КОЛЛИЗИИ МЕЖДУ НОРМАМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ В АКТАХ РАЗЛИЧНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лепёшин Дмитрий Александрович
Владимирский областной суд
судья

Аннотация
В статье рассматриваются коллизии между нормами права и актами толкования в вопросах привлечения руководителей (лидеров) экстремистских и террористических организаций к ответственности за противоправную деятельность.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Лепёшин Д.А. Коллизии между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы в законодательстве по противодействию экстремистской деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24554 (дата обращения: 21.02.2024).

В современных условиях глобальной (транснациональной) преступности и террористической  угрозы, приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, является противодействие и пресечение деятельности на территории нашей страны различных экстремистских организаций радикального толка.

Основы правового регулирования профилактики и борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом закреплены в нормах международного права, таких как:

Всеобщая декларация прав человека Организации объединенных наций (далее – ООН) от 10.12.1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах ООН от 16.12.1966 г.;

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 г.;

Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.1981 г.
О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ООН от 04.11.1950 г.;

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г.

На основе международно-правовых стандартов и Конституции РФ выработан блок национального законодательства, регламентирующий национальную политику в сфере борьбы с экстремизмом.

В указанный блок законодательства представляет сложную юридическую конструкцию, состоящую из:

1. Кодифицированного федерального законодательства: Уголовный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

2. Федерального законодательства: Федеральный закон Российской Федерации (далее – ФЗ РФ) от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; ФЗ РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»; ФЗ РФ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»; ФЗ РФ от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»; ФЗ РФ от 25.07.2002
№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; ФЗ РФ от 07.08.2000 № 121-ФЗ «О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма»; ФЗ РФ от 13.02.2001 № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом»; ФЗ РФ от 10.07.2002 № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»; ФЗ РФ от 10.01.2003 № 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

3. Подзаконных нормативных правовых актов:

Указы Президента Российской Федерации (далее – Президент РФ): Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Указ Президента РФ от 28.11.2014 № Пр-2753 «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»; Указ Президента РФ от 22.01.2001
№ 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 30.06.2003 № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 17.06.2003 № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

Постановления Правительства Российской Федерации (далее – Правительство РФ): Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии»; Постановление Правительства РФ от 06.02.2001 № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции».

4. Ведомственное законодательство: Приказ МВД России от 21.06.2011 № 698 дсп «Об утверждении Положения о Главном управлении по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 12.07.2011 № 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности»; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.08.2011 № 235 «О внесении изменений в указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.12.2007 № 193/27 «О порядке направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности»; Приказ Генпрокуратуры России от 05.06.2014 № 301 «Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».

5. Региональное законодательство: Закон Республики Дагестан от 16.09.1999 № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»; Закон Карачаево-Черкесской Республики от 04.05.2000 № 6-РЗ «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР».

Однако приходится констатировать о наличии коллизии между нормами права и актами толкования в вопросах привлечения руководителей (лидеров) экстремистских и террористических организаций к ответственности за противоправную деятельность.

Адепты радикальных разновидностей исламских течений, так называемые идейные лидеры, пытаются активно взаимодействовать между собой и ведут активную вербовочную работу с целью вовлечения новых членов в свои организации. Кроме мусульман под вербовку попадают и представители других религиозных конфессий. Многих лиц, особенно представителей криминального мира, привлекает в идеологии экстремистов то, что, во-первых, все грехи (т.е. преступления), совершенные до принятия ислама «списываются», а, во-вторых, возможность их совершения в дальнейшем оправдываются и трактуются как часть «джихада» против кяферского государства (государство неверных – прим. автора).

По состоянию на 01.11.2016 в Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» включены 51 организация[1].

В Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, по состоянию на 05.04.2016, включено 25 организаций (партий, группировок, течений)[2].

Наибольшую опасность в современном мире представляют радикальные экстремистские исламские организации, такие как Аль-Каида в странах исламского Магриба; «Аль-Каида в Ираке» и на Аравийском полуострове – Египетский исламский джихад; Джамаат Аш-Шабааб, Ливийская исламская боевая группа; Туркестанское исламское движение; Талибан; Хаккани, Джемаа Исламия; Хизб ут-Тахрир аль-Ислами и др.

Одними из самых влиятельных исламских экстремистских террористических организаций считаются: «База» («Аль-Кайда»); «Исламское государство» («Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»); «Джебхат ан-Нусра («Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам»), преступная деятельность которых известна по всему миру и представляют собой международные (транснациональные) преступные организации с разветвленной сетью во многих государствах мира, включая и Российскую Федерацию. Необходимо отметить, что в первую очередь, противоправная деятельность лидеров радикальных организаций (течений) заключается в радикальных фундаментальных призывах и пропаганде использования насилия и вооруженной борьбы в форме джихада, свержение «нелегитимных» правительств насильственными методами, всемирная исламизация человечества и создание «Всемирного исламского Халифата». Очень часто в выступлениях лидеров экстремистских организаций и издаваемой ими литературе используются и декларируются идеи превосходства мусульман над представителями других религиозных конфессий, которые способны создать враждебные настроения и породить разобщенность в обществе. Кроме того, очень часто в результате проводимых лингвистических экспертиз, эксперты (специалисты) приходят к заключению, что документы (литература) носят манипулятивный характер и способны влиять на разум и волю читателя.

Создание новых исламских радикальных образований ведется непрерывно, в том числе и на территории Российской Федерации, а на смену одним лидерам быстро приходят уже хорошо подготовленные другие лидеры и этот процесс пока не удается остановить. Об этом свидетельствует проведенный нами анализ деятельности радикальных экстремистских организаций исламского толка на территории Северного Кавказа.

  1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа». Данная структура создана под руководством ближневосточных штаб-квартир экстремистского крыла международного исламского объединения «Братья мусульмане», под командованием Шамиля Басаева, который был ликвидирован ФСБ России 10.06.2006 г.
  2. «Кавказский фронт Вооруженных Сил ЧРИ». Военный амир – Магомед Евлоев по кличке «Магас» (захвачен ФСБ России 09.06.2010 г.)
  3. Конгресс народов Ичкерии и Дагестана. Эта организация была создана в 1989 г. Ш. Басаевым и М. Удуговым, ликвидированными ФСБ России.
  4. Джамаат «Шариат» (иное название «Дженнет» – Рай). Эмир – Расул Макашарипов (уничтожен в ходе специальной операции 06.07.2005 г.), другие лидеры: Раппани Халилов (уничтожен 17.09.2007 г.), Ильгар Малачиев (уничтожен 08.09.2008 г.), Умар (Омар) Шейхулаев (амир Муаз) (уничтожен 05.02.2009 г.), Умалат Магомедов (Аль-Бара) (уничтожен 31.12.2009 г.).
  5. Джамаат «Ярмук». Первым лидером Джамаата был Кенделен Муслим Атаев («Сейфулла»)., который был уничтожен в ходе спецоперации в Нальчике 25-27.01.2005 г.
  6. Кабардино-Балкарский джамаат или «Командование муджахидов Объединенного Вилайята Кабарды Балкарии и Карачая» (другое название «Кабардино-Балкарский сектор «Кавказского фронта» ВС ЧРИ). Лидер – Анзор Астемиров (уничтожен 24.03.2010 г.), его заменил Аскер Джаппуев («Абдуллах»).
  7. Джамаат «Халифат». Лидер – Алихан Мержоев (уничтожен в ходе специальной операции 02.09.2005 г.)
  8. Джамаат «Талибан». Лидер – Иллес Горчханов (уничтожен 13.10.2005 г.).
  9. Джамаат «Катаиб-аль-Хоул» (другое название – «бригады мощи»). Лидер – Алан Дигорский (амир Саад).

Как показывает практика национальной политики в аспектах борьбы с экстремизмом и терроризмом, недостаточно просто запретить, современная ситуация требует выработки механизма противодействия их противоправной деятельности, представляющей угрозу национальной безопасности России.

О наличии угрозы со стороны именно лидеров радикальных течений ислама свидетельствует перечень источников угроз экстремизма в современной России:

«Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники теологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь…[3]».

Необходимо отметить, что в нормах Уголовного кодекса РФ, предусматривающими ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации, отсутствует закрепление термина лидер. А именно данный термин характеризует идейного вдохновителя и руководителя экстремистской (террористической) деятельности. В связи с вышесказанным нами предлагается изложить ч. 1 ст. 282.1 УК РФ в следующей редакции:

«Создание экстремистского сообщества (организации), то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом (организацией), его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также координация преступных действий, создание устойчивых связей между самостоятельно действующими структурными подразделениями, а также создание и участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет».

Кроме того, по нашему мнению, необходимо предусмотреть ужесточение уголовного наказания для лиц, являющимися лидерами экстремистских организаций (партий, течений), так называемых духовных идеологов радикальных течений ислама (адептов, амиров, шейхов). В связи с этим нами предлагается следующее дополнение в ст. 282.1, ч. 4 данной статьи изложить в следующей редакции:

«Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим лидирующую позицию в иерархии экстремистской или террористической организации, – наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы».

Указанные дополнения в нормы особенной части УК РФ, позволят повысить эффективность действий норм права и устранить существующую коллизию между нормами Федерального законодательства и подзаконным нормативным правовым актом.


[1] http//minjust/ru (дата обращения к электронному ресурсу 01.11.2016)

[2] http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения к электронному ресурсу 31.10.2016)

[3] Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утверждена Указом Президента РФ от 28.11.2014 № Пр-2753 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения к электронному ресурсу 27.10.2016).


Библиографический список
  1. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ // СПС КонсультантПлюс: Российской законодательство (Версия Проф).
  2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2014 № Пр-2753 // СПС КонсультантПлюс: Российской законодательство (Версия Проф).
  3. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11 // СПС КонсультантПлюс: Российской законодательство (Версия Проф).
  4. О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней): Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2010 № 12 // СПС КонсультантПлюс: Российской законодательство (Версия Проф).


Все статьи автора «Сорокин Михаил Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: