УДК 373

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вилкова Ирина Владимировна
СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения
учитель истории и обществознания

Аннотация
Данная статья посвящена роли проектной культуры в качестве самостоятельной структурной единицы учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Вилкова И.В. Развитие образовательной среды школы средствами проектной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/06/24074 (дата обращения: 09.06.2017).

Мир 21 века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики третьего тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида. В новой социальной ситуации в России на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера образования претерпевает существенные изменения. Приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития современного общества и экономики. В контексте этого актуальной является задача переосмысления представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для  личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны. Целью образовательного процесса  сейчас провозглашается развитие самоактуализирующейся, самоорганизующейся,  безопасной, толерантной личности. Личности,  стремящейся к саморегуляции и адаптивности, креативности  и социальной компетентности, конкурентоспособности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Достижение данной цели требует обновления образовательной среды и, соответственно, поиска механизмов ее преобразования, связанных с процессом целенаправленного формирования и развития личности.

Современный этап развития общественного производства тесно связан с проектной культурой, которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных взаимоотношений, общественное сознание человека. Проектная культура рассматривается в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.

Образовательная среда школы – часть социокультурной среды. Образовательная среда согласно современным запросам общества должна способствовать формированию самостоятельной, конкурентоспособной личности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Развитие образовательной среды в указанном направлении обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа. Развитие образовательной среды предусматривает создание условий для выявления и развития разносторонних способностей детей и подростков, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие учительского потенциала, стимулирование его потребностей к саморазвитию. Поиск новых средств и методов развития образовательной среды способствующих формированию личности актуальная задача  современной психологической и педагогической  науки. С нашей точки зрения эффективным средством развития образовательной среды может стать метод проектов.

Развитие образовательной среды является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Этому вопросу посвящено значительное число статей и монографий психологов, социологов, педагогов. Основными вопросами, поднимаемыми в педагогической литературе, являются – сущность понятия образовательная среда, типологические признаки образовательной среды, классификация образовательных сред, моделирование образовательных сред. Мы можем выделить два подхода к понятию образовательная среда, представляющих для нас особый интерес. Это системно-деятельностный подход, используемый в трудах Л.С. Выготского [1], А.Н. Леонтьева[2,3] и других авторов,  посвященных развитию образовательной среды. И средовой подход, применяемый в работах В.И. Панова[4,5], В.А. Ясвина[6,7] и других авторов, нашедший отражение в представляемом исследовании. Однако, не смотря на  большое число научных статей, монографий, диссертационных исследований посвященных образовательной среде нельзя говорить о том, что проблема исчерпана, поскольку образовательная среда является динамичным понятием и ее развитие неотвратимо связано с общественно – политическими, процессами, экономическими, культурными процессами. Следовательно, трансформация общества будет приводить к необходимости переосмысления образовательной среды.

Проектная деятельность относится к инновационной деятельности, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования учителями и учащимися школ-гимназий и других образовательных заведений обусловлена тем, что эта технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Кроме того  владение логикой и технологией проектирования позволит учащимся и учителям более эффективно осуществлять научно-исследовательскую, аналитическую, организационно-управленческую деятельность. Проектная деятельность  обладает широкими возможностями в развитии образовательной среды, поскольку ее реализация способствует формированию у участников проектов умений и навыков, являющихся чрезвычайно востребованными в современном обществе, таких как самостоятельность, активность, стремление к творчеству, способность достигать желаемого результата организуя собственную деятельность и взаимодействуя с коллективом единомышленников.

В качестве основных организационно-педагогических условий развития образовательной среды школы на основе проектной деятельности мы выделяем обеспечение готовности педагогов коллектива школы-гимназии к реализации проектной деятельности;  обеспечение готовности учащихся к совместной  проектной деятельности с учителями и родителями; организация системного научно-методического сопровождения проектов; использование различных форм  проектов.

Подводя итоги, хочется отметить следующее. Одной из центральных идей современной образовательной системы является признание гуманистической направленности образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в культурном, социальном, политическом, экономическом пространстве. Указанное требует повышенного внимания к проблеме развития образовательной среды в соответствии с современными запросами общества.

Важнейшими средствами развития образовательной среды выступают технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося в том случае, если сам учащийся принимает участие в их конструировании. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных методов, к числу которых относится «метод проектов». Проект как метод обучения приобрел на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных учебных заведениях. Наибольшее распространение проектная деятельность получила в практике  школы. Данная технология развивает способность критического мышления, в том числе критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, способствует повышению активности учеников, способствует повышению конкурентоспособности личности. Проектная деятельность как убедительно продемонстрировало наше исследование, способна стать средством развития образовательной среды, при этом мы осознаем,  что введение проектных технологий не отменяет традиционных способов организации учебной деятельности, а лишь расширяет диапазон возможностей.


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова. – М., 2005.  - 671  с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев  М., 1975. 304 с.
  3. Леонтьев А.Н. Психология образа/А.Н.Леонтьев // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1979.- № 2. – С. 3–13.
  4. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии/В.И. Панов-М., 2004.- 196 с.
  5. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. -352 с.
  6. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А. Ясвин,  под ред. В.И. Панова. – М., 1997. – С. 11-15.
  7. Ясвин В.А. «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» / М.: Смысл, 2001.- 365 с.


Все статьи автора «Вилкова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: