АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА И ЕЕ ПРИЧИН

Жидков Алексей Андреевич1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Коковина Анастасия Алексеевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Реформа патриарха Никона стала одной из основополагающих в современной православной религии в России, и обеспечило русскому народу истинное понимание текстов и молитв, а также обрядов, которые привнесли в систему русской церкви истинность и более определенный порядок богослужения. С момента проведения церковной реформы богослужение везде велось одинаково, текст молитв и обряды были одни и те же. Это прекратило споры между церковнослужителями в том, как вести богослужение, или как правильно звучит и читается та или иная молитва, и какая из них правильнее.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Кокарева М.Е., Коковина А.А., Гордеев К.С. Анализ реформы патриарха Никона и ее причин // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24589 (дата обращения: 23.02.2024).

В истории России, начиная со второй половины пятнадцатого и заканчивая первой половиной семнадцатого века, происходит период систематизации и перехода к централизации и становления самодержавия. Главным экономическим и политическим препятствием к организации новой государственной формы власти стала Церковь. В итоге она должна была отойти на второй план и уступить часть играемой ею роли дворянству. Об этом явлении и писал новый патриарх русской православной церкви Никон: «Ныне бывает вси царским хотением: егда повелит царь быти Собору, тогда бывает, и кого велит избирати и поставити архиереем, избирают и поставляют, и кого велят судити и обсуждати, и они судят и обсуждают и отлучают». Соборное уложение, принятое в 1649 году, лишило Церковь нескольких экономических и политических прав. Никон являлся сторонником идеи того, что церковь уже не является истинной церковью, если находится под контролем государства, государственной власти. И в его понимании превосходство церкви должно осуществляться из-за того, что церковные функции превосходят государственные, стоят выше них. Его точка зрения коренится в тезисе, что государству поручено земное, то есть низшее, а церкви – небесное, то есть высшее. Исходя из данного убеждения, патриарх Никон был намерен получить византийский престол Вселенского патриарха в Константинополе, который на тот момент освободился. Это была последняя отчаянная попытка церкви в лице Никона утвердить независимость от государства и вернуть, так называемое «былое величие».

Для реализации этого плана было необходимо привести к некому единообразию русской и греческой церкви, то есть богослужебной практики (молитв, обрядов, книг), что означает необходимость проведения церковной реформы, и объявить существующую практику ведения богослужебной деятельности неверной и ошибочной. И все же, несмотря на ее название, «Никоновская» важнейшая роль в её проведении принадлежит в то время царствовавшему Алексею Михайловичу, так как именно его воля стала первой стадией в осуществлении этого «греческого проекта». Также немаловажен тот факт, что присоединение Украины к России в 1654 году требовало некого сближения между народами, осуществить это можно было посредством новой реформы, так как, несмотря на Православие украинской церкви, всё же она во многом отличалась от русской.  Украинская Церковь тоже находилась под юрисдикцией Константинополя, поэтому обе стороны могли осуществить проведение реформирования церквей. Также объединение русской и греческой церкви  могло сыграть важную роль, стать неким идеологическим фундаментом в единении Российского государства с другими православными странами под его началом, то есть стать большим плюсом в ведении внешней политики, что было очень важно в то время. Это стремление соединиться с близкими по духу и вере государствами также может расцениваться как ответная реакция на активную и даже несколько агрессивную политику западной, более популярной и распространенной в то время, римско-католической церкви. Поэтому церковная реформа, помимо общественно-религиозных причин, осуществлена также и по государственно-политическим причинам и наметившимся тенденциям в этом направлении. Но в ней также важная роль отводилась, конечно, и самой личности патриарха Никона. Исходя из всего вышесказанного, каждый из них глава церкви и глава государства, преследовали свои цели, для достижения этих самых целей они и объединились. Однако Царь не стал менять наметившуюся тенденцию в централизации власти и самодержавия ради разделения власти с Церковью. Так, церковь во главе с Никоном окончательно отступила в борьбе за становление нового государственного строя, и 10 июля 1658 года Никон отрекся от своего сана, а реформа была завершена лично Алексеем Михайловичем.

Для проведения этой реформы были приглашены некие «ученые греки», которых звали Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Именно им принадлежала дальнейшая судьба русской церкви и русского народа. Весь старый обряд богослужения, все заветы, традиции молитвы, даже вид крещения – всё это было предано некому проклятию и запрещено как неверный и даже еретический вид богослужения, а русские православные христиане были прокляты. Это можно проследить из речей греческих патриархов, которыми было сказано, что если кто не примет новую веру, тот нарекается проклятым и лишается всякого чина и отделяется от церкви, пока не покается и не перейдет в новую праведную веру. А если не поймет, будет упрямиться и не примет веру, тот будет и после смерти от церкви отлучен и его душа не перейдет к богу, а обратится к Иуде с прочими еретиками. Именно такой был приговор не обратившимся к новой вере людям. Отречение от новой веры, а соответственно от церкви, было запрещено и преследовалось государством, то есть  сразу приводило человека в статус  «вне закона» и подвергалось жесткому наказанию, но чаще всего это было просто перекрещение. Всё же, по Соборному уложению наказанием за подобное деяние служила смертная казнь.

На сегодняшний день, одним из главных обоснований этой реформы являлась неграмотность населения и невежество, в том числе, из-за множественного переписывания церковных книг, так как в процессе переписи были допущены грубейшие ошибки, которые искажали смысл некоторых молитв и делали богослужение неверным, еретическим.  Поэтому было просто необходимо внести исправления в богослужебные обряды и церковные книги, чтобы они проводились везде одинаково, приняв за некий идеал греческие книги и обряды.


Библиографический список
  1. Маняхина М. Р. Отражение реформы Никона в деятельности Тобольской епархии и духовной жизни Сибири в XVII первой половине XVIII века. М., 2003.
  2. Сазонова Н. И. Текстология церковной реформы Патриарха Никона (1654-1666 гг.) в старообрядческой полемической литературе второй половины XVII в. Томск, 2007.
  3. Сазонова Н. И. Литургическая реформа патриарха Никона (1654-1666 гг.) и идея православного царства (на материале исправления Требника. Томск, 2012.
  4. Кричевский Б. В. Деятельность царя Алексея Михайловича по пресечению церковного раскола. М., 2007.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: