РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Гарипов Фанус Нагимович
Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
к.э.н., старший научный сотрудник

Аннотация
Рассматриваются условия экономического роста и изменения в стратегии улучшения качества жизни. Подчеркивается, как самой холодной в мире стране, России особенно требуется рационализация использования природных ресурсов. Рекомендуется усилить внимание к использованию возобновляемых ресурсов, в том числе к ежегодно воспроизводимой биомассе Земли. Отмечается, как важнейшего источника развития, роль воды в экономическом росте.

Ключевые слова: дефицит, доминирующий фактор, источник энергии, позитивная динамика, производственный процесс, ресурс, сырьевые условия


RESOURCE SUPPORT FOR ECONOMIC GROWTH

Garipov Fanus Nagimovich
Institute of Social and Economic Research of the Ufa Scientific Centre of RAS
PhD in Economics, Senior Research Associate

Abstract
The conditions of economic growth and changes in strategy to improve the quality of life. Highlighted as the coldest country in the world, especially Russia has to be rationalized use of natural resources. It is recommended to strengthen the use of renewable resources, including annually reproducible biomass of the Earth. It is noted as the most important source of development, the role of water in economic growth.

Keywords: deficit, dominant factor, energy source, positive dynamics of the commodity conditions, production process, resource


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Гарипов Ф.Н. Ресурсное обеспечение экономического роста // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18458 (дата обращения: 28.02.2024).

На современное экономическое развитие, как на процесс потребления определенных ресурсов природы и общества, сложилось два превалирующих взгляда. Главное различие между ними – в оценке доминирующего фактора естественного ограничения ведущих параметров расширения масштабов производства или сохранения его темпов (а может быть, даже недопущения заметного падения).

Первая позиция связана с оценкой действия системы экономических законов рыночной модели развития. Само развитие при этом считается стимулирующим рост спроса, и в результате стремление к постоянному расширению экономической системы «вступает в противоречие с ее пространственно-временной ограниченностью». Накапливаясь, это противоречие выводит систему из режима управляемости и создается ситуация утраты человеком контроля над ней. В результате беспрерывное ускорение развития производственного процесса, придавая ему темпы опережающие технологический прогресс, в сущности нацелено на саморазрушение системы.

Другая парадигма вероятности основывается на возможном истощении ресурсов энергии, других видов минерального сырья, пищи и загрязнения среды обитания при сохранении тенденции роста народонаселения и потребления. Природные ресурсы, даже возобновляемые, ныне испытывают возрастающее напряжение антропогенного воздействия и «не успевают» естественным путем восстановиться: приходится для преодоления ситуации дополнительно расходовать невозобновляемые источники ресурсов.

Поддержание, а тем более повышение темпов роста, особенно при непостоянстве численности населения, невозможно обеспечить без использования в возрастающих масштабах природных ресурсов. Определяющее условие экономического роста в связи с этим связано, прежде всего, с повышением эффективности природопользования. Это – что касается развития, базирующегося на первичных ресурсах природы. И оно, это развитие, поэтому не может идти бесконечно долго, компенсируясь лишь совершенствованием организационных факторов производства. В силу этого наличие природных ресурсов и их высокотехнологичное использование выступает определяющим условием возможности поддержания воспроизводства жизненных благ.

Высокие темпы роста населения до последних лет сопровождались увеличением производства материальных благ и повышением уровня жизни прежде всего благодаря тому, что сырьевые ресурсы планеты были еще достаточно велики. Сейчас положение изменилось. По данным, опубликованным в научной литературе, «мир впервые вступил в эпоху, когда количество запасов многих полезных ископаемых меньше того, что уже добыто» [1]. К настоящему времени показатели обеспеченности роста ресурсами сильно изменились и существенно различаются по видам.

Поэтому на современном этапе, так и в обозримой перспективе практически для всего мирового хозяйства одной из ключевых остается проблема обеспечения экономического роста ресурсами.

Психологически мы менее восприимчивы к значимости такого фактора развития экономики, как пищевые ресурсы. Более привычно, пожалуй, представление о взаимообусловленности последнего масштабами поглощения минеральных сырьевых источников. В действительности это так и обстоит. В этой системе взглядов, например, потенциал урожайности долгое время считался теоретически беспредельным. Реальная действительность и сюда внесла свои коррективы.

Между тем продовольственная проблема продолжает обостряться: мир в целом уже вступил в полосу сокращения душевого объема производства пищевых ресурсов, а Россия практически утратила продовольственную безопасность.

В то же время исторический опыт свидетельствует, что каждое общество может достичь экономического прогресса только тогда, когда оно в состояния надежно прокормить себя. Питание является одним из ведущих компонентов, определяющих уровень жизни в любом обществе. В силу этого продовольственная проблема всегда была одним из сильных ограничителей темпов социально-экономического развития. Не утратила она своего значения и сегодня, оставаясь одной из острейших в современном мире.

Не только наращивание, даже поддержание уровня выработки продовольствия ныне все более тесно увязывается в действительности с масштабами потребления прежде всего минерально-сырьевых ресурсов земли, которые весьма впечатляющие. Так, в течение ХХ века человечество израсходовало на свои нужды свыше 500 млрд. т у. т., то есть больше, чем за всю предшествующую историю. И около 95 % использованной в этот период энергии выработано за счет потенциала ископаемых ресурсов. Современный же уровень ежегодного потребления энергоресурсов достиг порядка 14 млрд. т у. т.

Сохранение этих объемов энергопотребления за счет традиционных источников в течение длительного времени считается крайне рискованным и недопустимым. Такой вывод следует не только из того, что земные и доступные космические энергоресурсы при этом быстро истощаются.

По оценке экспертов ООН, ежегодные убытки от изменения климата составляют около 300 млрд. долларов и влияние этого фактора продолжает расти. Замечено одновременно, что потепление планеты, воспринятое без серьезных оснований как благо, идет быстрее, чем предполагалось.

Овладение энергией развития в действительности всегда воспринималось как цивилизованное направление деятельности человека. По-видимому, спасительность реальной ситуации в том, что качество современной жизни все больше определяется не столько ресурсоемкостью материального производства, сколько эффективностью использования природных и интеллектуальных ресурсов для получения того продукта, тех услуг, той среды, которые соответствуют новым потребительским интересам. Современная же смена ценностных ориентаций в стратегии улучшения качества жизни состоит в стабилизации уровня душевого потребления ресурсов и ориентации на становление информационной цивилизации, являющейся менее энергоемкой в традиционном измерении ее источников. Несомненно и то, что главным приоритетом российской политики в этой области остается повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах хозяйственной жизни страны. Резервов здесь достаточно много.

Между тем современные темпы утилизации запасов ископаемых источников энергии минеральных ресурсов все больше подвигают к мысли об исчерпаемости природных их залежей. А они, принято считать, «невозобновляемы». Можно говорить о несовпадающих оценках периодов, на которые хватит тот или иной вид ресурса. Тем не менее, несмотря на дискуссионность отдельных позиций и положений, бесспорным остается факт движения к постепенному уменьшению мировых запасов невозобновляемых ископаемых ресурсов развития, и прежде всего энергетических ресурсов. В этом контексте не может вызвать дискуссии необходимость поиска, разработки и внедрения в хозяйственную деятельность энерго- и ресурсосберегающих начал экономического развития. Это обстоятельство, несомненно, актуализирует проблему использования возобновляемых ресурсов энергии: солнца, воды, ветра и т.п. Последние годы свидетельствуют о наличии в мире в целом позитивной динамики в этом вопросе.

Вместе с тем, несмотря на относительно высокие показатели роста выработки энергии за счет потенциала возобновляемых источников, они еще не оказывают существенного влияния на национальные энергобалансы.

При рассмотрении вопроса о развитии темпов использования возобновляемых источников энергии недостаточно, как нам кажется, внимание еще к одному существенному резерву – к ежегодно воспроизводимой биомассе Земли. Объясняется это прежде всего тем, что этот органического происхождения источник дает так называемую «некачественную» (рассеянную) энергию, и организация утилизации его поэтому при существующей технологии сопряжена с существенными затратами.

Более того, в связи с обострением сырьевых условий развития предстоит существенно большее внимание обратить на обеспеченность водой. Пожалуй, то обстоятельство, что в целом большая часть (около 2/3) поверхности земли занята водой и во многих регионах мира, в т.ч. и в России, имеется огромное количество полноводных рек и озер, заслоняло в значительной мере эту проблему. Однако в последнее время нехватка воды предстала как реальная угроза экономическому росту и эффективному функционированию жизненно важных производственных систем, в т.ч. по выработке продовольственных ресурсов. И по мере возрастания масштабов природопользования все более очевидным становится тот факт, что энергия – не единственное условие наращивания производства.

Сегодня проблема дефицита воды, несмотря на ее в целом значительные ресурсы, все более обостряется. По данным ООН, уже около четверти населения мира не имеют свободного доступа к пресной воде. Это обусловлено в том числе и тем, что водные ресурсы распределены по странам и континентам весьма неравномерно: есть регионы относительно благополучные, менее благополучные и остродефицитные. Именно этим обстоятельством вызвана территориальная напряженность во взаимоотношениях ряда государств. В частности, признается присутствие «водного компонента» в нынешней напряженности на Ближнем Востоке. Есть межгосударственные проблемы по использованию вод приграничных рек Ганга и Меконга в Азии. В Африке не прекращаются споры из-за Нила и Окаванго. Эксперты отмечают, что в полусотне вооруженных конфликтов вода выступает как стратегическая цель или как средство борьбы (путем отравления источников).

Вода в целом – острейшая проблема современного развития, и практически с каждым годом возрастает экономическое значение ее хозяйственного использования. Как свидетельствует статистика, за прошедший век потребление воды в интересах жизни человека увеличилось в 7 раз. В том числе сельское хозяйство потребляет порядка 70% пресной воды, промышленность и энергетика– 22% и 8% – пищевая отрасль, в т.ч. личная гигиена [2].

Потребление воды продолжает расти. Опережающими темпами растет промышленное водопотребление. В числе водоемких отраслей оказалось бурно развивающееся автомобилестроение. При современной технологии для изготовления одного автомобиля в среднем расходуется около 500 тыс. литров воды, а общемировое производство их в год составляет уже около 50 млн. единиц, и эта цифра продолжает расти. Типичен, пожалуй, еще один пример. Асуанское водохранилище (Египет) испаряет воды в пять раз больше, чем потребляют ее все ТЭЦ и АЭС Средиземноморского бассейна. Увеличение зеркальной площади рек при строительстве плотин способствует повышению потерь воды путем испарения и в других регионах.

Еще одной причиной, вызывающей дефицит воды, считается повышение температуры атмосферы – парниковый эффект. Существенны потери воды при орошении. Сегодня в большей из-за этого мере снижается уровень воды во многих реках. В Китае, например, в начале 80-х годов река Хуанхе впервые не достигла Желтого моря, а в 1996году исчезла на границе провинции Шаньдун. В США река Колорадо теряет след в зоне пустыни штата Аризона, а река Сырдарья не доходит до Аральского моря, вызывая его высыхание. В этих регионах дальнейшее развитие орошения, по мнению экологов, приносит больше вреда, чем пользы.

Поддержание экономического развития и обеспечение условий эффективного функционирования производственных систем все более тесно обусловливается сегодня рациональным использованием воды, не наносящим вреда естественным циклам ее кругооборота. И как показывает мировой опыт, это практически безальтернативный путь решения водной проблемы.

Поиски способов устранения дефицита воды, активно ведущиеся в наши дни, подтвердили этот вывод. Подключение к решению проблемы частного капитала и приватизация систем водоснабжения не дали ожидаемого результата в регулировании этой проблемы. В Англии, например, передача этого сектора в частные руки обернулась незамедлительным подорожанием воды более чем на треть. Сфера эта социально чувствительна и правительству пришлось восстановить контроль. Имеются и другие примеры: в одном из Боливийских городов за год в результате вмешательства частного капитала цена на питьевую воду подорожала в три раза; и т.д.

За воду «взялись» крупные финансовые структуры и транснациональные компании. В результате всего за один литр очищенной и разлитой в бутылки воды потребителю приходится платить столько же, сколько за тысячу литров из-под крана.

Современная жизнь все более явственно подтверждает пророческие слова президента Академии наук СССР академика А.П. Карпинского, который подчеркнул, что «…нет более драгоценного полезного ископаемого, чем вода», на Первом всесоюзном гидрологическом съезде в 1931 г.

Следовательно, единственным вектором продолжения жизни на земле, имея в виду прежде всего существование самого человека, может быть осознанный до конца, рачительный и рациональный курс природопользования, жестко регламентирующий всякую хозяйственную деятельность и его масштабы с позиции интересов глобального взаимодействия с природой.


Библиографический список
  1. Крылову О.В. Ограниченность ресурсов как причина предстоящего кризиса [Текст] //Вестнк РАН. – 2000 – Т.70 №2. – С. 135-145
  2. Тимофеев Л. На пороге великой жажды [Текст]// Республика Башкортостан. 2001.21.08.


Все статьи автора «Гарипова Зухра Фанусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: