УДК 342.951

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ

Кулешова Татьяна Евгеньевна1, Яковлева Екатерина Валерьевна2
1Барнаульский юридический институт МВД России, курсант 4 курса
2Барнаульский юридический институт МВД России, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности

Аннотация
Данная статья посвящена обзору норм отечественного законодательства, а также анализу статистики ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Кулешова Т.Е., Яковлева Е.В. О некоторых вопросах управления транспортным средством в состоянии опьянения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24592 (дата обращения: 11.01.2018).

Представьте, что, прогуливаясь по улице, вы увидели, как за руль автомобиля садится человек в состоянии опьянения. Что бы вы сделали в данной ситуации? Государственная инспекция безопасности дорожного движения по Алтайскому краю провела опрос на данную тему среди жителей [1]. В опросе приняли участие более 19.000 человек. Им был задан вопрос – Как Вы поступите, если увидите, что за руль автомобиля садится человек в состоянии опьянения?

1.Сообщу в полицию – 7394 (39%)

2.Попробую поговорить с ним и убедить отказаться от поездки (например, посоветую воспользоваться услугами такси или общественного транспорта) – 6140 (32%)

3.Постараюсь помешать ему любыми способами (отберу ключи от автомобиля, перекрою выезд и т.п.) – 3477 (18%)

4.Это не мое дело – 1101 (6%)

5.Просто постараюсь на дороге держаться подальше от этого водителя – 954 (5%).

Исходя из данных результатов можно сделать вывод, что граждане небезразлично относятся к проблеме управления автомобиля водителями, находящимися в состоянии опьянения, а значит, данная тема является актуальной.

Ежегодно в России происходит около 12 тысяч ДТП по вине водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии. Сам по себе автомобиль является средством повышенной опасности. Неслучайно последнее время ужесточаются правила и нормы сдачи экзаменов на право управления транспортным средством. Сам процесс вождения автомобиля требует от водителя в первую очередь строгого и неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, а также полной концентрации внимания водителя на дорожной ситуации. Но возможна ли такая концентрация внимания в состоянии опьянения? Безусловно, человек, находясь в состоянии опьянения, не может адекватно оценивать ситуацию, быстро реагировать на смену событий, что для него как для водителя транспортного средства влечет непоправимые последствия. Как минимум это поставление в опасность общей безопасности дорожного движения. Также такой водитель подвергает опасности не только свою жизнь, но и жизнь других участников дорожного движения. Поэтому, человек находясь в состоянии опьянения априори не может быть водителем транспортного средства. Однако, некоторые автолюбители считают по-другому. Это можно проследить исходя из официальной статистики ГИБДД по ДТП, совершаемых водителями, находящимися в состоянии опьянения (рис.1) [2].

Особенно большой период таких ДТП приходился на лето 2013 года.

Рисунок 1. Статистика ДТП, совершаемых водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения в период с октября 2012 по сентябрь 2013

Исходя из неутешительной статистики было принято решение об усилении ответственности за вождение в нетрезвом состоянии. Стоит отметить, что данный вопрос обсуждался достаточно давно. Рассматривались различные варианты усиления наказания, от самых жестких до наиболее лояльных. Поводом для очередных законодательных предложений были, конечно же, резонансные ДТП с жертвами. Решением этой проблемы вплотную занялся депутат Государственной Думы Олег Нилов. Катализатором послужила авария, в которой калининградский водитель, уже бывший виновником «смертельного» ДТП в 2004 году, спустя 10 лет, управляя своим автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, сбил трёх женщин, две из которых погибли на месте [3]. Что предлагал О. Нилов:

1. Пожизненное лишение права управления транспортными средствами лиц, по вине которых погибли люди;

2. Конфискация у виновника ДТП автомобиля в качестве «орудия убийства»;

3. Введение единовременного порядка возмещения вреда за счет всего имущества, принадлежащего лицу, ответственному за его причинение, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После оценки этих предложений стало понятно, что часть из них по объективным причинам требует изменения и доработки. Как бы то ни было, 31 декабря 2014 года был подписан Федеральный Закон № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». С 1 июля 2015 года статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. При этом закон не делает разницы между водителями с явными признаками алкогольного опьянения и гражданами, которые отказались от медицинского освидетельствования. В обоих случаях повторное задержание в течение года после первого административного наказания будет означать уже уголовную ответственность. Не стоит также забывать, что так же действует статья 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая в пункте 1 предусматривает для водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет [4].

Однако, несмотря на существование достаточно серьёзной ответственности закрепленной в КоАП РФ и ведение уголовной ответственности, статистика ДТП, совершенных в нетрезвом состоянии не является утешительной. Мы проанализировали статистические данные по данному вопросу в периоды до внесения изменений в УК РФ, а именно дополнением его ст. 264.1 и после принятия данной нормы. Результаты представлены в таблицах ниже [2]:

Таблица 1 – Статистика ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения до внесения изменений в УК РФ, а именно в период с января 2015 по июнь 2015.

Российская Федерация

Наименование

ДТП

Погибло Ранено
ДТП с водителями в состоянии опьянения

7835

1924

10854

ДТП с водителями, отказывающимися от медицинского освидетельствования

2410

129

3342

ДТП с водителями с признаками опьянения

10232

2049

14174

Таблица 2 Статистика ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения после внесения изменений в УК РФ, а именно в период с июля 2015 по декабрь 2015.

Российская Федерация

Наименование

ДТП

Погибло

Ранено

ДТП с водителями в состоянии опьянения

8523

2073

11687

ДТП с водителями, отказывающимися от медицинского освидетельствования

2278

109

3162

ДТП с водителями с признаками опьянения

10795

2182

14839

Таблица 3Статистика ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения за 2016 год.

Российская Федерация

Наименование

ДТП

Погибло

Ранено

ДТП с водителями в состоянии опьянения

16836

4851

22915

ДТП с водителями, отказывающимися от медицинского освидетельствования

4288

193

6114

ДТП с водителями с признаками опьянения

21092

5038

28978

Таблица 4 – Статистика ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения в период с января 2017 по октябрь 2017.

Российская Федерация

Наименование

ДТП

Погибло

Ранено

ДТП с водителями в состоянии опьянения

12719 3354

17382

ДТП с водителями, отказывающимися от медицинского освидетельствования

3374

151

4726

ДТП с водителями с признаками опьянения

16058

3497

22044

Из статистических данных видно, что несмотря на принятый на законодательном уровне ряд мер по усилению ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения снижения основных показателей аварийности по вине «нетрезвых» водителей на автодорогах нашей страны так и не произошло, более того, после принятых мер количество ДТП выросло. Парадокс заключается в том, что в последнее время негативные тенденции, связанные с аварийностью по вине «пьяных» водителей как раз и происходят на фоне постоянно происходящего усиления ответственности за управление автомототранспортными средствами в нетрезвом состоянии [5, с.69]. Зачастую это связано с тем, что водители, боясь привлечения к ответственности, пытаются скрыться от преследования сотрудников полиции, в результате чего и совершают дорожно-транспортные происшествия, отличающиеся особой тяжестью наступающих последствий. Так что же необходимо дополнительно предпринять, чтобы повысить эффективность административных и уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за управление автомототранспортными средствами в состоянии опьянения.

Считаем необходимым усиление и усовершенствование технологии проверки нетрезвых водителей на дорогах нашей страны. Так, например, придание в определенных случаях прохождению водителями процедуры медицинского освидетельствования на состояние опьянения статуса обязательного позволило бы повысить такую эффективность. К подобным случаям могли бы относиться, в частности, факты участия водителей в дорожно- транспортных происшествиях.

Существующие в России предложения по установке блокирующего алкотестера в автомобиле лица, повторно нарушающего закон, в качестве дополнительного наказания можно только приветствовать. Безусловно, что все расходы по установке указанного прибора должны быть отнесены на счет водителя [6, c.141].

Подводя итог следует отметить, что решение проблем, связанных с аварийностью на автодорогах в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения не следует искать только в усилении мер административно- и уголовно-правовой ответственности. В ходе обеспечения безопасности дорожного движения должен реализовываться целый комплекс мер, включающий в себя выполнение как правовых, так организационных, технических, финансовых и других мероприятий.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Опрос общественного мнения [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГИБДД МВД России.  – Режим доступа: https://www.gibdd.ru/polls/
  2. Официальная статистика ДТП, совершаемых водителями в состоянии опьянения [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГИБДД МВД России. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/
  3. Информационное агентство России ТАСС [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.05.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. Любимов Л.В, Саликов А.Н.  К вопросу о повышении эффективности правоприменительной деятельности в отношении водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. – 69 с.
  6. Эльзессер В.В. Правовые аспекты управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2014. – 141с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кулешова Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: