ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В США, ЯПОНИИ И ГРЕЦИИ

Ахметова Ксения Вадимовна
Башкирский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена описанию особенностей подготовки кадров для муниципальной службы. Рассматривается подготовка кадров для муниципальной службы на примере службы в США, Японии и Греции.

Ключевые слова: кадровая политика, муниципальная служба, повышение квалификации


FEATURES TRAINING FOR MUNICIPAL SERVICES IN THE US, JAPAN AND GREECE

Akhmetova Kseniya Vadimovna
Bashkir State University

Abstract
This article describes the features of training for municipal service. We consider training for municipal services on the example of life in the US, Japan and Greece.

Keywords: community service, personnel policy, professional development


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахметова К.В. Особенности подготовки кадров для муниципальной службы в США, Японии и Греции // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/19608 (дата обращения: 04.03.2024).

Муниципальная служба представляет собой сложный социально-правовой институт. Данный институт предполагает систему правовых норм, которые регламентируют права и обязанности, запреты, а также порядок возникновения и прекращения служебных отношений.

Опыт зарубежных стран показывает, что кадровому вопросу, повышению квалификации и переквалификации управленческого аппарата уделяют большое внимание. В западноевропейских странах каждый год примерно 10% от общего состава кадров местных органов власти проходят основательную подготовку и переподготовку.

В Греции подготовкой муниципальных кадров занимаются центральные органы власти. Муниципальные служащие делятся на пять категорий, главный критерий – это уровень образования. Существуют два фактора продвижения по службе – выслуга лет и служебная характеристика. На греческой муниципальной службе могут состоять только граждане Греции, допуск к отдельным должностям иностранцев оговорен специальными законами. Чтобы поступить на муниципальную службу, не обязательно родиться в Греции, но обязательно иметь гражданство как минимум год. В 1994 году была создана служба отбора и подготовки муниципальных служащих Высшего совета по отбору кадров (АСЭП). Это независимый орган для контроля процесса выбора, он гарантирует честность, прозрачность и беспристрастность. В 1983 году был основан Национальный центр государственного управления. Главной целью этого центра является подготовка муниципальных служащих. Для получения высших чинов муниципальной службы нужно пройти обучение в Национальном университете.

В США очень внимательно следят за соблюдением правил при отборе лиц на муниципальную службу, распространены испытания, которые направлены на установление личностных и профессиональных качеств служащих. Набор специалистов происходит путём проведения квалификационных и конкурсных экзаменов, набором занимаются муниципалитеты. Для отбора кандидатов на повышение в должности также проводятся экзамены. На американскую государственную службу, как систему, проявили огромное воздействие федеративная модель правительственного аппарата, президентская модель управления, конституциональные принципы распределения властей, совокупность «сдержек и противовесов» и прочие характерные черты общественно-политической организации.

Опыт Японии также очень интересен. В государстве имеется двухзвенная иерархическая концепция регионально-управленческих образований: верхний элемент формируют префектуры, нижний – муниципалитеты, им принадлежат города, посёлки и др. Кроме того, имеются еще два элемента территориальной организации, там нет выборных органов власти, однако находятся отделения отдельных государственных служб. Государственная служба в Японии включает в себя управленческую, судебную и дипломатическую сферы общегосударственной работы. В группу государственных служащих также включаются лица, работающие на предприятиях, которые принадлежат государству. Примерная численность занятых на государственной и муниципальной службе составляет более трех миллионов человек, многие из которых – рабочие и служащие, которые не имеют реальных полномочий по принятию управленческих решений. А численность высших государственных чиновников не превышает десяти тысяч. Другая существенная индивидуальность японской государственной службы – это дух элитаризма, классическая почитаемость чиновничества. Данная сторона обнаружила собственное отображение в популярной пока что с окончания минувшего столетия формуле «кансон мимпи» («чиновники достойны почитания, народ – презрения»). Далее рассмотрим особенности японского управления кадрами:

1. Особенность системы найма. Учебный год в Японии начинается с апреля, а заканчивается в конце марта. Выпускников вузов принимают сразу же после окончания учебы, то есть в апреле этого же года.

2. Долгосрочный найм. Это система пожизненного найма, то есть в этом случае работники работают в одном месте до 60 лет.

3. Не менее важная особенность заключается в том, что обучение для муниципальных служащих, а также для работников частного сектора, проводится поэтапно.

4. Система ротации кадров. При данной системе, служащий может приобрести разные навыки. Кроме того, ротация кадров способствует расширению способностей исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, формирование государственности является одним из основных вопросов современного государства. И решение данного вопроса во многом зависит от лиц, работающих в государственных и местных органах власти, т.е. государственных и муниципальных служащих, от их профессионализма, компетентности.


Библиографический список
  1. Иванов В.Н. Муниципальная кадровая политика: учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов и др. 2-е изд. – М.: Муниципальный мир, 2003. – 256с.
  2. Изосимова И.Ю. Современные проблемы формирования систем развития кадрового потенциала / И.Ю. Изосимова, А.А. Рабцевич // Научное обозрение: теория и практика. – 2014. – №3. – С.55-62.
  3. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416с.
  4. Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 20 октября 2014г. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – С.96-106.
  5. Рабцевич А.А. Инициативность населения как фактор инновационного развития региона // Начало в науке: материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов, 18-19 апреля 2014г. Ч.3. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С.36-38.
  6. Рафикова Р.Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов / Р.Р. Рафикова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С.178-180.
  7. Токтамышева Ю.С. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона / Р.Р. Ахунов, А.В. Янгиров, Ю.С. Токтамышева и др. // Инновационное развитие российской экономики: Сборник научных трудов IX Международная научно-практическая конференция, 25-28 октября 2016г. Т.2. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с.12-15.


Все статьи автора «Ахметова Ксения Вадимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: