ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФИЮ ОСНОВНОЙ КОНЦЕПЦИИ КАНТА НА ПРИМЕРАХ ФИХТЕ И ШОПЕНГАУЭРА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Коковина Анастасия Алексеевна1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Данная статья посвящена Иммануилу Канту, величайшему немецкому философу, который считается родоначальником немецкой классической философии, и влиянию его основных взглядов и идей на немецкую философию на примерах Иоганна Фихте и Артура Шопенгауэра.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Кокарева М.Е., Коковина А.А., Жидков А.А. Влияние на философию основной концепции Канта на примерах Фихте и Шопенгауэра // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24588 (дата обращения: 22.02.2024).

Иммануил Кант считается одним из самых значительных мыслителей в немецкой философии. Так что же принципиально новое привнёс Кант в немецкую философскую мысль? В данной статье анализируются его основные взгляды и идеи, которые, по нашему мнению, оказали наибольшее влияние на немецкую философскую мысль. Большинство анализируемых в статье положений можно найти в самой известной работе Канта «Критика чистого разума». Актуальность данной статьи обусловлена большим интересом к его философии со стороны научно-философского сообщества, не угасающим и в настоящее время.

Следует отметить, что «Критика чистого разума», в которой описаны данные взгляды и идеи, подвергается неоднозначным интерпретациям и по праву считается одним из самых сложных для чтения и восприятия трудов в немецкой философии, поэтому мы подвергаем данный труд относительно свободному анализу. Можно сказать, что в этом также проявляется новизна данной статьи.

Выражаясь наиболее доступно, кантовская вещь сама по себе или же вещь в себе – это подлинная, объективная сущность предмета, которая недоступна субъекту в силу ограниченности его понимания мира рамками чувственного и рационального познания. Рассудок по Канту имеет 12 первичных категорий, к примеру, понятие о реальности, возможности, которые не могут быть получены из опыта и существуют в человеке как врождённая, предшествующая всякой практике априорная данность. В противоположность априорным знаниям в кантовской системе поставлены апостериорные знания, которые человек получает посредством эмпирического опыта. Говоря проще, к примеру, время и пространство по Канту находятся непосредственно в человеческом сознании, а не в окружающей человека действительности.

Вряд ли можно с полной уверенностью утверждать, что проблема ограниченности человеческого познания впервые была поднята именно Кантом. Она также встречалась и анализировалась в Греческой философии и у некоторых мыслителей, живших раньше, чем Кант. Но общепризнанным фактом является то, что воззрение Канта на данную проблему в значительной мере своеобразно и самобытно, а его система отвечает требованиям научного метода. Крайне трудно отрицать, что кантовские взгляды и идеи оказали огромное влияние на философию.

Кратко описанная выше кантовская философская концепция по сути является основной в его философии. Последующие рассуждения в статье – анализ влияния данной концепции на немецкую философскую мысль на примерах Фихте и Шопенгауэра.

Иоганн Фихте разработал теорию субъективного идеализма. Можно сказать, что она является прямым продолжением критического идеализма Канта, хотя, следует заметить, что сам Кант отнёсся к ней неодобрительно. Фихте считал, что Кант не разработал до конца следующие стороны своего философского учения:

1. Высказав идею, что истинная сущность вещей в себе непознаваема, Кант всё же не осмелился устранить этот внешний человеку мир целиком и без строгих доказательств настаивал на его реальности. Фихте полагал, что само представление о вещах в себе нужно признать плодом умственной деятельности человеческого Я.

2. Структура априорных форм рассудка у Канта довольно сложна. Сам он в виде схем показал связь между пространственно-временными интуициями и 12 основными логическими категориями. Но, по мнению Фихте, эта часть метафизики не получила у Канта надлежащего развития, так как он не указал единый принцип познания, из которого интуиции и категории вытекали бы с непреложной необходимостью.

В результате в философии Фихте происходит отказ от возможности истолкования кантовской вещи в себе как объективной реальности, и дается ее субъективно-идеалистическая интерпретация. Обобщая вышеизложенные воззрения Фихте, можно сказать, что его философская интерпретация концепции Канта строится на субъекте и подвергает сомнению возможность существования у него каких-либо априорных, то есть заложенных изначально, а не посредством опыта знаний об объективной действительности.

Для Артура Шопенгауэра мир в себе – это мир как воля. В своём  трактате «Мир как воля и представление» он вводит собственное понятие воли и провозглашает её в качестве кантовской вещи в себе. Сознание со всеми его разумными формами есть лишь явление. Сущность же, представляющаяся в нем, есть абсолютное неразумие воли, которая всегда хочет только хотеть. Можно сказать, что в данном аспекте философия Шопенгауэра является в какой-то степени карикатурой на учение Фихте. Оба они рассматривают волю, как первоначало всего сущего, но у Шопенгауэра она превращается в неразумие слепого и бессодержательного влечения. По мнению Шопенгауэра, чувственный мир – это явление воли. Он должен быть целесообразным, то есть разумным, но вследствие того, что он является явлением неразумной воли, он должен носить на себе печать этой неразумности. Следует заметить, что Шопенгауэр отрицательно относился к философии Фихте. Своё отношение к нему он также высказал в «Мире как воле и представлении».

В «Мире как воле и представлении» Шопенгауэра удивительным образом соединяются телеологическое рассмотрение природы и пессимизм, который, в свою очередь, является отражением его личного взгляда на мир. В конце упомянутого произведения Шопенгауэр приходит к мысли о том, что религии аскетического типа в значительной мере были на верном пути. Можно сказать, что после он упирается в аскетический идеал, который проявляется в отрицании собственной объективации воли.

Обобщая всё вышесказанное, следует сказать, что вклад Канта в развитие научно-философской мысли довольно трудно оценить, но с уверенностью можно утверждать, что он огромен. Он повлиял на множество немецких мыслителей, а также и на мыслителей из других стран. В данной статье было разобрано упомянутое влияние на примерах немецких философов Фихте и Шопенгауэра.


Библиографический список
  1. Кант И. Критика чистого разума, М.: Мысль, 1994
  2. Немецкая классическая философия // Сайт Энциклопедия Экономиста. URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya.html
  3. Философия Фихте – кратко // Сайт Русская историческая библиотека. URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2122-filosofiya-fikhte-kratko
  4. Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление». М., “Московский клуб”, 1992.
  5. Шопенгауэр. Воля, как вещь в себе // Сайт Портал Изба-Читальня – электронные книги и бесплатные учебники. URL: http://knigi.link/istoriya-filosofii-uchebnik/shopengauer-volya-kak-vesch-11636.html


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: