УДК 001.1

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОНТОЛОГИИ НАУКИ

Меньшикова Анна Андреевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет
магистрант кафедры философии и методологии науки

Аннотация
В статье рассматриваются онто-эпистемологические проблемы науки (на материале работ лингвистов-когнитологов). Исследование обосновывает многогранный и проблематичных характер решения вопроса, включающий область онтологии, гносеологии, герменевтический подход и частные проблемы анализа. Исследование приводит к обособленному пониманию объекта и онтологии науки, переходности категорий, специальных для когнитивной лингвистики.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Меньшикова А.А. Эпистемологические факторы онтологии науки // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24434 (дата обращения: 04.10.2017).

Философия науки является молодым и в принципе слабо разработанным направлением и следований. Наименьшая разработанность касается новейших направлений и молодых наук, не получивших в рамках аналитического и теоретического аспекта необходимого внимания и тенденции исследований. Существующее положение затрагивает возможность исследования когнитивной науки и когнитивной лингвистики как современных и активно развивающихся областей исследовательской мысли. Когнитивная лингвистика не подвергалась процедуре теоретического и методологического  исследования. Эпистемологический анализ данного направления, как в прочем и других наук, может проходить в разных плоскостях, с привлечением различных методов и подходов. Наиболее эффективно исследование, продолжающее ранее заложенные традиции, однако в философии науке не сложилось культуры институциональной преемственности. Большая часть вопросов, ориентированных на исследование науки затрагивает частные проблемы, многосторонние и разнообразные аспекты, не представляет собой требуемого методологического единства, схемы и алгоритма исследований. Основы философии науки были заложены в работах, обращавшихся к опыту науки в глобальном смысле. Соответственно в поле зрения попадала наука классическая, наиболее существенные повороты и революции в истории науки, обращение к научным областям существенной важности и актуальности. Соответствующим образом исследование науки может проводится по известным схемам с привлечением известных схем, новых эмпирических данных. Дополнить исследование можно нестандартными поворотами и подходами, поскольку современные тенденции формирования научных норм позволяют сделать подобные выводы. Многое зависит от проблемы, приоритетных вопросов и аспектов. Существующее состояние науки в любом случае подлежит некоторой определенности. Для когнитивной лингвистики это означает возможность применять достижения ранее полученных выводов даже в других областях науки. Агностицизм не может утвердиться в научном сообществе, однако представления об онтологии науки могут меняться (что, собственно и происходит): некогда простой объект, оформленный концептуальными границами понятия, стал пониматься как сложный, комплексный. Подобное обстоятельство нашло отражение в  методологических подходах и практике конкретных исследований. Заметно влияние психологии и структурализма, однако когнитивная лингвистика может рассматриваться с разных позиций, вопросы, которые поднимает философия науки позволяет выделить и выявить различные области исследования, ставшие традиционными и рассматривающие исследование как совокупность областей и направленностей, философских дискурсов: онтология, гносеология, эпистемология. В наиболее конкретизированном смысле рассматривается определенный сегмент исследования. К исследованию существующих онто-эпистемологических проблем относится и новое направление исследования, связанной с проблемой релятивизма, множественности и разнообразием результатов исследования – герменевтическое. Исследование вопросов, связанное с онтологией науки выводит проблему отношения и доминирующих тенденций в когнитивной лингвистики, философских оснований науки, традиций, происхождения науки, сущности принятых в ней когнитивных практик и процесса познания. В онтологическом аспекте выявляется проблемная ситуация демаркации и определения исследований, семантически обозначаемых «когнитивными», выявление принципов и походов, характера научных исследований, решения проблемы отношения когнитивной лингвистики и когнитивной науки, плавно переходящих к проблеме онтологии объекта. Проблемная ситуация в когнитивной лингвистике возникает в связи с неоднозначностью выделения и отношения современной науки о взаимосвязи языка и мышления в план научного реализма или конструктивизма, традиций позитивизма или инноваций, гуманитаризации науки. Актуальным становится вопрос о границах познания и самой науки когнитивной лингвистики, ее принадлежности к роду междисциплинарных исследований или нового этапа развития лингвистики. Онтология объекта когнитивной лингвистики также наследует проблематику общенаучного фона. Спорна его принадлежность к области философии или когнитивной науки, лингвистики. Важными оказываются современные проблемы онтологии и эпистемологии. Сама граница емкости знания когнитивной науки и когнитивной лингвистики представляет собой большой интерес в сфере научного знания и определения онтологии науки. Существует представление о науке в принципе. В данном случае важным является отношение к объекту исследований как к абстрактному концептуализованному образованию. С этой позиции  исследование когнитивной науки и когнитивной лингвистики проходит этап общенаучного развития в контексте истории и культуры. Другая проблема рассматривает реально сложившуюся ситуацию в науке и переводит внимание к конкретным исследованиям, основанным на различных подходах и научных традициях. К таковым относится и эволюционная эпистемология в когнитивной наук [1, 2], и психологические концепции когнитивной культурологи, и лингвистические исследования историко-культурологического характера, и прикладные аспекты когнитивной лингвистики от медицины до информатики и кибернетики. Наука в таком понимании предстает разносторонним набором подходов и сфер, объединенных общим названием лишь номинально. Поэтому возникает возможность говорить о разных науках.

В основании гносеологии науки поднимаются вопросы о способах и методах познания, традициях, междисциплинарности и принципах научного подхода, расхождения методов когнитивной лингвистики с классическим языкознанием. Исследование вопросов взаимодействия когнитивной науки  и когнитивной лингвистики на основании познания тоже является важным элементом детерминации и философского описания науки.

Исследование онто-эпистемологических проблем в науках приводит к другой области исследований, ранее не рассматриваемой в литературе, но имеющей непосредственное отношение к познанию. Речь идет о герменевтическом аспекте науки, проявляющемся как в подходе, так и в результатах исследования, интерпретации и понимании как основополагающих элементах научног ознаия, методов и подходов. Различные методологические  установки по-разному освещают онтологию науки и объекта. Выводится зависимость от окружающей среды, проведения исследования, контекста и влияния подходов.

В процессе развития когнитивная лингвистика показала, что не решение научных задач становится приоритетным в науке, а сама возможность развивать тему и область является первостепенной задачей науки. Исследования лингвистов основываются на доминирующе идее эмпирического характера содержания исследовательской работы, что связано с многосторонним исследованием поля, аналитикой.


Библиографический список
  1. Kull K, Deacon T., Emmeche C., Hoffmeyer J., Stjernfelt F. (2009). Theses on biosemiotics: Prolegomena to a theoretical biology // Biological Theory. – №4(2). – Klosterneuburg: Кonrad lorenz institute for evolution and cognition research, 2009. – Pp. 167-173.
  2. Меркулов И. П. Эпистемология (коггнитивно-эволюционный подход). – СПб.: Изд-во РХГИ, 2003. – Т. 1. – 471 с.


Все статьи автора «Меньшикова Анна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: