ФОРМИРОВАНИЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ УМЕНИЙ АНАЛИЗИРОВАТЬ РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ

Ефимов Пётр Сергеевич
Алтайский государственный педагогический университет
студент

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников умений анализировать жанр рассказа о животных. В работе приведены примеры сопоставительного анализа фольклорных сказок и рассказов о животных, имеющих сходные образы героев (волк, лиса и пр.). Продемонстрировано, что умение анализировать рассказ о животных формируется эффективнее через приём сопоставления и реконструкции словесных образов в рисунках.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимов П.С. Формирование у второклассников умений анализировать рассказы о животных // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/07/24277 (дата обращения: 22.02.2024).

Как показала наша практика, учащиеся начальной школы на уроках литературного чтения недостаточно работают с текстом как с художественным произведением. На первый план выходит навык чтения. Согласно нашим наблюдениям, второклассники одной из алтайских школ, где проходила наша педагогическая практика, затруднялись с анализом рассказов о животных, рассматривая их как сказки. Таким образом, в центре нашего исследования встала актуальная для современной начальной школы проблема формирования умений анализировать литературное произведение.

По мнению исследователей, умение анализировать не может быть сформировано путём выполнения специальных упражнений. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности, в процессе чтения и анализа художественного произведения [1].

На наш взгляд, прозаический текст небольшого объёма (в первую очередь – рассказы о животных, созданные отечественными авторами для детей), видится благодатным материалом для формирования у младших школьников умений анализировать литературный текст.

Анималистическая литература для детей в нашей стране богата. Рассказы о животных писали Борис Житков, Виталий Бианки, Василий Белов, Евгений Чарушин, Владимир Свинцов и мн. др. В нашей работе мы обратимся к рассказам о животных, созданных Е. Чарушиным, В. Беловым и В. Свинцовым. Это мотивировано тем, что рассказы о животных данных авторов вошли в круг детского чтения, а также присутствовали в учебной хрестоматии, по которой занимается наш класс [2].

В процессе нашего исследования мы особо выделяли сформированность умения учащихся понимать, воспринимать образ-персонаж рассказа о животных, потому что этот конструктивный элемент оказывается в центре внимание любого читателя, в том числе и ребёнка-ученика [3, с. 56]. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что многие дети не отличают рассказа о животных от сказки о животных. Для формирования у младших школьников умения анализировать рассказ о животных мы организовали работу по формированию умения видеть художественные особенности образа-персонажа (имя, внешность, поступки, речь).

Изучив рассказы о животных отечественных писателей-анималистов – Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Владимира Свинцова и др.), мы пришли к выводу, что для жанра рассказа о животных характерны следующие особенности: сюжет в них строится вокруг героя-животного и – возможно – человека (хозяина, охотника), в них нет волшебства, повествование реалистично, повадки животного подчёркнуты, у героев-животных – наличие кличек, но отсутствие имён. При изучении с нашими школьниками рассказов о животных мы опирались на эти особенности.

Наше обучение было выстроено на материале произведений фольклора и детской литературы. Отбор произведений определялся наличием в них сходных образов-персонажей, что позволило организовать сравнение и наблюдение за спецификой образов и выйти на осознание жанра рассказа о животных. Нами были использованы следующие произведения:

-              фольклорные сказки «Лисица-девица и Котофей Иванович», «Лисичка-сестричка и волк», «Сирко».

-              рассказы о животных Е. Чарушина («Волчишко»), и В. Свинцова («Мама Вася», «Встреча», «Томка», «Жизнь собачья и кошачья», «Мой друг Сенька»).

При проведении уроков мы хотели проверить, каким образом освоение художественных особенностей произведений, сравнение схожих образов-персонажей поможет определиться детям с осознанием жанра рассказа о животных.

Наша работа предполагала несколько этапов. На первом этапе мы актуализировали знания детей о жанре сказки о животных, который они изучали в начале учебного года. Мы отметили, что в сказках о животных герои – звери, и только иногда встречаются люди (как в сказке «Волк и Лиса»). Животные ведут себя как люди: они разговаривают, ведут хозяйство («Заюшкина избушка»), носят одежду, женятся и выходят замуж («Кот и Лиса») [4, с. 20]. Для закрепления полученных ранее знаний мы посмотрели с детьми мультфильм Натальи Березовой по мотивам русской народной сказки в пересказе Юрия Коваля «Про барана и козла» (2004). Наши ученики наглядно увидели, как ведут себя герои сказки о животных – спасаются от несчастья, помогают друг другу, строят дом и ведут хозяйство.

Следующим этапом было обращение к жанру рассказа о животных. Мы попытались показать особенности этого жанра на примерах, используя приём сравнения. Так, например, мы сравнили образы героев – кота и волка – в русской народной сказке «Лисица-девица и Котофей Иванович», рассказе Евгения Чарушина «Волчишко» и рассказе Владимира Свинцова «Мама Вася». Важно отметить, что Владимир Борисович Свинцов – представитель нашей, алтайской литературы, он много создал рассказов и сказок для детей [5]. Этот факт послужил возникновению заинтересованности у детей нашего класса. Надо сказать, что они признались, что даже не знали, что у нас на Алтае есть настоящие писатели, которые «пишут литературу для детей». В процессе чтения и аналитического сопоставления героев из фольклорных сказок и рассказов о животных мы обращали внимание на лексику, а также использовали приём реконструкции прочитанного текста в рисунках.

Так, на рисунке Светы Е. к сказке «Лисица-девица и Котофей Иванович» изображён кот в кафтане, что свидетельствует о внимании ребёнка к образу-персонажу и подчеркивает его титул бурмистра. Кафтан для Котофея Ивановича явно великоват, что наводит на мысль восприятия ребёнком комизма сказки.

На рисунки к рассказу В. Свинцова «Мама Вася» Тимофей М. нарисовал кота. Это – обычный домашний кот, с полосатым хвостом и печальным выражением мордочки. Он сидит на задних лапах. Важно, что этот кот лишён какой-либо сказочности. А Андрей И. изобразил полную картину дома. Мы видим кота, что лежит на своем любимом месте. Это – домашнее животное, не сказочный персонаж.

Рисунок Сони В. к сказке «Лисица-девица и Котофей Иванович» Волк нарисован на двух лапах. На волке традиционная русская одежда, но он – без обуви. Персонаж потирает руки, будто в предвкушении чего-то.

Рисунок Арсения М. к рассказу Чарушина «Волчишко». На рисунке изображен волк. Он лежит и смотрит в нашу сторону. На морде волка отражено спокойствие, значит, это тот эпизод, когда он еще был в лесу. Очень хорошо изображена голова, сразу можно понять, что перед нами волк.

В целом, при работе с рассказами о животных мы ориентировали учащихся на осмысление их названия, выявление средств изображения персонажей и отношение автора к своим героем. Нам удалось организовать с учащимися рассмотрение и изучение рассказов о животных, где мы использовали приём сравнения рассказов и сказок о животных, а также прием реконструкции образов прочитанного текста в рисунках детей.


Библиографический список
  1. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб.: Сударыня, 2007. 320 с.
  2. Хрестоматия: Произведения школьной программы. 2 класс / сост. М.В. Юдаева. М.: Самовар, 2015. 348 с.
  3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.
  4. Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 208 с.
  5. Свинцов В.Б. Мама Вася: рассказы о животных. Новосибирск: Детская литература, 1990. 40 с.


Все статьи автора «Пётр Ефимов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Формирование у второклассников умений анализировать рассказы о животных”

  1. 27.07.2017 в 13:10

    На мой взгляд, поднятая в статье проблема является актуальной. Трудности в формировании умения анализировать литературное произведение можно встретить не только в начальных, но и в старших классах. Более того и не каждый взрослый и образованный человек владеет навыком анализом текста и умением «видеть» идею произведения.
    Нельзя не согласиться с автором статьи с его мнением о том, что на анализ художественного текста в начальной школе уделяется мало времени. Действительно, работа с текстом зачастую сводится к отработке навыка и техники чтения. При работе над содержанием текста проводится «поверхностный» анализ. Используются однообразные методы и приемы анализа, порой малоэффективные. В результате этого, чаще всего, учащиеся не понимают идею произведения.
    Автор статьи предлагает свой приём, который может быть использован при анализе текста. Он поможет «выйти» на идею произведения, тем самым способствовать развитию интереса к литературе и искусству в целом.
    Формировать умение анализировать текст, безусловно, можно на любом материале, будь это прозаический или поэтический текст. Автором выбран очень интересный материал – рассказы о животных. Образы животных знакомы учащимся еще с раннего детства со страниц их первых книг – русских народных сказок. Очень важный момент в эксперименте – учить детей видеть жанровые особенности текста, отличать рассказ о животных от сказки о животных. Огромным плюсом в проделанной работе, считаю, обращение к тексту алтайского писателя В. Б. Свинцова. К сожалению, на изучение региональной литературы в начальной школе отводится недостаточно времени. Интересна работа с рисунками. С помощью приема реконструкции образов прочитанного текста в рисунках детей можно увидеть, как учащиеся воспринимают образ героев и произведение в целом.
    Автору статьи желаю не останавливаться на достигнутом и развиваться дальше, используя приведенные им приемы на других произведениях.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: