УДК 316.6

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА МИГРАНТОВ

Исмагилова Камилла Юнусовна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Аннотация
В данной статье раскрывается содержание понятия «ценностно-смысловая сфера мигрантов».

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Исмагилова К.Ю. Ценностно-смысловая сфера мигрантов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24658 (дата обращения: 07.12.2017).

Стремительно ускоряющиеся и меняющие свои соотношения процессы эволюции общества обгоняют развитие способности человека отвечать на вызовы неожиданностей и неопределенностей, которыми переполняет нашу жизнь социальная турбулентность. Одним из ее проявлений является вынужденная миграция людей из регионов межэтнической напряженности, социальной конфликтации.

В различных типах миграции, как распространенном социальном феномене, всегда представлен психологический план, в содержании которого есть много общего, но много и различного Человек, выезжающий за рубеж, получает статус «эмигранта», на территории Российской Федерации внутренние мигранты имеют два статуса «беженец» и «вынужденный переселенец» Эти люди, вынужденные в силу обстоятельств политического, военного и религиозного характера покидать место постоянного жительства и искать приют на территории другого государства или в другой части своего государства.

Установлено, что в системе ценностей современных мигрантов преобладают ценности сохранения и общности, менее значимы ценности открытости изменениям, а отвергаемыми являются ценности самовозвышения. Зафиксировано, что структура ценностей мигрантов характеризуется дисгармоничностью, в ней доминируют противоположные мотивационные типы (сохранения и открытости изменениям).

Выявлено, что фактор социально-успешности и социальной не успешности мигрантов влияет на предпочтение ценностей «конформность», «доброта», «универсализм», «самостоятельность», «безопасность»; «материальное благосостояние», «социальный статус». Для социально-успешных мигрантов более высокую значимость имеют доминирующие ценности «доброта», «универсализм», «самостоятельность», среди ценностей среднего слоя – «социальная активность», «любовь» и «познание нового».

Ценности являются одной из важнейших проблем, исследуемых науками о человеке: философией, психологией, педагогикой, социологией, др. Несмотря на то, что большинство определений ценностей в психологии опираются на философские и социологические концепции ценностей и ценностных ориентаций, имеющие давнюю традицию, психологическое понимание личностных ценностей существенно отличается от интерпретации ценностей в других науках.

Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя две основных составляющие – систему ценностных ориентаций, отвечающих за направленность личности и систему личностных смыслов, отражающих субъективную значимость для человека предметов и явлений окружающего мира.

Ценностно-смысловая сфера, являясь центральным ядром структуры личности, определяет ее направленность, выступая основой регуляции социального поведения личности.

Функцией ценностных ориентаций является выполнение стратегических жизненных целей и мотивов деятельности человека. В зарубежной психологии проблема ценностно-смысловой сферы личности освещена в работах А. Маслоу, К. Роджерса, М. Рокича, В.Франкла, Э. Фромма, Э. Шпрангера и др. В трудах Э. Фромма выделены следующие ценности, определяющие поведение личности: официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические); действительные ценности (порожденные социальной системой); и собственные ценности, выработанные на основе жизненного опыта.

В.Франкл, создавая направление логотерапии, считал, что центральным звеном ценностной системы человека является понятие «смысл жизни», при этом важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данного человека в конкретный момент его жизни. Обнаруживать индивидуальный смысл человек может с помощью ценностей творчества, в частности через труд, создание нового продукта; с помощью ценностей переживания любви и с помощью ценностей страдания в результате формирования отношения человека к предельным вопросам бытия [32, c. 210]

Представители гуманистического направления психологии считали, что система ценностных ориентаций является регулятором высших человеческих ценностей, смысловых образований.

В.С. Мерлин полагал, что ценности и смыслы обладают системообразующей функцией, объединяя различные типы ценностей, которые гармонизируют личность, способствуют становлению индивидуальности человека [23, c. 56].

Таким образом, под ценностно-смысловой сферой понимается центральное ядро структуры личности, определяющее ее направленность, выступающее основой регуляции социального поведения личности. Формирование системы жизненных ценностей и смыслов личности является для зарубежных и отечественных исследователей предметом разнопланового изучения. Ценности определяют важнейшие цели человека, отражая его долговременную жизненную перспективу. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека, указывая, что для него является особенно важным, значимым.

Среди множества интерпретаций ценностей в психологии наиболее распространенным является подход, рассматривающий ценности как порождение жизнедеятельности конкретного социума, развитый в трудах философов и социологов.

Г. Оллпорт рассматривал ценность как «некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность» [27, с. 133]. При этом, считал он, источником большинства ценностей личности является мораль общества, но имеется ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами (например, любознательность, эрудиция, общение и т.д.). Моральные нормы и ценности, формируемые и поддерживаемые обществом посредством внешнего подкрепления, выступают в качестве средств, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности.

В описании ценностно-смысловой сферой личности, современные исследователи М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех центральное место отводят ценностной ориентации, «сущность которой заключается в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям, система индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и выражающаяся в поведении». По мнению этих авторов ценностная ориентация «отражает смысловую сторону направленности личности, ее внутреннюю, содержательную основу внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности. Такое взаимодействие выражается в дифференцировании объектов по их значимости для индивида, выявлении личностного смысла различных объектов» Ценностные ориентации личности, считает М.С.Яницкий, связывают ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, являясь, таким образом, одним из важнейших компонентов структуры личности и занимая промежуточное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов [28, c.56].

Проблему формирования ценностно-смысловой сферы мигрантов принято рассматривать в контексте общих закономерностей психического развития, она непосредственно связана с особенностями возрастного развития на различных его стадиях. Анализируя проблему формирования и развития ценностно-смысловой сферы мигранта, А.В. Серый показывает, что эти процессы отражают общие закономерности возрастного и личностного развития [29, c. 145].

Д.А. Леонтьев описывает процесс интериоризации как движение от ценностей социальных групп к личностным ценностям. В этом контексте социализация понимается им как усвоение ценностей социальных общностей и их трансформация в личностные ценности (движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях, к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности [20, с. 20-27].

Автор подчеркивает, что субъектом психологических феноменов и проявлений каждой естественной социальной группы является «именно группа в целом, а не ее члены или их взаимодействия между собой». Отношения человека с миром опосредованы одновременной включенностью его в довольно большое число социальных групп. При этом «интенсивность этой включенности может быть различной: от чисто формальной принадлежности и формальной ориентации до полного принятия групповых норм, ценностей, ритуалов и т.п. и их ассимиляции в виде интериоризованных механизмов регуляции», что качественно выражается в понятии «социальная идентичность личности». Таким образом, «идентификация индивида с той или иной cоциальной группой или общностью феноменологически выступает как ассимиляция им коллективного опыта и коллективной психологии этой группы, наиболее концентрированным выражением которых выступают групповые ценности».

Психологические механизмы социализации – внушение и подражание рассматривались в социально-психологических концепциях Г. Тарда и Дж.Болдуина. Г. Тард утверждал, что в обществе подражательность имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Дж. Болдуин считал, что подражание мыслям, поведению других формирует способность к жизни в обществе. Так, вокруг индивида с момента рождения сплетаются «социальные внушения», и даже чувство своей собственной личности развивается у ребенка постепенно, посредством подражательных реакций на окружающую его личную среду [37, c. 16].

Ж. Пиаже рассматривал подражание как имитацию, воспроизводство структуры объекта и его движений, которая в результате многократных повторений формирует в его субъективном пространстве психический образ объекта. Первоначально не осознаваемая, на стадии абстрактного интеллекта имитация становится осознанной, ей предшествует внутренний психический образ [31, c. 59].

Другой механизм усвоения социальных ценностей и смыслов –идентификация, отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, подробно описан в психоанализе. В.Г. Леонтьев считает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для мигранта ценностей, а развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов [17, с. 80].

Противоречивый характер носит формирование ценностей в подростковом возрасте, для которого свойственна ориентация на взрослые ценности. Вместе с тем, как отмечает И.С. Кон, такая ориентация носит противоречивый характер, поскольку приобретающие для подростков исключительную значимость ценности группы сверстников сосуществуют с развивающейся способностью к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали [17, c. 190]. На эти противоречия указывают многие авторы.

Однако лишь в юношеском возрасте система ценностных ориентаций приобретает подлинно регулятивные функции. По замечанию Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [7, с. 321].

В молодом возрасте, считает М.С. Яницкий, складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней системы ценностей, поэтому юношеский возраст является решающим в плане формирования ценностной системы личности. В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по мнению М.С. Яницкого, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни.

«Характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, к смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенной трансформации системы ценностей» [36, с. 42].

Б.И. Додонов подчеркивает роль эмоционального подкрепления в принятии социальных норм, указывая, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки – рациональной или эмоциональной)» [11, с. 11].

Семья как источник формирования ценностей, установок и норм поведения исследована наиболее широко. М.С. Яницкий, обобщая данные различных авторов, приводит перечень основных факторов, опосредующих влияние семьи на формирование системы ценностей личности. Это структура семьи (полный или неполный состав, наличие братьев и сестер, старших, родителей); типы воспитания и стили родительского поведения; конфликтный или неконфликтный характер взаимоотношений между родителями; социальный статус, уровень образования и доходов родителей; социокультурные, религиозные и этнические корни семьи [36, c. 56].

Аналогично, влияние школы на формирование ценностных ориентаций личности определяется как особенностями организации учебного процесса, таки взаимоотношениями с учителями и сверстниками.

По мере взросления человека все большее влияние на формирование системы ценностей оказывает осознание им своей принадлежности к тем или иным большим социокультурным группам – этносу, классу, конфессии, др. Очевидно, что приобретение личностью разных идентичностей – групповых, этнических, профессиональных также связано с динамикой ее ценностей.

Трансформация идеалов общества и ценностно-смысловой сферы личности, изменение всего хода социализации в связи ускорением социальной динамики и структурными изменениями в российском обществе в последние два десятилетия отмечается многими исследователями. Это, как справедливо замечает Е.П. Белинская [5], приводит к отсутствию четких и непротиворечивых «внешних» ориентиров для выбора моделей социального поведения. Исходя из этого, изучение на современном этапе развития общества ценностно-смысловой сферы различных категорий людей дает ключ к пониманию их социального поведения, позволяет проследить новые тенденции в изменении индивидуальных и социальных ценностей. Это объясняет возникший в последнее время тренд на эмпирические исследования индивидуальных ценностно-смысловых сфер.

Мигранты в международном праве – это лица, добровольно или по настоянию властей покинувшие страну проживания в результате военных действий, насилия, преследований и иных чрезвычайных обстоятельств.

Мигрантам присущи определенные психологические особенности, выражающиеся в специфическом мировосприятии, угнетенности психики, повышенной сензитивности к несправедливости и др.

Миграция населения это любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности [1].

Миграция приводит к тому, что переселенцы и их дети оказываются в новой среде. Они сталкиваются с новой культурой, а как следствие и новым социумом, который им нужно изучить и понять в кроткое время. Как отмечает Т.А. Силантьева, одним из основных условий оптимального вхождения мигранта в новую социальную среду является процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, т. е. социально-психологическая, социокультурная адаптация [3].

Личностные особенности мигранта, жизненные события, социальная поддержка определяют сложность прохождения психологической адаптации. Социокультурная адаптация, как и психологическая адаптация зависит от индивидуальных характеристик, но так же связано с уровнем знания и жизненным опытом в новой культуре, частотой взаимодействия с носителями культуры, межгрупповыми установками.

Основной характеристикой успешной адаптации является межэтническая интеграция, при которой сохранятся этнокультурные особенности, свойственные каждой этнической группе, и в то же время для такого объединения характерны элементы общего самосознания, вхождения в общее «мы» (реальное или условное).

Не менее важен и процесс социокультурной адаптации, через который должен пройти каждый мигрант. Попадая в отличную от родной культуры, мигрант вынужден отказаться от привычного образа жизни, осваивать другие социальные нормы и правила, регулирующие поведение в обществе. Изменения претерпевают все сферы жизнедеятельности: социальные, экономические и психологические отношения гражданина с общественностью и внутри определенной микрогруппы, часто, даже природа и климат, привычки, связанные с предпочтениями в одежде и еде. Особую роль, в процессе социальной адаптации мигранта, играет культура и связанные с ней проблемы в освоении другого языка и обычаев, традиций и ритуалов, норм и ценностей. Подобные различия могут послужить фактором непонимания коренными жителями мигрантов, прибывших в их страну. Тогда как сам факт непонимания способствует отрицательному восприятию сложившейся ситуации, чувству одиночества и ощущению ненужности самими мигрантами. Социальные границы, которые могут быть воздвигнуты между мигрантами и населением, вызывают однозначную реакцию первых в отношении вторых: они изолируются и замыкаются в себе. Таким образом, мы приходим к выводу, что вынужденным мигрантам, в первую очередь нужны поддержка и участие общества, а затем материальная помощь.

Каждый день мигрант претерпевает различные негативные воздействия, сталкиваясь с проблемными ситуациями, попадая в непривычные условия жизнедеятельности, новые системы социальных норм и др., что не может не отразиться на личности. Но одновременно с этим, такие условия создают возможность каждому мигранту для личностного развития, принятия на себя ответственности за выполняемую деятельность, выработку новых паттернов поведения и способов решения проблемных ситуаций, что приводит личность к пониманию ее роли в собственной жизни. Обратное от саморазвития, действие приводит личность к снижению социальной успешности. Поэтому никогда нельзя забывать о индивидуально-психологических особенностях личности, составляющих тот или иной набор качеств и характеристик каждого человека. Не каждый мигрант способен отказаться от всего, что есть, либо осталось у него в родной стране и покинуть ее, получив статус мигранта.

Исследователь В.Н. Павленко в своих работах проанализировал модели трансформации идентичности у мигрантов [23, c. 96]. Где выявил, что попадание личности в другую социокультурную среду, приводит не только к общему ухудшению психического здоровья, но и к серьезным изменениям идентичности личности. Что, в свою очередь, как один из негативных факторов миграции, кризис идентичности, становится главным препятствием на пути успешной социальной и психологической адаптации личности к измененным условиям жизнедеятельности.

В узком смысле ситуация миграции понимается как вид экстремального воздействия на человека. Такой характер ситуации определяется стрессогенностью причин, способствовавших миграции (политические конфликты, военные действия, природные катаклизмы и другие катастрофы), и продолжительностью процесса социальной адаптации к иной культурной среде. Негативные события жизни, перемены, различного вида депривации и изоляции способны вызывать кризис идентичности, включающий идентификационною спутанность, связанную с непринятием новой культуры и одновременным отвержением собственной. Все это ведет к ощущению вынужденными мигрантами собственной неполноценности, разрушению базовых структур личности, мировоззрения.

Одним из исследователей проблемы успешности мигрантов является З.Х. Лепшокова, которая в своих работах, с помощью сравнительного анализа составляющих психологического успешности личности и показателей психологического здоровья между группами мигрантов и коренного населения, показала: что у мигрантов менее выражены такие компоненты психологического успешности, как: «Самопринятие», «Позитивные отношения с другими» и «Автономия». При этом обнаружено, что у мигрантов меньше выражен уровень депрессии и тревожности, чем у представителей принимающего общества. Автор в своем исследовании сделала вывод о том, что: «стратегии аккультурации, предпочитаемые мигрантами, взаимосвязаны с психологическим успешностьм и психологическим здоровьем личности: интеграция в принимающее общество положительно взаимосвязана со всеми компонентами психологической успешности, стратегии ассимиляции, сепарации, маргинализации имеют преимущественно негативные связи с психологическим успешностью и психологическим здоровьем» [16, c. 136].

Испытывая эмоциональный дискомфорт и стресс, подвергаясь дезадаптации и другим негативным последствиям процесса миграции, мигранты могут искать выход из сложившейся ситуации в девиантном поведении. И, такой исход событий может повлечь крайне пагубные последствия для государства, например, рост преступности. Таким образом, актуальной проблемой современного общества является способность государства оказать помощь мигрантам и вынужденным переселенцам, а именно создание таких условий жизни, которые будут способствовать успешной адаптации и комфортному проживанию в новой среде именно такой категории мигрантов.


Библиографический список
  1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психол. журн. 1984. – Т. 5. – № 5. – С. 63-70.
  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл. 2007. 528 с.
  3. Белинская, Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности [Электронный ресурс] / Е.П. Белинская // http://www.tolerance.ru/VT-5-sistema.php?PrPage=VT (дата обращения: 01.09.17)
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  5. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – М., 1978. – 272 с.
  6. Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций: монография / Н.М. Лебедева. – М.: Социс, 2013. – 355 с.
  7. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: Из научного наследия [Текст] / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. – 228с.
  8. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
  10. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В.Н. Мясищев / Психология личности: тексты. – М.: МГУ, 1980. – 35-38.
  11. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М., 2009. – 544 с.
  12. Оллпорт, Г. Личность в психологии [Текст]: Пер. с англ. / Г. Олпорт. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.
  13. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика [Текст] / А.В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
  14. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов [Текст] / А.В. Серый. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  15. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже [Текст]: Пер. с англ. / Дж. Флейвелл. – М.: Просвещение, 1967. – 623 с.
  16. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст]: Сборник: Пер. с англ. И нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  17. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
  18. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в. [Текст]. Учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. – М., 1996. – 416 с.


Все статьи автора «Исмагилова Камиля Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: