Тема кризиса культуры является, пожалуй, одной из самых животрепещущих в актуальной культурологии, однако постановка проблемы кризиса в различных его аспектах во многом принадлежит исследователям культуры ХХ века.
Одной из таких важных аналитических работ является книга «Человек и общество в эпоху преобразований» Карла Манхейма, который проводит прямые параллели между кризисными явлениями в культуре и экономике (этот угол зрения чрезвычайно популярен в российских исследованиях в области культурологии [1]).
Анализируя симптоматику культурного кризиса, К. Мангейм акцентирует внимание на положении интеллигенции как ключевом индикаторе культурного кризиса, поскольку интеллигенция «производит культуру» в различных её ипостасях: политика, организация, знание (образование), эстетика, религия. – Общество передаёт этим «специализирующимся» группам элит функции интеграции волевых импульсов (политика и организация) и сублимации духовных энергий (знание, искусство, религия).
Гармоничное развитие культуры предполагает «баланс» элит: политическая и управляющая элиты не должны доминировать, подавляя «культурнические» элиты (эта идея перекликается с концепцией А. Тойнби [2]): «Общество, не позволяющее сублимированному слою достичь развития, не может ни управлять культурным процессом, ни увеличить свои творческие силы. Только там, где, с одной стороны, рядовой человек располагает достаточным свободным временем, чтобы подвергнуть сублимации излишек своей энергии, и где, с другой стороны, в области культуры существует группа лидеров, способная направить эту сублимацию, возникают соответствующие друг другу слои: слой, создающий культуру, и слой, культуру воспринимающий» [3, с. 176].
Культура тесно связано с процессами, происходящими в обществе: общество стало массовым. И здесь сразу же возникают ассоциации с массовым производством (товаров и услуг), где конкуренция как механизм отбора и выживания на рынке, а также соотношение спроса и предложения являются решающими.
Решающими они являются и для культуры: культура претерпевает необратимую трансформацию, становясь массовой вследствие «массовизации элит», и это находит выражение, в первую очередь, в бесконечном росте числа элитарных групп (так, что все перестают быть авторитетными, утрачивая ведущую функцию) и их «разгерметизации» (практически любой в демократическом обществе может стать «элитой», вследствие чего «утрачивается целенаправленность в образовании вкуса, ведущего принципа вкуса… Новые импульсы подхватываются широкими массами как простые возбудители, а не в их сложившейся форме как объективные образования, и разносятся как один из многих раздражителей, которых в современном мире с его крупными городами и так достаточно» [3, с. 178]), а также в изменениях, касающихся принципов отбора элит (отбор становится негативным: «тон начинают задавать те, кто отстал по своему самообладанию и способности контролировать свои влечения» [3, с. 180]), что ведёт к изменению их качества (вследствие негативного отбора возникает негативный образец для подражания с новыми – негативными – ценностями; это производит переворот в «порядке души» (М. Мамардашвили), когда «в душе отдельного индивида также возникает внутренняя борьба мотивов и в конце концов происходит негативный отбор такого рода, что люди начинают стыдиться культуры, которую они… восприняли, ощущают склонность к ней как проявление слабости и трусости; совершённая в течение длительного времени многими поколениями сублимация постепенно распадается и вовне всё больше выступает хаотическая и бесформенная сторона души» [3, с. 180]).
Все перечисленные процессы, связанные с трансформацией культурных элит, имеют точные аналогии с действием конкуренции в экономической сфере – области массового производства.
Ещё один значимый аспект трансформации элит напрямую связан с экономическим законом спроса/предложения: демократизация образования ведёт к дисбалансу спроса и предложения – предложение превышает социальный запрос общества на образованных, интеллигентных людей «для выполнения его интеллектуальных функций» [3, с. 183], следствием чего становится «пролетаризация интеллигенции» и, следовательно, обесценивании духовного, культуры и образования в целом.
Кроме того, демократизация общества предельно расширила отбор, и он стал охватывать «наименее подходящие для духовной жизни» социальные слои – «возникающие в этих кругах импульсы часто создают типы, ограниченные по своей человеческой сущности» [3, с. 185], таким образом, массово появляются люди со средним культурным уровнем как эталонным, значимым, а значит, быстро распространяющимся.
Таким образом, в своей книге «Человек и общество в эпоху преобразований» Карл Манхейм вскрыл социологические причины и механизмы вытеснения в массовом обществе элитарной культуры, проведя аналогии с экономическими законами, внеся существенный вклад (как и многие другие теоретики ХХ века, занимавшиеся проблемами массового общества и упадка культуры [4, 5]) в рассмотрение генезиса проблемы вымывания подлинной культуры, подмены её суррогатной – массовой культурой «среднего человека».
Несмотря на то, что Карл Манхейм описывал тип общества столетней давности, его концепция до сих пор обладает мощным потенциалом эвристичности, помогая адекватно понять происходящие в культуре процессы.
Библиографический список
- Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Дихотомия «публичного» и «частного» в свете симптоматики невроза культурного генеза // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22205 (дата обращения: 03.12.2017).
- Пятилетова Л. В., Зорихина Е. М. Культурологическая концепция А. Тойнби: новые грани прочтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13258.htm.
- Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразований [Электронный ресурс]. URL: http://culturalstudy.pstu.ru/modules.php?name=lib_1_15 (дата обращения: 02.12.2017).
- Пятилетова Л. В., Тимофеев О. И. Человек массового общества в его отношении к искусству и «аристократии»: «обнуление» и «конец культуры» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15341.htm.
- Костарев А.В., Пятилетова Л.В. Массовый человек как новый цивилизационный вызов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83301 (дата обращения: 29.09.2017).
http://bookitut.ru/Tragediya-svobody.55.html