УДК 128

ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: СТОИЦИЗМ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Григорьев Андрей Сергеевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
«Сенсативная» культура (А. Тойнби), в рамках которой протекает жизнь современного (западного) человека, обладает огромными внутренними механизмами самовоспроизводства посредством программирования индивидов на гедонизм как единственно возможную стратегию жизни: фактически современное капиталистическое общество «приговаривает» человека к гедонизму. Однако у человечества в лице (в том числе «модернизированных») философских школ, помимо эвдемонизма, аскетизма и др., есть надёжная философская система, позволяющая не только противостоять гедонизму, но и, не избегая соблазняющих обещанием удовольствий реалий жизни, «практиковать» счастливую жизнь. Речь идёт о «возрождённом» стоицизме в виде «нового стоицизма», который, воспользовавшись языком современной психологии, сделал понятийную матрицу стоиков более понятной, доступной – и потенциально – массовой.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьев А.С., Пятилетова Л.В. Жить в обществе потребления: стоицизм как практическая система // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/08/24324 (дата обращения: 18.08.2017).

Обществу потребления органичен гедонизм, являющийся самозапускающейся практикой ежедневных удовольствий [1]: гедонизм – своего рода «мем» (самопродуцирущаяся программа) любой сенсативной культуры [2].

Оборотная сторона гедонизма – скука как продукт истончившегося наслаждения возникает в результате (зафиксированного психологами феномена) гедонистической адаптации. Скука, будучи особым экзистенциальным моментом в бытии, во многом заставляет (современного) человека пересмотреть взгляды на удовольствие как гарант счастливой, осмысленно-наполненной жизни: таким ответом на скуку может быть как поиск наиболее «аутентичных» («более» отвечающих запросам индивидуального бытия) переживаний [3], так и изменение стратегии получения удовольствий, наконец, «управление» удовольствиями [4].

Последнее, а именно изобретённое Эпикуром умение «калькулировать» удовольствия, представляется особенно надёжным навыком в обществе потребления, помогающим в определённой степени выпрыгнуть из его тотально соблазняющей матрицы непрерывных желаний.

В целом эпикуреизм мог бы стать конечным пунктом жизненной философии человека, ориентированного на счастливую жизнь в современном капиталистическом обществе, если бы не разного рода постоянно обрушивающиеся на человека несчастья.

В этом случае, когда почва уплывает из-под ног и ни гедонизм, ни эпикуреизм не становятся панацеей, у человека появляется необходимость в более надёжно-«правильной» философии, способной адекватно описывать происходящие с ним события. – Обращение к возникшему в III в. до н. э. стоицизму и ежедневное практикование его становится для человека спасительным выходом из многочисленных жизненных невзгод.

Стоицизм в повседневности чаще всего (небезосновательно) ассоциирован и фактически редуцирован к «стоическому отношению к жизни», однако это и так и не так одновременно, поскольку разговор о стоицизме необходимо начинать с другого: как в гедонизме, эпикуреизме и многих других (античных и не только) философских системах, в стоицизме речь идёт о том, чтобы человек был счастлив. Это – практически центральное для человеческой жизни. Гораздо позже Л. Фейербах замечательно изложит подмеченное им о человеческой природе: «Стремление к счастью – это стремление стремлений… Каждое стремление – это безымянное стремление к счастью, любое «я хочу» значит «я хочу счастья» … Эвдемонизм настолько врождён человеку, что мы совсем не можем мыслить и говорить, не пользуясь им» [5; 6].

К I веку до н. э. стоицизм получил широкое распространение среди образованных граждан Древнего Рима, «в нем они черпали силы для полных непредсказуемых опасностей жизни» [7].

Разум и чувства – две основные «опоры» человеческого существа не всегда в ладу, чтобы привести их в гармонию, чувства (рождающие тягу к удовольствиям) необходимо подчинить разуму. Следовательно, в большей степени стоицизм – это философия, которая учит пользоваться разумом (особенно это актуально в контексте «переменчивой судьбы»). Соответственно, образование как «возделывание разума» (осознание как умение) для практикования стоицизма является необходимым. В этом случае философия стоицизма становится «наукой о жизни» (Сенека), о том, как достичь счастливой жизни.

В современном («сенсативном») обществе сложно стихийно прийти к стоицизму: на наш взгляд, нужен и экзистенциальный опыт личных разочарований и потерь, и опыт наблюдений за жизнью других, и, что немаловажно, «образованный ум» как инструмент осознания и изменения собственной жизни.

Сегодня мы наблюдаем возрождение стоицизма (в США, Европе) как философии, ведущей к «правильному» образу жизни, в том числе как (практической) философии, противостоящей гедонизму. – Возрождение в виде философии, выраженной языком технически более «понятной» психологии: технологии достижения счастливой жизни посредством атараксии – «покоя разума».

Своеобразной книгой-манифестом «новых стоиков» стала работа Уильяма Б. Ирвина «Гид по хорошей жизни» [8], делающая стоицизм не только актуальной, но и единственно возможной жизненной практикой, действительно, не только спасающей от тины гедонизма, но и дающей современному (западному) человеку шанс на аутентичную наполненную счастьем жизнь.

Радоваться, наслаждаясь, жизнью, не привязываясь к комфорту – один из главных постулатов новых стоиков. В противовес гедонизму (и гедонистической адаптации как его логического следствия) необходимо научиться радоваться тому, что уже на данный момент у «тебя» есть, не то, что хотелось бы приобрести.

Таким образом, одним из базовых психологических экспликаций стоицизма в изложении «новых стоиков» является разворачивающая гедонистическую адаптацию вспять «негативная визуализация» как практическое упражнение для (стоического) разума: желая обладать тем, что уже имеешь и представляя потерю этого (буквально – по пять минут в день ментальной тренировки), человеческий разум приобретает способность понимать ценность имеющегося и, главное, определить истинные ценности наличного бытия.


Библиографический список
  1. Мельников В.Р., Пятилетова Л.В. «Счастье и «смысл человеческой жизни» в фокусе конгруэнтности: современный человек в поисках счастья // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/07/84151 (дата обращения: 16.08.2017).
  2. Стадник В.А., Пятилетова Л.В. Культурологическая концепция П. Соркина // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/07/24221 (дата обращения: 16.08.2017).
  3. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Человек в «обществе переживаний»: из «старого» общества в «новое» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78716 (дата обращения: 16.08.2017).
  4. Григорьев А.С., Пятилетова Л.В. Управление наслаждением: гедонизм vs эвдемонизм // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84167 (дата обращения: 01.08.2017).
  5. Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955. – Т. 1. – С. 460, 579, 590.
  6. Мельников В.Р., Пятилетова Л.В. «Счастье и «смысл человеческой жизни» в фокусе конгруэнтности: современный человек в поисках счастья // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=84151 (дата обращения: 29.07.2017).
  7. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой истории [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.com/chtenie/24462/arseniy-chanyshev-kurs-lektsiy-po-drevney-i-srednevekovoy-filosofii.php (дата обращения: 11.08.2017).
  8. Irvine W.B. A Guide to the Good Life: The Ancient Art of Stoic Joy [Электронный ресурс]. URL: https://www.goodreads.com/work/quotes/5789357-a-guide-to-the-good-life-the-ancient-art-of-stoic-joy (дата обращения: 12.08.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: