УДК 34

СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВНЫ РАЗВИТИЯ

Струков Константин Викторович
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
аспирант

Аннотация
В статье анализируются основные способы осуществления контрольной функции российского государства за сетью «Интернет». Также в статье анализируются перспективы развития данной деятельности, равно как и целесообразность осуществления государственного контроля за сетью «Интернет». Делается вывод, что эффективность способов осуществления контрольной функции российского государства за сетью «Интернет» напрямую зависит от уровня технологического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: виртуальное пространство, Интернет, информационно-телекоммуникационные технологии, контрольная функция государства


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Струков К.В. Способы осуществления контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства: анализ и перспективны развития // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24149 (дата обращения: 13.06.2017).

С учетом современного уровня развития интернет-технологий, а также значительного числа угроз, ими порождаемых, очевидно, что контрольная деятельность сильных государств ХХI века постепенно все больше распространяется на процессы обмена информацией, имеющими место во Всемирной компьютерной сети.  Данное утверждение актуально, в том числе, и для Российской Федерации, в последние годы активно развивающей государственный контроль в сфере виртуального пространства[1].

Специфика способов осуществления контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства заключается в том, что, в отличие от иных направлений контрольной деятельности, контроль за сетью «Интернет» осуществляется непосредственно за той информацией и теми отношениями, которые имеют место в сети «Интернет», а также за использованием интернет-технологий. Данное обстоятельство обуславливает возможность отправления данной функции российского государства только при условии применения для этих целей информационно-телекоммуникационных технологий[2].

Особенность такой формы государственного контроля, как учет, применительно к контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства, связана с созданием и ведением специальных государственных реестров по отдельным вопросам обеспечения государственного контроля за виртуальным пространством.  Данные реестры представляют собой автоматизированные информационные системы (далее – «АИС»), ведутся в электронной форме и размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – «Роскомнадзор»). В зависимости от объекта контроля, мы считаем, что их можно классифицировать следующим образом: 1) реестры субъектов информационных отношений в сети «Интернет» 2) реестры высокотехнологического оборудования и программ, с помощью которых обеспечивается функционирование Всемирной компьютерной сети 3) реестры информации, распространение которой в сети «Интернет» ограничено или запрещено[3].

Касательно реестров первого вида, можно привести следующие примеры АИС: Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных; Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных; Реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет»; Реестр блогов. Аналогичным образом построены и другие реестры данного вида. Основная цель ведения реестров в отношении отдельных категорий субъектов информационных отношений в сети «Интернет», как нам представляется, заключается в контроле за наиболее важными составляющими информационных отношений, проявляющихся в сети «Интернет», что, в конечном счете, направлено на решение более общей задачи: предотвращения возможности анонимного присутствия в виртуальном пространстве пользователей сети «Интернет». По нашему мнению, данная политика российского государства и факт существования подобных реестров заслуживают одобрения. С учетом того обстоятельства, что в виртуальном пространстве могут совершаться деяния, приводящие к нарушению законодательства Российской Федерации, наличие в качестве участников интерактивных общественных отношений субъектов, способных анонимно (а следовательно безнаказанно) совершать любые доступные им действия, является очень опасным и требующим устранения фактом.

Схожую по своему целевому назначению задачу выполняют реестры высокотехнологического оборудования и программ, с помощью которых обеспечивается функционирование всемирной компьютерной сети. К числу примеров таких реестров можно отнести:  Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; Реестр федеральных государственных информационных систем; Реестр радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ) гражданского назначения, разрешённых для ввоза на территорию Российской Федерации. Все вышеуказанное оборудование, которое содержится в соответствующих реестрах, влияет на процессы сбора, хранения, получения и распространения информации в виртуальном пространстве. Соответственно учет данного оборудования и требований к нему позволяет контролировать потоки информации, имеющие место в сети «Интернет», и, в том числе, идентифицировать лиц, распространяющих ту или иную информацию в виртуальном пространстве.

К реестрам третьей категории, содержащих запрещенную к распространению информацию, можно отнести: Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка; Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространяемую с нарушением авторских и (или) смежных прав.

Общими чертами всех реестров запрещенной информации является следующее: 1) полномочный орган по созданию и ведению реестров – Роскомнадзор 2) реестры представляют собой автоматизированные информационные системы сбора информации из сети «Интернет». При этом отличия заключаются в следующих моментах 1) информация, которая содержится в реестре 2) основание для включения записи в реестр 3) орган государственной власти, полномочный на включение записи в реестр 4) возможность привлечения к ведению реестров частных организаций 5) алгоритм совершения реестровых записей.

Такая форма государственного контроля, как учет, применительно к исполнению контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства, может выражаться в лицензировании отдельных видов деятельности в сфере связи и массовых коммуникаций. Порядок осуществления лицензирования главным образом регламентирован Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[4]. В соответствии с данным федеральным законом к числу лицензируемых видов деятельности, помимо прочего, относятся: оказание услуг связи (в том числе применительно к оказанию услуг провайдерами); деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (в том числе программ, связанных с работой в сети «Интернет»); деятельность, связанная с защитой государственной тайны (в том числе осуществление данной деятельности в виртуальном пространстве). При этом, для удобства контроля за лицензиатами, со стороны полномочного федерального органа исполнительной власти ведутся реестры лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, имеющие место в виртуальном пространстве. К числу таких реестров можно отнести: Реестр выданных и аннулированных разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию сухопутных линий связи при пересечении государственной границы Российской Федерации и на приграничной территории; Реестр лицензий на деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительный машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей; Реестр лицензий в области связи.

Касательно учета, применительно к теме настоящего исследования, нужно также сделать вывод, что глобальный сбор и хранение информации, имеющей место в сети «Интернет», осуществляется, прежде всего, со стороны «силовых» органов государственной власти, выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности. Создание условий для сбора и хранения информации обеспечивается за счет деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и подведомственной данному министерству деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главным образом благоприятные условия обеспечиваются посредством государственного контроля за организаторами распространения информации в сети «Интернет». В частности, согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить Роскомнадзор о начале осуществления своей деятельности, что обеспечивает учет данных субъектов информационных отношений. Помимо этого, на основании вышеуказанного федерального закона, организаторы распространения информации в сети «Интернет» обязаны в течение шести месяцев хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях.

Применительно к теме настоящего исследования необходимо также отметить, что одним из наиболее эффективных способов государственного контроля по праву может считаться использование специализированных высокотехнологических программ в целях фильтрации, учета, получения доступа к информации субъектов информационных отношений в сети «Интернет». Применительно к российской действительности, такой программой является Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), представляющий собой комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной, беспроводной связи и радиосвязи[5].

При этом, если говорить в данном контексте о принципах работы СОРМ, следует обратить внимание на тот факт, что управление доступом к информации осуществляется опосредованно от оператора связи и провайдера, которые не имеют возможности отслеживать информацию, доступ к которой получают сотрудники компетентных органов государственной власти. Доступ к информации пользователей сети «Интернет» сотрудники компетентных органов государственной власти получают исключительно через команды, совершаемые через центральный пульт управления системой, что позволяет,  при наличии соответствующей необходимости, получить доступ к искомой информации в конфиденциальном порядке[6].

Говоря о степени законности сбора данных, осуществляемой с использованием данной системы, следует отметить, что в соответствии со статьей 23 и статьей 24 Конституции Российской Федерации, провозглашается тайна связи, ограничение которой может иметь место только по решению полномочного суда. В то же время, согласно положениям Приказа Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования», общий мониторинг интернет-трафика (получение информации о том, с к переписывался пользователь сети «Интернет»; выставленных ему счетах; определении информации о его местоположении и получение иной подобного рода информации за рамки непосредственно текстовых сообщений пользователя сети «Интернет») допускается и до получения судебного решения.

Комментируя вышеописанный порядок работы системы СОРМ и давая его правовую оценку, хочется сказать, что данный порядок, безусловно, создает определенные возможности для злоупотребления должностными лицами органов государственной власти своими полномочиями в части мониторинга информации в сети «Интернет», а также для нарушения конституционных прав граждан. С другой стороны, с учетом вышеописанных угроз, которые содержит в себе всемирная компьютерная сеть, подобный порядок работы системы СОРМ существенно облегчает деятельность органов государственной власти, что, в конечном счете, соответствует национальным интересам Российской Федерации по обеспечению общественной и государственной безопасности. В этой связи представляется, что имеющиеся противоречия между юридической буквой основного закона российского государства и фактическими потребностями государственного контроля могут быть разрешены на уровне Конституционного Суда Российской Федерации.

Не менее важной формой отправления государственного контроля является проверка.

Применительно к отправлению контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства данная форма государственного контроля может выражаться в проверке выполнения требований законодательства отдельными субъектами информационных отношений в сети «Интернет». Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает общие требования к организации проверок в отношении отдельных субъектов информационных отношений, возникающих в сети «Интернет». К числу таких субъектов относятся организаторы распространения информации в сети «Интернет» (ст. 10.1).

Порядок проведения проверки в отношении данных субъектов информационных отношений установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях» (далее может именоваться как «Правила»). Согласно данным Правилам, контрольные полномочия возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Проверки могут проводиться в двух формах: 1) выездные 2) документарные.

В случае документарной проверки ее проведение осуществляется на основании документов, испрашиваемых у подконтрольного субъекта, перечень которых содержится в Правилах. Такие документы подразделены на два вида: 1) документы, содержащие технические характеристики информационных систем, программ для электронных вычислительных машин, которые используются организаторами распространения информации для приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях;             2) документы, содержащие сведения о вводе в эксплуатацию информационных систем, которые используются организаторами распространения информации для приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях. В свою очередь документы второго вида подразделяются на следующие подвиды: локальные акты, определяющие порядок хранения информации, подлежащей хранению; локальные акты, определяющие перечень лиц, ответственных за хранение информации, подлежащей хранению; документы, содержащие сведения о временных перерывах в осуществлении деятельности по хранению информации, подлежащей хранению, и причинах таких перерывов; перечень пользователей сети «Интернет», зарегистрированных на информационном ресурсе.

Что касается выездной проверки, то в отличие от документарной, она проводится по месту нахождения подконтрольного субъекта с его предварительным уведомлением не менее, чем за 24 часа до проведения такой проверки. Кроме того, выездная проверка, в отличие от документарной, может ограничиваться не только анализом информации о соблюдении организатором распространения информации обязательных требований, полученных из вышеуказанных документарных источников информации. Выездная проверка может также касаться иных способов установления фактов приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» организатором распространения информации, равно как и иных способов установления принадлежности информационных ресурсов организатору распространения информации. В частности в ходе выездной проверки контрольный орган уточняет полученные сведения об организаторе распространения информации и запрашивает у физических и юридических лиц сведения, необходимые для установления фактов исполнения организатором распространения информации обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также осуществляет просмотр, анализ информационных ресурсов организатора распространения информации, запись и фиксацию действий, доступных пользователю.

Кроме того проверка, как форма государственного контроля, применительно к отправлению контрольной функции российского государства в сфере виртуального пространства, может касаться проверки сообщений о нарушениях, совершаемых в сфере виртуального пространства. В наиболее обобщенном виде, в зависимости от предмета проверки, их можно разделить на два подраздела: 1) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации на предмет нарушения требований к содержанию и/или порядку распространения информации в сети «Интернет» 2) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в части иных правонарушений, совершаемых с использованием сети «Интернет». Данное деление предложено нами в связи с тем фактом, что содержание и порядок распространения информации в сети «Интернет», с учетом степени технологического развития свойственного сильным государствам XXI века, становится одним из краеугольных камней развития государственно организованного общества, что, по нашему мнению, обуславливает необходимость обозначения вышеуказанного вида проверок в качестве самостоятельного подраздела. Вторая разновидность свойственна технологически развитым государствам еще с конца XX века, с того самого момента, когда сеть «Интернет» стала использоваться для совершения различного рода правонарушений.  Для борьбы с первым видом нарушений, имеющих место в сфере виртуального пространства, наиболее важное значение имеет деятельность Роскомнадзора, что прямо следует из целей и задач данной федеральной службы. Инициатором проверки может стать любой субъект информационных отношений в сети «Интернет». На главной странице официального сайта данного федерального органа исполнительной власти, применительно к электронной форме единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, имеется подраздел «прием сообщений», через который любой субъект информационных отношений может подать заявку о наличии на той или иной странице сайта сети «Интернет» противоправной информации. Подобная заявка, после ее поступления в Роскомнадзор, передается для рассмотрения по подведомственности в один из следующих федеральных органов исполнительной власти: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная налоговая служба; профильное подразделение Роскомнадзора.

Выявление иных правонарушений, совершаемых с использованием сети «Интернет», а также общий мониторинг виртуального пространства, помимо их проведения по собственной инициативе органов государственной власти, могут также осуществляться на основании сообщений субъектов информационных отношений, поступающих через интернет-приемные органов государственной власти, а также по собственной органов государственной власти, включая не только Роскомнадзор, но также спецслужбы и «силовые» ведомства (МВД РФ, МО РФ, ФСБ, ФСО, СВР), а также органы прокуратуры Российской Федерации.

Применительно к отправлению государственного контроля в сфере виртуального пространства следует также сказать, что его эффективное обеспечение может осуществляться посредством организации хранения информации, содержащейся в сети «Интернет». Российское государство решает данный вопрос за счет возложения обязанностей по хранению информации на представителей некоторых категорий субъектов информационных отношений в сети «Интернет». В соответствии с п. 3 статьи 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить информацию пользователей в течение установленного законом срока, а также предоставлять данную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

Стоит при этом отметить, что Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»[7], применительно к деятельности по хранению информации, содержащейся в сети «Интернет», внесены важные изменения. Согласно вышеуказанному федеральному закону расширен перечень информации, подлежащей хранению организатором распространения информации в сети «Интернет»; обязанность по хранению всей информации пользователей услуг связи сроком в один год установлена для операторов связи.

Представляется, что последние новеллы федерального законодателя в будущем серьезно облегчат деятельность контрольных органов государственной власти Российской Федерации и в значительной мере будут способствовать обеспечению государственной безопасности. С другой стороны, данная цель сможет быть достигнута только при условий проведения эффективной государственной политики, направленной на развитие и импортозамещение информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять государственный контроль за сетью «Интернет». Таким образом, эффективность способов осуществления контрольной функции российского государства за сетью «Интернет» напрямую зависит от уровня технологического развития Российской Федерации.


[1] Бачило И.Л. Правовая платформа построения электронного государства // Информационное право. 2008. – № 4. Струков К.В. Контроль российского государства за сетью «Интернет»: тенденции и пути развития // Евразийский юридический журнал. 2016. № 10. С. 267 – 270.

[2] Федосеева Н.Н. Виртуальное пространство – новая сфера функционирования современного государства (теоретический аспект) // Информационное право. -  2008. – №  3. Федосеева Н.Н. Государственный контроль виртуального пространства в системе функций современного Российского государства // Информационное право. 2009. N 3.

[3] Николаев В. Запрещенные сайты: найти и обезвредить // ЭЖ-Юрист. 2014. N 16-17. С. 3.

[4] СПС «Гарант».

[5] Мачугин М.А. Актуальные проблемы правового регулирования использования информационных систем при проведении оперативно-розыскного мероприятия “наведение справок” // Юридический мир. 2013. N 8. С. 66 – 68.

[6] Гольдштейн Б.С., Елагин В.С. Законный перехват сообщений: подходы ETSI, CALEA и СОРМ // Вестник связи. 2007 – № 3

[7] СПС «Гарант».


Библиографический список
  1. Бачило И.Л. Правовая платформа построения электронного государства // Информационное право. 2008. – № 4.
  2. Гольдштейн Б.С., Елагин В.С. Законный перехват сообщений: подходы ETSI, CALEA и СОРМ // Вестник связи. 2007 – № 3.
  3. Мачугин М.А. Актуальные проблемы правового регулирования использования информационных систем при проведении оперативно-розыскного мероприятия “наведение справок” // Юридический мир. 2013. N 8. С. 66 – 68.
  4. Николаев В. Запрещенные сайты: найти и обезвредить // ЭЖ-Юрист. 2014. N 16-17. С. 3.
  5. Рассолов И. М. Право и интернет. Теоретические проблемы. М., 2009.
  6. Струков К.В. Контроль российского государства за сетью «Интернет»: тенденции и пути развития // Евразийский юридический журнал. 2016. № 10. С. 267 – 270.
  7. Струков К.В. Контрольная деятельность российского государства за информационными отношениями в сети «Интернет» // Журнал российского права. 2016. № 7. С. 104 – 111.
  8. Федосеева Н.Н. Виртуальное пространство – новая сфера функционирования современного государства (теоретический аспект) // Информационное право. -  2008. – №  3.
  9. Федосеева Н.Н. Государственный контроль виртуального пространства в системе функций современного Российского государства // Информационное право. 2009. N 3.


Все статьи автора «Струков Константин Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: