В обществе и в литературе, как научной, так и публицистической, такое понятие, как “геноцид” нередко применяется сообразно к наиболее различным крайне негативным, а зачастую и элементарно ужасным проявлениям человеческой деятельности. Существует чёткое понимание того, что геноцид считается одним из особо ужасающих и противозаконных проявлений человеческой деятельности, которое сформовалось в результате всей истории человечества, а в особенности в период событий нового и новейшего времени.
Как ни прискорбно, однако в мировой истории на протяжении всего периода ее развития и во всех частях света, существовали примеры, когда представители одной расовой, национальной или религиозной категории стремились к ликвидации представителей другой такой группы. Достаточно вспомнить, например, о библейских историях гонений на евреев или о многочисленной ликвидации христианского населения в период турецкой экспансии в Европу в период с четырнадцатого по восемнадцатый век. Также существует пример ужасного времени в европейской истории, которое связано с избиением католиков протестантами, и, наоборот, в период церковных войн в шестнадцатом и семнадцатом веках и, к сожалению, другие многочисленные прецеденты.
Юридического термина «геноцид» никаким образом не встречалось очень долгое время – его порекомендовал ввести юрист Лемкин в период между первой и второй мировыми войнами из-за прецедента массового уничтожения армянского народонаселения согласно указанию властей Османской империи в период первой мировой войны, то есть в 1914-1918 годы. Эта политика была объяснена рядом причин. Основная из них – царившая в это время в Турции идеология Панисламизма и Пантюркизма, которой придерживались и сами правящие круги Османской империи. Некая милитаристская, воинствующая философия панисламизма сильно выделялась острой нетерпимостью в отношении всех, кто не проповедует Ислам, то есть проповедовала откровенный национализм, также призывала к некому отуречиванию абсолютно вех нетурецких народов Османской Империи.
Вступив в первую мировую войну, турецкое правительство Османской империи уже к тому времени наметило будущий план действий, а именно создание «Большого Турана», то есть правительство ставило задачи присоединить к Империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье и Среднюю Азию. Но, для осуществления этого плана, главам Турции требовалось сначала избавиться от армянского народа, и эти намерения по ликвидации армянского народонаселения турки начинали подготавливать ещё до начала первой мировой войны.
На одном съезде партии, правящей на то время в Турции «Единение и прогресс», который состоялся в октябре 1911 года в Салониках, было выдвинуто требование относительно отуречивания нетурецких народов Османской Империи. И это требование было разослано всем местным властям. Оно содержало некоторые меры, которые должны были быть предприняты в отношении армян ещё в начале 1914 года, то есть до начала первой мировой войны, что говорит о том, что геноцид армян был заранее продуманной и запланированной акцией. Уничтожая армян, турецкое правительство решало сразу несколько задач, таких как упразднение так называемого «Армянского вопроса» и экономическую проблему. Так, вследствие истребления армян, всё их имущество и достояние переходило в руки государства и, по сути лишалось какой-либо конкуренции. Также уничтожение армянского народа как национальности ускорило бы процесс захвата Кавказа и достижения своих идеологических целей.
Вследствие этого, в первые дни войны в Турции развернулась государственная антиармянская пропаганда. В феврале 1915 года было приказано уничтожить всех армян, которые служили в то время в турецкой армии. С мая-июня 1915 года началась массовая депортация и ликвидация армянского населения турецких провинций. На сегодняшний день это Западная Армения. Моргенау, посол США в Турции, говорил: “Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации”.
Судя по хронике событий и оценке историков, конечно, абсолютно не остается малейших сомнений в том, что осуществленный в Турции геноцид армян оставил огромный урон и по духовной, и по материальной культуре данного народа, да и вообще по самому армянскому народу в целом. Очень важно, чтобы такого в истории больше никогда не произошло. Необходимо всячески противодействовать таким явлениям как геноцид, не только, если это будет обращено к их стране, но и к любой другой. Только мировое сотрудничество и взаимное доверие может уберечь историю от повторения подобных ужасных и бесчеловечных явлений.
Библиографический список
- Барсегов Ю.Г. Геноцид армян – преступление по международному праву. М., 2000. – С. 89-95.
- Геноцид армян 1915-1916 гг. // Армянский вопрос. Ереван, 1991. – С. 59-67.
- Новейшая история Востока. М., 1988. – С. 289-299.
- Ованесян В. Геноцид – преступление против человечества // Независимая газета. 2000.
- Сартр Ж.П. О геноциде // Материалы Расселовского трибунала по военным преступлениям. М., 1990.