УДК 2-9

ИСТОРИЯ ЯЗЫЧЕСТВА НА РУСИ

Бычков Даниил Владимирович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Язычество уходит корнями в далекое прошлое. Эта вера перенесла огромный путь становления как полноценной религии и в итоге сформировало точные представления о мире у наших предков. По их мнению, сверхъестественное было неразрывно связано с реальным, природа находилась в слиянии с человеком. После христианизации Руси язычество стало затухать. В данной статье рассматриваются главные этапы возникновения, существования и завершения данной религии, описываются ее истоки и особенности. Вопрос о язычестве становится все более популярным в наше время, поэтому научная новизна статьи заключается в объективной оценке существующих признаков остатка древней веры в наше время.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Бычков Д.В., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Гордеев К.С. История язычества на Руси // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/12/24591 (дата обращения: 30.11.2017).

Религия всегда была неотъемлемой частью жизни человека. До христианства на Руси наши предки придерживались язычества. Что представляла собой эта вера?

Само понятие «язычество» произошло от церковно-славянского «языцы», что означает народы. Сведения, которые мы имеем на данный момент, о переходе от одних верований к другим были записаны пращурами на данном языке. Нельзя не заметить, как в летописях все, кто после принятия на Руси христианства не причислял себя к этой религии, назывались язычниками.

До христианства не существовало точного определения религии. Русь населяли разные племена и народы, которые имели различные верования. Но среди них можно было выделить схожие черты, которые лежали в основании их видения жизни.

Язычество ведет свою историю со второго тысячелетия до н.э. Оно сложилось благодаря индоевропейской культуре после того, как славянские племена стали отделяться в самостоятельные народы. Люди общались с новыми соседями и знакомились с их культурными ценностями. Бессознательно перенимались их взгляды. Индоевропейская культура подарила славянам предпосылки для возникновения мифологии, под ее влиянием у людей складывались образы богов грозы, скота, метери – земли. Понятие «бог» пришло к славянским племенам от кельтских. От германско-скандинавской культуры славяне позаимствовали образы мирового древа и драконов.

Территория северо-восточной Руси обеспечила свой народ определенными ресурсами для выживания. Люди находились рядом с реками и озерами, их окружали леса и болота, а соответственно, они занимались охотой, рыболовством, разводили скотину и работали с землей.

Все перечисленные действия обусловили обожествление предками неодушевленных вещей и понятий, таких как большие камни, простейшие орудия, представители животного мира. Казалось бы, это ничего не значащие предметы и существа, но именно от них зависела жизнь людей в то нелегкое время.

Постепенно вера народа совершенствовалась и укоренялась в умах, стали почитаться природные стихии, которые были полны непознанного и не подчинялись воли человека. До сих пор нам неизвестны причины многих явлений на планете, поэтому не удивительно, что наши предки возвели стихию на высшее место в пантеоне богов.

Славяне считали богом солнца, грозы и плодородия Рода, который был главным божеством и подразделялся на времена года: Хорс (весна), Ярило (лето), Даждьбог (осень) и Сварог (зима).

Важное значение для предков имел Перун – бог войны. Воевали достаточно часто, поэтому обращались к нему за помощью перед каждым сражением, его имя вырывалось из уст воинов во время битвы, ради него люди защищали свои владения.

Следующий бог, имевший сильное влияние на славянские племена, Велес. Изначально он олицетворял в представлении людей скотоводство, но позднее стал именоваться «черным», отвечать за понятия мудрости, магии и смерти. Но, также, существовал бог мертвых – Семаргл, который символизировал священный небесный огонь. Богом ветра был Стрибог.

Именно от названых высших богов, по мнению пращуров, зависло все в их жини: рождение, становление, здоровье, победы, любовь, уважение в племени, беды и смерть.

Низших богов считали духами природы. К ним причисляли Птицу Гамаюн, Банника, Кикимору, Лешего и других.

Стоит отметить, что у каждого народа на Руси могли быть свои личные божества. Список всех существовавших в то время богов может быть огромен. Они были похожи по своим функциям и характеристикам, различались лишь их имена.

Язычество предопределяло времяпрепровождение славян. На Руси любили праздновать Масленицу, Коляду, Купалу и т.д. Каждое событие сопровождалось созданием чучела и различными ритуалами. Нужно отметить, что многие празднества и обряды сохранились до нынешнего времени. К примеру, мы до сих пор весело провожаем зиму, сжигаем чучело, готовим блины.

Со временем Русь становилась сильным политическим государством, объединяла территории, расширяла границы и устанавливала новые контакты с другими областями. На рубеже XII в. Русь посетили христиане, которые распространили свою религию на наших землях. Многолетний опыт развития христианства в Византии помог успешно укорениться в мировоззрении славянских народов. После крещения Руси, христианская религия стала восприниматься как важнейший политический и общественный фактор. Но закоренелые язычники сопротивлялись чужой религии, правда их становилось все меньше и меньше, а через некоторое время почти совсем не осталось.

Хотя нельзя утверждать, что язычество исчезло внезапно. Сначала сопротивление было настолько сильным, что даже князья боролись с проявлениями христианства, создавались междоусобицы и целые восстания.

Христианская церковь все же поборола неприятие масс. И скорее всего, этого удалось добиться за счет внедрения ценностей и догм в высшее общество князей и бояр. Языческие проявления стремительно искоренялись в народе. Но поскольку это происходило достаточно продолжительное время, влияние прежних взглядов отразилось и на церкви. Таким образом, развивалось такое направление христианства как православие.

Православная церковь господствует многие века, тем не менее, языческие обряды полностью не искоренились из русского сознания. Как упоминалось ранее, остались некоторые праздники, хороводные игры, песенное и словесное творчество, народное искусство.

Несмотря на то, что язычество не находит отклика как полноценная религия в сердцах большинства людей, история возникновения, процесс становления и завершения данной веры представляет огромный интерес для изучения. В современном мире, полным смутных представлений о сущности существующих религий, знать истоки веры своих предков необходимо для осознания общественных и личных ценностей.


Библиографический список
  1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. – 2-е изд., испр. – М.: София, Гелиос,2002;
  2. Лихачев Д. Крещение Руси и государственная Русь / Д. Лихачев // Хрестоматия по истории России: в 4-х т.т.-Т.1. С древнейших времен до 17 века/Сост.: И.В. Бабевич, В. Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС Междунар. отношения, 1994;
  3. Курбатов Г.Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь/ Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. – Л.: Лениздат, 1988;
  4. Языческие обряды и празднества XI – XIII вв. // Сайт http://historic.ru. URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st013.shtml


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: