РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Тюрина Ольга Викторовна
Уральский государственный экономический университет
магистрант кафедры региональной и муниципальной экономики

Аннотация
Сельскохозяйственная кооперация имеет принципиальное значение для социального и экономического развития РФ. В Пермском крае, впрочем, как и в большинстве регионов страны, основной проблемой мелкотоварных производителей является сложность доступа на рынки ресурсов и кредита.
Сельскохозяйственная кооперация способна решить ряд экономических проблем: сбыт сельскохозяйственной продукции, а также ряд социальных проблем: занятость на селе, повышение доходов и улучшение качества жизни сельского населения. Задача государства – способствовать процессу кооперации.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Тюрина О.В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24456 (дата обращения: 22.02.2024).

1. Определение Сельскохозяйственной кооперации

Сельскохозяйственный кооператив – это организация, созданная фермерами на добровольной основе для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на интеграции в собственности паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива. [9, c.13]

Членами кооператива могут быть как физические, так и юридические лица, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке. Новые члены кооператива принимаются с правом голоса.

Как правило кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:

  • добровольная основа членства;
  • взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в производственной и другой, предусмотренной в уставе деятельности;
  • распределение прибыли и убытков кооператива между его членами в зависимости от их личного трудового вклад или участия в хозяйственной деятельности кооператива;
  • ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
  • ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;
  • управления деятельностью кооператива на основе демократических принципов (член кооператива-один голос);
  • доступность информации о работе кооператива для всех его членов. [9, c.17]

2. Состояние и развитие кооперации в сельском хозяйстве Пермского края

Развитие агропромышленного комплекса Пермского края по итогам 2015 года характеризуется положительной динамикой по основным видам производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Производством сельскохозяйственной продукции и продовольствия в крае занимаются 298 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм:

  • 564 крестьянских (фермерских) хозяйства,
  • более 300 тысяч личных подсобных хозяйств,
  • 24 предприятия по переработке молока и мяса,
  • 3 предприятия мукомольно-крупяной отрасли,
  • 1 кондитерское производство

Потенциальная социальная база для развития сельскохозяйственной кооперации в Пермском крае по-прежнему очень широка. Все участники малого бизнеса на селе, а это ни много ни мало более половины всей произведенной продукции, представляют мощнейший сегмент аграрной структуры экономики региона.

В 2015 году производство валовой продукции с/х во всех формах хозяйствования составило 45,8 млрд. рублей (Рис. 1). Индекс физического объема (в сопоставимых ценах к 2014 году) составил 98,8%, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 101,5 %. Этот показатель оказался выше, чем в целом по Российской Федерации (101,2%) и по Приволжскому федеральному округу (99,5%). [10]


Рисунок 1. Валовая продукция с/х организаций

Рост производства в сельхозорганизациях обеспечен увеличением объемов основных видов продукции животноводства и растениеводства. В структуре валовой продукции сельского хозяйства 52,4 % занимают сельскохозяйственные организации, 46,1 % – хозяйства населения. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями произведено 1,5 % от общих объемов производства.

Таблица 1 – Сельскохозяйственные кооперативы Пермского края

Количество СПоК зарегистрированных на тер-рии Пермского края Из них кол-во фактически работающих СПоК Удельный вес работающих СПоК 1-ого уровня, %
1 Всего:

47

35

74,5

в т.ч.:
2 кредитных

24

20

83,3

3 перерабатывающих

7

5

71,4

4 снабженческо-сбытовых

16

10

62,5

Можно выделить следующие факторы, препятствующие развитию кооперации сельских производителей:

  • по-прежнему высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствии чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты;
  • недостаток положительного опыта развития сельскохозяйственной кооперации;
  • низкая информированность сельских жителей о плюсах сельскохозяйственной кооперации;
  • трудность получения банковских кредитов, слабое развитие систем оказания финансовых услуг кооперативам;
  • отсутствие квалифицированных управленческих кадров на селе и механизма их поиска, подготовка и закрепление;
  • слабая система консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и кооперативов;
  • недостаточный уровень взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти

3. Рекомендации по развитию сельскохозяйственной кооперации

Успех кооперационных преобразований во многом определяется тем, кто их инициирует, его возможностями и местом в экономической и общественной жизни. Поэтому механизмы интеграции определяются, прежде всего, статусом интегратора, в качестве которого могут выступать:

— администрация региона или муниципальный орган;

— группа сельскохозяйственных организаций;

— промышленная, торговая или финансовая компания.

Среди основных направлений структурной политики кооперационных формирований приоритетными являются следующие:

  • проработка проектов, обеспечивающих совершенствование технологии производства и переработки сельхозпродукции;
  • ввод инвестиций на обновление технического парка, создание приемлемых условий для развития лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования;
  • рост вложений в реконструкцию и модернизацию производственных зданий, объектов инфраструктуры и т. д.

Основные принципы, которые необходимо учитывать при реализации мероприятий по развитию кооперации:

  • наибольший эффект от реализации мероприятий достигается при концентрации ресурсов на ограниченной территории, где осуществлялись и осуществляются программы по поддержке сельского хозяйства, обеспечивающие оптимальные условия для деятельности малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы некоторых направлений, например, по ремонту техники, могут обслуживать несколько муниципальных образований;
  • эффективно действующие системы рыночной инфраструктуры поддержки и обслуживания малых форм хозяйствования должны быть сохранены и объемы оказания ими услуг малым формам хозяйствования, по возможности, расширены;
  • ресурсы крупных сельхозорганизаций и предпринимателей должны быть вовлечены в сферу обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов.

Особая роль в инвестировании принадлежит банковским структурам. В настоящее время они используют современные модели финансового обеспечения инвестиций в АПК: финансовый и оперативный лизинг, заключение контрактов на выкуп продукции на стадии посевной, кредитование продавца, предоставление аккредитивов. Однако, как показывает практика, лишь малая часть мелкотоварного сектора сельскохозяйственной экономики может получить кредиты.

В настоящее время используются современные модели притока инвестиций в сельское хозяйство: финансовый и оперативный лизинг, контракты на приобретение продукции на стадии посевной, предоставление кредитов финансовым органам местных администраций, безденежное кредитование аграриев с применением. Однако, как показывает практика, только небольшая часть мелкотоварного аграрного сектора экономики имеет возможность получать кредиты.

Поэтому так актуально становится развитие кредитной кооперации на селе. В силу своей специфики, кредитные кооперативы имеют определенные преимущества по сравнению с банками: в скорости выдачи займов, простоте их оформления и более низких издержках самого кооператива. Они могут успешно работать в населенных пунктах, где размещение банковских учреждений не целесообразно. Завоевав хорошую репутацию, кооперативы, как правило, реинвестируют средства своих вкладчиков в развитие сельского бизнеса. При этом вкладчики имеют постоянный контроль над вкладами. На региональном уровне должны создаваться в первую очередь союзы и ассоциации первичных кредитных кооперативов. Среди них аудиторские и региональные союзы для определения правильности учетной информации; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, которые отражают экономические события и финансовые результаты за отчетный период, и заключение по этому поводу. Продуктивна идея вхождения в число членов кредитного кооператива ограниченного количества организаций (20 %), способствующих развитию системы кредитной кооперации: снабженческо-сбытовых, торговых, страховых и иных. Однако запрет на пользование ими займов кредитов второго уровня представляется излишним, им фактически отводится роль ассоциированных членов. Дальнейшее совершенствование кооперационных и интеграционных процессов в АПК и аграрном секторе во многом связано с развитием кооперации и интеграции на районном и региональном уровне. Данное направление становится особенно важным в условиях обострения деструктивных элементов в экономике, когда доминирующими факторами выступают высокая инфляция и резкое сокращение платежеспособного спроса сельхозтоваропроизводителей. Все это обуславливает необходимость поиска системы мер по реальному и эффективному совершенствованию экономических отношений в сельском хозяйстве разработки соответствующих моделей развития кооперации и интеграции. Значимость развития кооперации тем выше, чем больше доля мелкотоварного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции района и региона. Поэтому для Пермского края, где более 90 % сельскохозяйственной продукции производится в ЛПХ и К(Ф)Х, развитие кооперации на уровне района особенно актуально.

Заключение

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае призвано стимулировать развитие малых форм хозяйствования, создать условия для повышения доходов и занятости на селе, обеспечить комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и организовать выпуск качественных продуктов местного производства, а главное решить проблему сбыта.     Такое объединение мелких сельхозпроизводителей не только открывает новые рынки сбыта, но также упрощает получение кредитов и бюрократическую составляющую.

Представляется целесообразным переориентировать бюджетную помощь, которая сегодня предоставляется фермерам, на помощь кооперативам, которая по правилам ВТО классифицируется как мера зеленой корзины

В настоящий момент в Минсельхозпроде Пермского края разработана ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной кооперации, в которой перечисленные мероприятия учитываются в той или иной мере. Кроме того, рассматривается возможность создания страхового фонда для страхования фермеров и личных подсобных хозяйств – членов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Однако, отмечаемый нами выше высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам во многом тормозит развитие интеграционных процессов. Задача государства, и Минсельхозпрода края в частности, проводить разъяснительную работу, способствующую созданию доверительных отношений бизнеса и государства.


Библиографический список
  1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 – Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края – Режим доступа:  http://agro.permkrai.ru/
  2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598 – Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края – Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/
  3. Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/
  4. Экономика предприятий агропромышленного комплекса: учебник для экономического бакалавриата [Текст]  / под общ. ред. Р.Г. Ахметова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 431 с.
  5. Тетерин, Ю.Н. Регулирование аграрных рынков региона [Электронный ресурс] // Вестник НГЭИ. 2013. №1(20). С100-106. Научная библиотека КиберЛенинка: Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
  6. Трошева М.В., Трясцин М.М. Проблемы и основные функции развития сельскохозяйственной кооперации в Пермском крае [Текст]  // Экономика и предпринимательство. 2013. №12. ч 4.
  7. Трошева М.В., Трясцин М.М. Эффективность деятельности и механизм развития сельскохозяйственной кооперации в Пермском крае. [Текст]  // Экономика и предпринимательство. 2013. №12. ч. 4.
  8. Трошева М.В., Лунегова А.А. Экономико-институциональная структура взаимодействия сельскохозяйственной кооперации и личных подсобных хо-зяйств в условиях конкуренции Пермского края. [Текст]  // Экономика и предпринима-тельство. 2013. №12. ч. 4.
  9. Трясцин, М.М. Сельскохозяйственная кооперация – основа социально-экономического развития региона: монография / М.М. Трясцин, В.И. Кузнецов, М.В. Трошева. – Пермь: ИПЦ «Прокростъ»,  2015. – 185 с.
  10. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и  продовольствия Пермского края – Режим доступа:  http://agro.permkrai.ru/
  11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://permstat.gks.ru/


Все статьи автора «Тюрина Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: