УДК 316.4

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Гуленкова Мария Евгеньевна
Хакасский государственный университет имени Николая Федоровича Катанова

Аннотация
В статье приводятся различные определения понятия «интеграции мигрантов», а так же виды интеграции. Описан опыт Республики Хакасия в решении проблем интеграции мигрантов.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гуленкова М.Е. Проблемы интеграции мигрантов в Республике Хакасия // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24139 (дата обращения: 10.06.2017).

Анализ современной литературы дает понять, что существует множество определений термину «интеграция».

Так, например, российский исследователь Мукомель В.И. понимает под интеграцией  «процесс встречного движения культур принимающего социума и культур мигрантов, смешение культурных норм и ценностей, изначально функционировавших сепаратно и, возможно, противоречащих друг другу».[1, с. 5]

Другие ученые  -  Ионцев В. и Ивахнюк И. -  процесс интеграции разделили на «полную, базирующуюся на ассимиляции мигрантов и частную, включающую в себя процессы адаптации и приживаемости». [2, c. 3]

Варшавер Е.  описывает интеграцию как «длительный межпоколенческий процесс включения мигрантов в систему основных социальных институтов, отношений и статусов прини­мающего сообщества.[3, c. 6]

Что касается зарубежных ученых, то трактовки понятия «интеграция» почти не отличается от определений российских исследователей.

Например, у Хекмана Фридриха интеграция означает «включение новых индивидуальных субъектов в общественную систему для создания взаимоотношений между другими субъектами и их отношения к социальной системе».

Немецкий исследователь Гартмут Эссер выделяет системную и социальную интеграцию. Системна интеграция – это часть социальной системы, которая не зависит от конкретных мотивов и отношений отдельных субъектов, в то время как социальная интеграция связана непосредственно с мотивами, ориентациями, намерениями и отношениями между субъектами

Но при всем разнообразии предлагаемых формулировок, акцент делается на том, что:

а) интеграция — процесс, при котором иностранных граждан принимают в обществе в индивидуальном порядке и как группу;

б) ответственность за интеграцию лежит на самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны;

в) принимающее общество несет ответственность за то, чтобы формальные права иммигрантов были установлены таким образом, что мигрант имеет возможность участвовать в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни;

г) иммигранты, в свою очередь, уважают фундаментальные нормы и ценности принимающей страны и активно участвуют в процессе интеграции без потери своей собственной идентичности.[1, c. 5]

Такой процесс, как интеграция, может быть представлена в различных формах. Считается, что существует четыре основных формы интеграции.

Культурная интеграция – это процесс, в рамках которого мигранты овладевают знаниями о принима­ющем сообществе и его культуре, а также приобретают компетенции, необходимые для успешного взаимо­действия с обществом, в то время как местные жители знакомятся с культурой мигрантов

Структурная интеграция -  это процесс, в рамках которого мигранты находят свое место в принимаю­щем сообществе: получают гражданские права, вы­ ходят на рынок труда, становятся членами местного сообщества.

Коммуникационная интеграция – это процесс формирования отношений и социальных сетей. Он включает установление дружеских, рабочих или ро­мантических отношений, вступление в брак. Суть коммуникационной интеграции — общение между местными и мигрантами.

Интеграция принадлежности – это процесс, в ре­зультате которого мигранты начинают идентифициро­вать себя с принимающим сообществом. В результате такой интеграции мигранты перестают чувствовать себя чужими.

Для Республики Хакасия так же характерны проблемы интеграции мигрантов. Свыше 90 процентов от общего количества прибывших иностранных граждан составляют граждане Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана и Армении. В числе мигрантов из стран дальнего зарубежья преобладают граждане КНР, Германии, КНДР, Монголии.

Прибывшие мигранты испытывают целый ряд проблем правового, бытового и адаптационного характера. К этим проблемам можно отнести трудоустройство, эффективная занятость, языковые барьеры, и социокультурные особенности жизни (принятие ценностей нового общества, включенность в его конкретную микросреду), обучение детей, отношение населения принимающей страны и многое другое.

В Республике Хакасия ведущую роль в решении вопросов мигрантов играет Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия. УФМС оказывает государственные услуги, такие как: оформление загранпаспорта, предоставление статуса вынужденного переселенца, выдача паспорта гражданина Российской Федерации и прочие услуги, связанные с выдачей и оформлением документов. Отдельных органов, специалистов или специальной программы, содержащей модель интеграции и адаптации, в республике не существует. Такая ситуация создает барьеры для интеграции, что приводит к снижению уровня культуры, образованности. А это, в свою очередь, приводит к дистанцированию от местных сообществ, отсутствию стремления развивать взаимоотношения, воспринимать быт, культурные образцы поведения представителей местного сообщества.

Для выяснения более полной картины было проведено исследование, в рамках которого была изучена работа Отделение по вопросам миграции ОФМС Республике Хакасия в Алтайском районе и проведено интервью со специалистом-экспертом данной организации.

В ходе интервью была выяснено, что эксперт работает непосредственно с самими мигрантами и его мнение является авторитетным в данном вопросе, а так же, работа ведется с несколькими группами новоприбывших, а именно с трудовыми мигрантами и теми, кто приехал с частной целью (туризм, гостевая цель). Самые частые причины обращения специалист указывает постановку на миграционный учет, регистрацию по месту пребывания и по месту жительства, оформление патента, оформление гражданства, получение паспорта для детей, достигших 14 лет. Самой главной проблемой специалист отмечает языковой барьер. Так же отмечается отсутствие каких-либо внештатных особенных ситуаций.

По словам специалиста, существует довольно большое количество форм и бланков для заполнения. Для каждой ситуации существует отдельная форма. Например, при постановке по месту пребывания есть определенный образец заполнения, для постановки на учет по месту жительства есть отдельный перечень документов. Каких-либо руководств по работе с данной категорией населения в учреждении нет. Вся деятельность строго регламентирована. Основными документами при осуществлении деятельности являются от 115-ФЗ 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 62-ФЗ от 31.05.2002  «О гражданстве Российской Федерации».

Вопрос о контрольно-надзорной деятельности учреждения остался нераскрытым, поскольку это информация только для «служебного пользования». Все, что нам сообщил эксперт, это то, что «они проходят часто», «совместно с прокуратурой, участковым. Происходит выезд на адреса, где по документам прописаны мигранты». В ходе проверок выявляется много нарушений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеграционные процессы мигрантов в Республике Хакасия достаточно сложны, обусловлены рядом факторов и проблем, что определяет актуальность формирования системы социальной адаптации и интеграции иностранных мигрантов.


Библиографический список
  1. Романовский В.П. Справочник по холодной штамповке.–6-е изд., перераб.   и доп.–Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979.–520с.,
  2. Сторожев М.В., Попов Е.А. Теория обработки металлов давлением.  Учебник для вузов. изд. 4-е, перераб. и доп.­­ – М.: Машиностроение, 1977. – 423с. с ил.,
  3. Зубцов М.Е. Листовая штамповка. – М.: Машиностроение, 1967.


Все статьи автора «Гуленкова Мария Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: