ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Хайруллина Алина Айнуровна1, Огдаров Тимур Бобокулович2, Савва Любовь Ивановна3
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент
3ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики

Аннотация
Данная статья посвящена анализу межличностных конфликтов у студентов высших учебных заведений. Нами рассмотрены возникающие конфликты между участниками - студент – студент и студент – группа, а также управление межличностными конфликтами между студентами. Данная проблема имеет многогранный характер.

Ключевые слова: конфликт, конфликт в образовательном процессе, конфликтные ситуации, межличностный конфликт, разрешение конфликта, студент-группа, студент-студент, управление конфликтами


THE CAUSES AND CHARACTERISTICS OF INTERPERSONAL CONFLICTS AMONG STUDENTS

Khairullina Аlina Aynurovna1, Ogdarov Тimur Bobokulovich2, Savva Lyubov Ivanovna3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, Doctor of Pedagogics, Professor, Department of Pedagogy

Abstract
This article is devoted to the analysis of interpersonal conflicts among students of higher educational institutions. We have considered the contentions between the parties - student and student – group, and managing interpersonal conflicts between students. This problem is multifaceted.

Keywords: conflict, conflict in the educational process, conflict management, conflict resolution, conflict situations, interpersonal conflict, student-group


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хайруллина А.А., Огдаров Т.Б., Савва Л.И. Причины и особенности межличностных конфликтов в студенческой среде // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18932 (дата обращения: 24.02.2024).

На современном этапе развития, характеризующегося переходом к демократическому обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, глобализации и интеграции всех жизненных процессов, особую важность приобретают такие качества личности, как коммуникабельность,  толерантность и гуманизм.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема управления конфликтами. Неслучайно в психолого-педагогической литературе  и педагогической практике заметно возрос интерес к проблеме межличностного конфликта, идет накопление эмпирических данных и научных данных в данной области исследования.

Целью данной статьи является определение основных причин, видов и и особенностей межличностных конфликтов, возникающих между обучающимися в вузе.

Межличностный конфликт это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Н.В. Гришина определяет межличностный конфликт как противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон [3, с.137].

Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам. Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д.

Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов, их практическая повсеместность втягивают в конфликтное действие представителей всех групп населения, включая, и молодежь, студенчество в частности [7, 12].

Заметим, что студенческий возраст характеризуется как период интенсивного психического, личностного и  интеллектуального развития. Основные достижения этого возраста связываются с вхождением в различные социальные общности и усвоением новых ролей, формированием социально ответственного поведения, умениями осуществлять основные учебные действия и способы, обретения личностного и профессионального самоопределения [1, 7,11.]

Один из наиболее часто встречающихся видов межличностных конфликтов в высшей школе это  конфликты  между участниками – студент – студент и студент – группа.

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их повеления большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я – концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов [9].

На старших курсах межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений [7].

Во всяком межличностном конфликте в образовательном процессе большое значение имеют личностные качества студентов, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

В большинстве ситуациях межличностных конфликтов выделяются две стороны, взаимосвязанных между собой:

  • содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;
  • психологическая сторона конфликта связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга [4, 6].

Межличностные конфликты имеют свои «отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

  • в межличностных конфликтах противоборство студентов происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;
  • в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
  • межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
  • межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
  • межличностные конфликты между студентами затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо  в процессе обучения, либо в  межличностных отношениях» [3,с. 26].

Студенты могут находятся в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы, но и интересы группы, которую они представляют.  Конфликты между студентом и группой имеют много общего с межличностными между студентами, однако, они более многоплановые. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т. д. Поэтому потенциальная возможность конфликта здесь возрастает.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между студентом и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи студента с группой, формированию личностной и групповой идентификации и интеграции. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

Управление межличностными конфликтами между студентами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны преподавателя или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту [4, 8].

В процессе управления межличностными конфликтами между студентами важно учитывать их причины и особенности, а также характер межличностных отношений участников конфликта, группы поддержки, а главное, этапы развития конфликтов и выбор стратегии обучающихся. Это требует определенной подготовки студентов на занятиях по педагогике и конфликтологии.


Библиографический список
  1. Веденеева, О.А., Савва Л.И., Сайгушев, Н.Я. Педагогика в системно-образном изложении: учеб. пособие. – Магнитогорск : Магнитогорский Дом печати, 2015. – 122с.
  2. Гомыранова О. Н. Механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов технического вуза  / / Электронный журнал «Исследовано в России» / /. -  № 5.  Астрахань, 2006. – С. 16 – 25.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта  СПб. : Питер, 2005.  – 464 с.
  4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 1998
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. -М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. -176 с.
  6. Панасюк, А. Ю. Как убеждать в своей правоте : Современные психотехнологии убеждающего воздействия / А. Ю. Панасюк. – 3-е изд. – М. : Дело, 2004. – 312с., ил.
  7. Савва Л.И. Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: коллективная монография / Л.И. Савва, Е.Ю. Семыкина, А.Л. Солдатченко и др.; под общей ред. Л.И. Савва. – Магнитогорск: МаГУ, 2005 – 345 с.
  8. Савва Л. И. Проблема формирования продуктивного общения школьников: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. -172 с.
  9. Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание: учеб. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2000 – 204с.
  10. Савва Л.И Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: коллективная монография: коллективная монография / Л.И. Савва, С.В. Акманова, Недосекина М.А. Яковлева и др.; под  ред. Л.И. Савва.– Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 463с.
  11. Савва Л.И, Гасаненко Е.А. Профессиональный имидж студента // Вестник Челябинского  государственного педагогического университета. – 2015. -№2. –С.170-177
  12. Савва Л.И., Солдатченко А.Л. Социальное взаимодействие как структурный компонент социальной зрелости студента вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. – № 4. – С. 147-153.


Все статьи автора «Хайруллина Алина Айнуровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: