УДК 2428

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

Поздняков Александр Владимирович1, Крылов Александр Васильевич2, Бороздин Дмитрий Сергеевич3, Вышлов Андрей Олегович4
1Московский технологический университет, кандидат военных наук, доцент, доцент военной кафедры
2Московский технологический университет, преподаватель военной кафедры
3Московский технологический университет, студент 4 курса
4Московский технологический университет, студент 4 курса

Аннотация
В статье рассматриваются преимущества развития военных кафедр в гражданских вузах.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Науковедение

Библиографическая ссылка на статью:
Поздняков А.В., Крылов А.В., Бороздин Д.С., Вышлов А.О. Перспективы развития военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24516 (дата обращения: 13.11.2017).

Военное образование – процесс подготовки профессионала, который имеет глубокие знания не только в инженерной сфере, но и обширные знания многих военных и гражданских профессий, так же, имеющий практические навыки применения своих знаний и способностей. Роль военного образования и военной науки всегда имела огромное значение в вопросе обороноспособности нашей страны. От этой подготовки зависит будущее не только Вооруженных Сил, но и всей Российской Федерации, поэтому в нашей стране образовано множество различных училищ и академий, где готовят высококвалифицированных военнослужащих по различным специальностям.

Существуют также и военные кафедры при гражданских образовательных учреждениях, отвечающих за военную (военно-морскую) подготовку. На сегодняшний день в высших учебных заведениях существует 51 филиал военного обучения. Обучение такого рода является весьма эффективным способом получить значительную часть специалистов различных военных направлений за относительно небольшой промежуток времени. Кроме того, на военных кафедрах идет подготовка студентов, планирующих работать по гражданским специальностям, что также положительно сказывается на обороноспособности страны, ведь большое количество подготовленных кадров в гражданское время позволяет массово использовать современные военные разработки в случае войны.

Чтобы наглядно продемонстрировать важность военных кафедр, достаточно изучить историю их возникновения. Подготовка офицерского состава в гражданских высших учебных заведениях, началась 20 августа 1926 года. В то время Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров СССР было принято решение утвердить «Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в вузах и техникумах и окончивших их».. Основным фактором, повлиявшим на данное решение был острый дефицит офицерского состава после Первой мировой и Гражданской войны. Затем появилась новое постановление от 14 августа 1930 года «Об обязательной военной службе» в котором говорилось о введении высшей вневойсковой подготовки вместо высшей допризывной. С практической точки зрения это означало обязательное посещение студентами занятий и наложение различных взысканий за пропуски, а также исключение из вуза. Развитие данного вида обучения дало свои плоды и к 1941 году младший офицерский состав в годы Великой Отечественной войны в значительной степени пополнил ряды младших командиров и политработников при мобилизации, что несомненно повлияло на исход войны. Военные кафедры признали эффективными, и после войны их стали массово развивать. В 1980-х годах почти каждое учебное заведение обладало собственной военной кафедрой. Однако во время реформирования ВС РФ в 1990-х годах появилось постановление Правительства РФ №690 согласно которому многие военные кафедры необходимо было расформировать. Подготовка офицеров в учебных заведениях заметно сократилась и к 2008 году военные кафедры были довольно редким явлением. К счастью, 6 марта 2008 года вышло распоряжение Правительства РФ №275 «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» в котором говорилось о создании учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр[1].

Как можно понять из вышесказанного, данный вид обучения действительно играет важную роль в обороноспособности страны, поэтому в настоящее время ведётся серьёзная работа по образованию новых военных кафедр.

27 марта 2017 года на заседании Коллегии военного ведомства РФ был затронут вопрос о военных кафедрах, в  котором говорилось о продолжении работы по улучшению подготовки студентов в высших учебных заведениях. Основной упор делается на обучение по наиболее востребованным специальностям. Кроме того, было отмечено, что в 2016 году было образовано 5 военных кафедр, в том числе при Крымском федеральном университете в Симферополе и Севастопольском государственном университете.  На заседании коллеги военного ведомства 18 августа 2017 года Сергей Шойгу объявил об открытии новых военных кафедр при Иркутском национальном исследовательском техническом университете, Национальном исследовательском университете Московский энергетический институт, Мурманском государственном техническом университете, а также Тульском государственном университете. Рассматривается возможность создания специальных отделений и в вузах других городов[2].

Отдельное внимание стоит обратить на законопроект Министерства обороны, разработанный после указа Президента от 16 мая 2017 «О совершенствовании системы военной подготовки студентов государственных образовательных организаций высшего образования». Данная реформа направлена на создание военно-учебных центров вместо военных кафедр. Это позволит готовить солдат, сержантов, офицеров, которые будут проходить военную службу по контракту, а подготовка военнослужащих запаса будет вестись по специальностям, которые будет запрашивать военное ведомство[3]. Если студент решит пойти на службу по контракту, то между ним и Министерством обороны будет заключен контракт и в процессе обучения ему будет выплачиваться стипендия  Также планируется кардинально пересмотреть программу обучения. На сегодняшний день студенты военных кафедр изучают тактику и специальные предметы. Затем, в конце обучения для них организовываются военные сборы в воинской части сроком на один месяц. Очевидно, что для более эффективного обучения необходимо уделить большее внимания практике. Возможно, обучение студентов будет по единым стандартам, благодаря которым будет не стыдно показаться в действующей армии[4].

В любой отрасли деятельности недостаточная подготовка руководителя вредит делу, а для офицера слабая профессиональная подготовка, некомпетентность совершенно недопустимы, ибо его деятельность, особенно в боевой обстановке, связана с жизнями других людей, судьбами которых надо разумно распорядиться и вместе с тем при любых обстоятельствах выполнить поставленные задачи. Вот почему ни в одной сфере деятельности не требуется такая высокая степень требовательности и ответственности, как в деле подготовки офицерского состава.


Библиографический список
  1. Ендовицкий А.Д. Проблемы и перспективы развития военного образования в классическом вузе.
  2. https://ria.ru/defense_safety/20170818/1500616433.html  //Официальный интернет-портал правовой информации.
  3. https://life.ru/t/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/1032540/minoborony_khochiet_zachistit_voiennyie_kafiedry//Средство массовой информации Life.ru – информационный портал.
  4. https://utro.ru/articles/2017/07/13/1333554.shtml //Общественно-политическая интернет-газета Утро.ру.


Все статьи автора «Вышлов Андрей Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: