К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Голованенко Евгения Александровна1, Игнатьева Ольга Леонидовна2
1Сумской государственный университет, старший преподаватель кафедры языковой подготовки иностранных граждан
2Сумской национальный аграрный университет, старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Определяется сущность эстетического воспитания: его цели, основные задачи, значение. Эстетическое отношение к миру рассматривается как основная функция эстетического воспитания. Эстетическое воспитание должно быть универсальным и разнообразным. Оно должно пронизывать все сферы жизни и деятельности человека, оптимизируя и обогащая мир его культуры.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Голованенко Е.А., Игнатьева О.Л. К вопросу о сущности эстетического воспитания студенческой молодежи в современных высших учебных заведениях // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/08/24302 (дата обращения: 24.02.2024).

В процессе обновления украинской высшей школы эстетическое воспитание представляет собой одну из актуальных проблем, важным аспектом которой является формирование эстетической культуры личности.

Анализ литературы по проблеме внедрения эстетического воспитания в практику образовательных учреждений позволяет утверждать, что эстетизация учебно-воспитательного процесса в славянских странах осуществлялась с давних времен, однако в разные исторические периоды с неодинаковой степенью активности. Образцом эстетического воспитания в Украине были: Киево-Могилянская академия, которая опиралась на опыт европейских высших школ (Виленской, Замойской, Кембриджской, Познанской и др.), воскресные школы, а со второй половины XIX в. – Нежинский, Глуховский педагогические институты. В начале ХХ в. идеи внедрения эстетического воспитания в практику учебного процесса подхватили Полтавский пединститут, Харьковская Академия теоретических знаний и другие учебные заведения.

Во второй половине XIX в. высшее образование проходило стадию становления. Наблюдалось ослабление формализма, увеличивалось количество часов на изучение предметов художественного цикла, вводились предметы “Эстетика” и “Этика”. В начале ХХ в. в учебные планы гуманитарных специальностей был введен курс “История искусства”, включены некоторые методические вопросы эстетического воспитания. В последующие десятилетия в учебные планы были добавлены дисциплины по истории эстетических учений и искусствоведения. В 50-60-е годы, кроме этих дисциплин, в высших учебных заведениях проводились также факультативы, семинары по истории и теории искусства. Однако, в 90-е годы часы, отведенные на изучение названных курсов, сократили, а курс “Эстетики” заменили на “Культурологию”.

Внеаудиторные формы эстетического воспитания с 30-х до 90-х годов ХХ в. были связаны с кружками художественной самодеятельности, культпоходами в театры, кино, на выставки, диспутами, праздниками и т. п. В последнее время активно развивается клубная форма эстетического воспитания, студенческие театры и др.

Таким образом, высшая школа Украины, начиная с середины XVI в., внедряла эстетическое воспитание, накапливая отечественный опыт и изучая зарубежный. Начало 90-х годов характеризовалось возрождением отечественных традиций в эстетизацией учебно-воспитательного процесса. Именно это обстоятельство побудило провести анализ современной философской и психолого-педагогической литературы для обобщения опыта эстетического воспитания студенческой молодежи.

Эстетическое воспитание личности было предметом научного анализа философов Т. Андрущенко [1], Н. Бердяева [2], Е. Громова [3], Л. Левчука [4], В. Мовчан [5] и др. Ученые считали, что эстетическое воспитание является средством привлечения молодежи к духовным и культурологическим ценностям общества.

В ХХ в. педагоги (А. Запорожец [6], И. Зязюн [7; 10], А. Киричук [8], Б. Кобзарь [9], А. Семашко [10], В. Сухомлинский [11] и др. ) разрабатывали концептуальные подходы к эстетическому воспитанию молодежи. Над вопросами категорийного аппарата эстетического воспитания работали И. Зязюн [12; 13], Н. Миропольская [14], А. Щербо [15] и др. Они доказывали, что эстетическое воспитание является важным направлением образования. Эти исследования – концептуальные для педагогической науки – стали основой сегодняшних наработок по эстетическому воспитанию подрастающего поколения в условиях национального возрождения.

Эстетическое развитие студенческой молодежи в общей системе образования требует особой чуткости и такта со стороны педагога, всего коллектива высшего учебного заведения. В развитии эстетической культуры студенчества есть свои особенности.

Студенческий коллектив неоднороден по своему характеру, привычкам, общему культурному уровню. В студенческую семью вливаются жители отдаленных деревень, районов и те, кто вырос в городских условиях. Нельзя не учитывать их разный жизненный опыт, разный уровень полученного эстетического воспитания.

Если педагог высшего учебного заведения будет брать за основу предположение об уже сформированных основах художественно-эстетической культуры студента и планировать свою дальнейшую работу исходя из этого предположения, то этот подход будет субъективным. Он будет обусловлен, прежде всего, жизненным опытом самого педагога, его знаниями, уровнем его эстетической культуры.

Процесс формирования эстетической культуры студентов ограничен жесткими рамками периода обучения. Именно за эти годы студент должен наряду с с профессиональными знаниями достичь такого уровня эстетической культуры, которая определяла бы все его поступки и действия в дальнейшей жизни.

Педагогам высшего учебного заведения следует максимально укреплять и развивать те позитивные начала, которые были заложены в семье, школе, а также устранять ошибочные взгляды и суждения, которые противоречат высоким требованиям эстетической культуры.

Для достижения успехов в эстетическом воспитании  студентов педагог должен умело использовать могучий потенциал истинной культуры. Ведь истинной духовной культуры личности не может быть без высокого художественно-эстетического развития. Духовная культура способна влиять на формирование эстетических взглядов и суждений студента, его эстетических чувств и сознания.

Без развитого эстетического чувства и сознания немыслимы благородство души, чуткость сердца, сострадание. Эстетическая неразвитость порождает моральную глухоту.

Эстетическое сознание представляет собой индивидуальную характеристику человека, который является эмоционально-ценностным и субъективно-оценочным отражением окружающей эстетической действительности, в которой находят свое выражение проявления различные категории эстетики (эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, эстетическое суждение, эстетические ценности, эстетический идеал, взгляды и т.д.).

Г.Апресян отмечал, что эстетическое сознание личности отражает все богатство отношения человека к окружающей среде, его активное, действенное стремление достичь гармонии, совершенства, идеала прекрасного [16, с.30]. Созвучное мнение высказывает В.Нестеренко, отмечая, что эстетическое сознание, выступая субъективной формой деятельностного отношения человека к миру, представляет собой систему идеальных образов [17, с.30].

М.Каган и В.Иванов отстаивают мнение, что эстетическое сознание функционирует двояким образом: осуществляет эстетическую оценку всех предметов, явлений и действий; играет мотивационную роль, побуждает человека к деятельности «по законам красоты» [18, с.109].

В монографии Т.Домбровской, в отличие от предыдущих точек зрения, отмечается, что содержание понятия “эстетическое сознание” предусматривает эстетическую деятельность, эстетическую ценность и, безусловно, искусство [19, с.13].

В сфере художественно-эстетического воспитания молодежи, одноко, имеют место существенные недостатки. Одной из причин слабой эстетической подготовки студентов являются недочеты школьного образования, неправильный подход к восприятию искусства. По данным социологических исследований эстетических запросов и предпочтений старшеклассников, ориентация на пассивное восприятие искусства доминирует над познавательными и моральными критериями. Лишь около 10% опрошенных студентов проявили познавательный интерес к восприятию произведений искусства. Среди многих видов и жанров художественного творчества на первом месте оказалась современная музыка, и далеко не лучшие ее образцы. Ею увлекаются до 90% опрошенных, но в то же время никто не назвал имени ее композитора [20, с. 69].

Студенческие годы – это переходный период, связывающий детство и взрослую жизнь. Изменяется социальный статус личности. Прежде всего, это проявляется в становлении внутренней позиции молодого человека. Возникает потребность в самостоятельной деятельности, определяются жизненные цели, стремление оценить собственное «я».

Молодежь – наиболее динамичная общественно-социальная группа в обществе. Представители этой возрастной категории еще находятся на стадии социального формирования, в процессе политического, морального и эстетического развития.

Огромную роль в формировании молодежи играет такой психологический момент, как подражание. В основном молодежь стремится копировать что-то новое, необычное, выходящее за рамки традиций.

Результаты многочисленных социально-психологических исследований подтверждают, что становление личности во многом зависит от влияния общества, то есть, именно коллектив является носителем профессионального, морального, эстетического воспитания.

Проведенные социологические исследования молодежи свидетельствуют о том, что в наше время эстетические приоритеты переместились на периферию ценностных ориентаций, стали почти незаметными на фоне прагматического мировоззрения, и это явление постепенно охватывает все более широкие круги молодежи. Последнее негативно сказывается на эмоциональном состоянии молодых людей, их отношении друг к другу, к окружающим и самим себе.

“Эстетическое” в этой ситуации существует, скорее, как своеобразная мода, увлечение. Оно идет в отрыве от таких ценностей, как “истина” и “добро”, и поэтому не может в полной мере обеспечить изначально эстетическое отношение человека к окружающей  действительности.

Возвращение молодежи к истинным, а не иллюзорным эстетическим ценностям, является задачей, без решения которой невозможно говорить о развитии творчества, высокой духовной атмосферы, общечеловеческих ценностей.

Современная информационная революция вносит радикальные изменения во все сферы общественной и личной жизни человека. Не является исключением и сфера ее эстетических вкусов, переживаний, чувств. Под влиянием быстро меняющейся информации “устоявшееся эстетическое”, которое сложилось в духовном мире человека в прошлом, активно разрушается; “новое эстетическое”, которое должно родиться как воспроизведение новой социокультурной реальности, опаздывает. Зато приходит “виртуальная эстетическая реальность”, замещающая действительно эстетическое искусственными, фантомными образованиями.

Различные средства массовой информации воздействуют на психику молодежи на сознательном и бессознательном уровнях. Они пропагандируют определенные ценности и выступают одним из факторов, который оказывает воспитательное воздействие на студенческую молодежь. Средства массовой информации стали неотъемлемым элементом среды, в которой функционирует молодежь. Их влияния избежать невозможно. Особенно это касается личности, которая не готова критически мыслить и анализировать в связи с недостаточным жизненным опытом и несформированной внутренней позицией.

Студенческий возраст – самый важный в становлении человека как личности. В условиях трансформации и информатизации украинского общества происходит разрушение духовных идеалов, системы ценностей поколений, насаждение “массовой культуры”, чужеродной для ментальности украинского народа.

Люди, а особенно молодежь, теряют возможность чувствовать и переживать прекрасное, они лишаются вкуса, а вслед за этим – настроения, творчества, социальной активности, оптимистического мировоззрения. Зато общество охватывает своеобразная серость, которая, подобно мраку, “разъедает” моральные, интеллектуальные, духовные сущностные свойства человека, ставит их перед безысходностью и одновременно “подсовывает” ложные варианты его преодоления – моральный разврат, секс, алкоголь, разбой и т.п. Конечно, подобное является побочным продуктом информационной революции. Однако, оно существует, а потому его необходимо заменить действительными, а не мнимыми ценностями.

Ориентация на технический прогресс, которая откровенно доминирует в современной молодежной среде, абсолютно естественна (последствия видеореволюции, развития компьютерной графики, феномен «виртуальной реальности»), но ее гипертрофирование порождает опасность духовно-эстетического вакуума.

Проблема эстетического воспитания современной студенческой молодежи связана с изменением приоритетов ценностных ориентаций. Это происходит вследствие процессов постоянной трансформации не только в стране, но и в мире; глобализации, следствием которой является потеря национальных традиций, и в значительной степени культуры. Средства массовой информации пропагандируют новые ценности, среди молодежи происходит переоценка ценностей духовных и наблюдается лишь стремление к накоплению материальных. Как результат, обесцениваются духовно-нравственные ценности. Значительная часть студенческой молодежи мечтает о собственном бизнесе; важнейшими качествами сегодняшние студенты считают предприимчивость, деловитость; приоритет отдается высшему образованию, которое может обеспечить успешность в жизни. Студенческая молодежь проявляет заинтересованность в высшем образовании как в необходимом средстве для осуществления карьеры и приобретения материальных благ.

Молодежь на современном этапе воспринимает действительность рационально и прагматично. Вследствие этого приемы и методы эстетического воспитания молодежи не могут оставаться традиционными, они должны отвечать современным требованиям и быть способны решать новые проблемы.

Следствием возникновения и развития новых информационных технологий является пересмотр духовных и эстетических ценностей. Молодежь создает свою собственную социокультурную среду, отрицающую традиционные идеалы, нормы и ценности существующей эстетической культуры общества. Молодые люди убеждены, что в этом есть эстетическая новизна, и это проявляется прежде всего в молодежной моде, имидже, языковом сленге.

Эстетический воспитательный процесс в современной молодежной среде сталкивается с рядом проблем, суть которых выражается в следующих моментах:

• Проблема качества эстетического образования. С одной стороны, получение большого объема эстетической информации (виртуальные посещения выставок, галерей, приобщение к эстетическим ценностям посредством интернета), с другой – поверхностность, некачественность, отсутствие системности в усвоении эстетических знаний, что приводит к распространению невежества.

• Переоценка старых эстетических ценностей, отрицание их и создание новых, порой не связанных с жизнью, то есть псевдоценностей. Современными ценностями большинства молодых людей являются прагматичность, прикладная польза, престиж и эпатаж.

• Проблема стирания грани между эстетическими идеалами и виртуальной, а не реальной действительностью.

• Проблема отставания эстетического воспитания от образования. Эстетическое воспитание проводится устаревшими методами и средствами, вызывает неприятие у молодых людей, что приводит к проблемам между воспитателем и воспитуемым.

• Проблема дисбаланса между высокой технической и низкой эстетической развитостью современной молодежи. Компьютеризация всего образовательного цикла ведет к потере интереса к истинно человеческим ценностям, утрате эстетических идеалов.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, что эстетическое отношение к миру – одна из основных функций эстетического воспитания, существенный компонент социально зрелой личности. Оно формируется в про­цессе общественно-исторической практики, имеет эмоциональную природу и через чувственные пере­живания высокого духовного порядка делает отношение человека к миру, обществу, самому себе гуманным.

Рассмотрение проблемы эстетического воспитания студентов позволяет сделать следующие выводы: эстетическая культура человека органично связана с социумом, с состоянием культуры страны в данный период; эстетическое воспитание реализуется в современной образовательно-воспитательной парадигме высшей школы в недостаточной мере и характеризуется поверхностностью, отсутствием системности, проводится устаревшими методами и средствами.

Эстетическое воспитание должно быть универсальным и разнообразным. Оно должно пронизывать все сферы жизни и деятельности человека, оптимизируя и обогащая мир его культуры.


Библиографический список
  1. Андрущенко Т. И.  Эстетическое как социокультурный феномен. Л., 2008.  32 с.
  2. Бердяев Н.А.  Смысл истории. М., 1990. 176 с.
  3. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970. 263 с.
  4. Костюк А., Левчук Л., Рудницкая А., Масол Л.. Государственный стандарт общего среднего образования. Художественная культура // Искусство и образование. 1997. № 3. С. 2 – 10.
  5. Мовчан В.. Эстетика.  Жовква, 2010. 756 с.
  6. Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. 118 с.
  7. Зязюн И.А. Эстетическое воспитание в высших учебных заведениях. К., 1976.
  8. Киричук А. Концепция воспитания подрастающих поколений суверенной Украины. Сов. школа. 1991. № 5. С. 33 – 40.
  9. Кобзарь Б.С.  Общественность и воспитание. М., 1973. 134 с.
  10. Зязюн И.А., Семашко А. Н.  Национальная государственная комплексная программа эстетического воспитания // Начальная школа. 1995. № 12. С. 29 – 52.
  11. Сухомлинский В. Эстетическое воспитание. М., 1976. С. 369 – 390.
  12. Зязюн И. A. Всеукраинская государственная комплексная программа по эстетическому воспитанию // Вестник Академии педагогичник наук Украины. 1993. № 11. С. 43 – 51.
  13. Зязюн И. А. Эстетический опыт человека: формирование и сферы проявления. М., 1976. 174 с.
  14. Миропольская Н. Эстетическое воспитание старшеклассников. Индивидуальный подход // Педагогика и психология. 2005. № 3. С. 18 – 34.
  15. Щербо А. Б. Формы и методы внеклассной работы по эстетическому воспитанию учащихся. М., 1972. 167 с.
  16. Г. З. Апресян. Эстетическое сознание. Объективные и субъективные факторы его формирования. М., 1981. С. 29-51.
  17. В. Г. Нестеренко. Эстетическая деятельность и структура эстетического сознания. М., 1983. С. 20-46.
  18. М. С. Каган, В. Г. Иванов. Этическое и эстетическое. Л., 1971. 119 с.
  19. Т. И. Домбровская. Эстетическое сознание и некоторые закономерности его развития в социалистическом обществе. К., 1986. 154 с.
  20. Цой И.М. Особенности эстетического развития студенческой молодежи в условиях высшей школы // Образование на Луганщине: научно-методический журнал. 2008. № 1. 184 с.


Все статьи автора «Игнатьева Ольга Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: