы – 4,41;

– коренные народы, проживающие на севере РФ, в Сибири и на Дальнем Востоке (ненцы, чукчи, якуты) – 4.63;

– Закавказье – армяне, азербайджанцы, грузины – 4,88;

– Ближний Восток – египтяне, турки, иранцы – 4,91

Такое условное выделение больших групп национальностей, сделанное по этническим и географическим признакам, используется при оценке шкалы Богардуса для выделения некоторых общих тенденций при анализе ответов респондентов.

Наглядно результаты исследования представлены на рис.2.

 

Рис.2. Социальная дистанция жителей Красноярска с этническими группами

Как мы видим, славян и европейцев жители Красноярска  ставят на достаточно близкую дистанцию, в сравнении с другими группами.

Ответы в диапазоне 3-4 говорят о возможности видеть их соседями по дому, коллегами по работе, т.е. завязывать достаточно близкие контакты.

Диапазон социальной дистанции от 4 до 5 означает для большинства респондентов возможность иметь представителей данной этнической группы в качестве коллег по работе или знакомых. Результаты исследования показывают, что представители Северо-Восточной Азии (особенно японцы – 4,03 и корейцы – 4,36) оказались по социальной дистанции для жителей Красноярска ближе многих других национальностей, включая некоторые этнические группы РФ, Закавказья и Ближнего Востока. Этот феномен требует своего дальнейшего изучения. Популярность элементов японской культуры у современной молодежи (аниме, традиционная японская кухня, широко представленная в ресторанах и кафе г. Архангельска, и т.д..) могла сыграть в этом свою роль.

Выделим отдельно те группы, которые наиболее часто упоминались респондентами с оценкой «не хочу видеть его в моей стране», т.е. получали максимальную оценку 7 по шкале социальной дистанции. Они представлены в таблице 3.

Таблица 3. Максимальная социальная дистанция по отношению к этническим группам

ранг

этническая  группа

социальная дистанция

1

цыгане

40,0%

2

чеченцы

27,5%

3

азербайджанцы

20,0%

4

грузины

17,5%

4

армяне

17,5%

5

турки

17,5%

6

иранцы

15,0%

7

евреи

15,0%

Наглядно  данные максимальной социальной дистанции по отношению к этническим группам представлены на рис. 3

 

Рис.3. Максимальная социальная дистанция (7 баллов) по отношению к этническим группам

Представленные данные  характеризуют отсутствие толерантности по отношению к ряду этнических групп у многих опрошенных нами жителей Красноярска.

Здесь на первом месте оказываются цыгане: более трети респондентов (40%) не хотели бы видеть их в своей стране, на втором месте – чеченцы: более четверти жителей Красноярска (27,5%) дают такие же ответы. И четверть жителей Красноярска не хотел бы видеть рядом с собой представителей Закавказья (азербайджанцев, грузин и армян). Далее идут турки, иранцы и евреи.

Остальные этнические группы также упоминаются некоторыми жителями красноярска в графе «не хочу видеть его в моей стране», но в меньшей степени. Часто это единичные ответы. Такие данные отражают индивидуальные установки отдельных жителей по отношению к определенным этническим группам.

Единственная национальность, не получившая ни одного подобного ответа («не хочу видеть его в моей стране») – греки.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы:

1. На формирование и развитие этнических стереотипов влияют социальные, исторические, политические и культурные факторы. Этнические стереотипы детерминированы: во-первых, реальными специфическими чертами воспринимаемой группы, отличающими ее от других общностей и обусловленными материальными условиями жизни людей; во-вторых, спецификой преломления этих черт через аппарат социального восприятия

стереотипизирующей группы; в-третьих, всем комплексом экономических, политических и культурных взаимоотношений между обеими общностями;

2. Взаимодействие и общение представителей различных наций основывается на схематичном восприятии ими друг друга , т.е. на этностереотипах, представляющих собой – обобщенный, устойчивый, эмоционально-насыщенный, сложившийся в исторической практике межэтнических отношений образ этнической группы, регулирующий восприятие и поведение ее представителей.

3. Этнические стереотипы могут в определенной степени изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических преобразований общества. Возможности изменения этнических стереотипов связаны с критическим отношением к собственной этнической группе, к изжившим себя и мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни; с ориентацией индивида как на эталоны, предписанные референтной группой, так и на стереотипы, принятые в той группе, в которую индивид включен в

данный момент. Активное межэтническое общение в процессе совместной деятельности, правда, далеко не всякое, разрушает этнические стереотипы.

4. Портрет «типичного русского»: среди положительных характеристик, которые присутствуют у «типичного иностранца» жителями были названы следующие: хитрый, умный, красивый, культурный, религиозный, общительный, дружелюбный, трудолюбивый, целеустремленный, семейный, заботливый и патриотичный. Среди негативно окрашенных качеств были выделены следующие: жадный, богатый, уродливый, брезгливый, нечестный, непатриотичный, доверчивый, самолюбивый, и такому качеству как эгоистичный жители затруднились дать определенную эмоциональную окраску.

5. Портрет типичного «иностранца». Положительные характеристики, а именно: строгий, честный, целеустремленный, сильный, храбрый, патриотичный, воспитанный, трудолюбивый, умный, сексуальный, красивый, благородный, серьезный, волевой и хитрый.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о наличии латентной этнической напряженности и необходимости профилактики ксенофобии и конфликтов на этнической почве у жителей Красноярска.


Библиографический список
  1. Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Собр.науч.трудов.  М., 1984. 277 с.
  2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально- психологические проблемы).  М.: Изд-во Моск.ун-та, 1990. 210 с.
  3. Ядов В.А. К вопросу о разработке социальной типологии личности / Личность в системе коллективных отношений. – М., 1980. 200 с.
  4. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. – М. 1996. 297 с.
  5. Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии.  1986.  № 1. С.95
  6. Campbell D.T. Stereotupes and the perception of droup differencess // Amep, Psycholodist. – 1997.
  7. Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии.  1986.  № 1. С.95
  8. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы в социально-контексте // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1997. 317 с.
  9. Калашян Я.Г., Ерина И.А. Взгляд ученых на этнический стереотип // Эволюция современной науки сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С. 154–156.


Все статьи автора «Баженова Елена Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: