СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Мазалева Людмила Валерьевна1, Терехов Юрий Владимирович1
1Владимирский юридический институт ФСИН России, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы в организации надзора в исправительных учреждениях, которые создают риск недостаточного обеспечения безопасности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а также иных граждан. Рассмотренные в статье недостатки в организации надзора ведут к осложнению оперативной обстановки, возникновению обстоятельств криминального характера (преступления против личности, захват заложников, побег, массовые беспорядки).

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Мазалева Л.В., Терехов Ю.В. Совершенствование правового регулирования использования научно-технических достижений в исправительных учреждений // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/06/24033 (дата обращения: 22.02.2024).

Проблемы в организации надзора создают риск недостаточного обеспечения безопасности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а также иных граждан, которые находятся на территории тюрьмы. Недостатки в организации надзора ведут к осложнению оперативной обстановки, возникновению обстоятельств криминального характера (преступления против личности, захват заложников, побег, массовые беспорядки)[1].

Основное содержание надзора заключается не в исключении возможности совершения осужденными новых преступлений или других антиобщественных поступков, а «недопущении и пресечении новых преступлений или антиобщественных поступков  в ИУ»[2]. Сложность осуществления надзора, в первую очередь, предполагает совместную деятельность всех частей и служб мест лишения свободы и мест содержания под стражей, проведение комплекса профилактических, режимных, оперативно-розыскных, воспитательных и инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение надежной изоляции осужденных и контроля за их поведением[3].

Надзор за осужденными следует рассматривать как разновидность социального контроля, осуществляемого в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и местах содержания под стражей.

Под научно-техническими достижениями понимаются новейшие технические средства, полученные в результате научных разработок, а также научно обоснованные формы и методы их использования, способствующие успешному решению задачи обеспечения правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания.

К ним в полной мере можно отнести инженерно-технические средства, применяемые в деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов по охране и надзору, а также специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Применительно для УИС правовая основа применения научно-технических достижений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, представляет собой систему законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, которые, во-первых, определяют допустимость использования достижений научно-технического прогресса в уголовно-исполнительной деятельности, во-вторых, регламентируют организацию, порядок, условия, способы и результаты применения научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС.

Законодательные акты наряду с допустимостью использования научно-технических достижений в УИС могут содержать в себе определенные требования, связанные с их применением. Так, например, ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» разрешает использование различных технических средств в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. В Законе не конкретизируется порядок применения технических средств, но содержится важное общее требование к таким техническим и иным средствам: они не должны нанести вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. Следовательно, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в УИС допускается использование любых научно-технических достижений, при условии их соответствия вышеуказанному требованию.

В уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует аналогичное требование, связанное с безопасностью использования научно-технических достижений (инженерных и технических средств охраны и надзора) в отношении субъекта и объекта применения, природной среды. Вместе с тем на основании ч. 2 ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении технических средств надзора и контроля, обеспечивая при этом открытость и гласность использования указанных научно-технических достижений.

Совершенно очевидно, что одним из основных условий, гарантирующих правомерность применения научно-технических достижений в УИС, является их использование исключительно в целях, определенных законом, и только уполномоченными на то субъектами. Так, применительно к сфере укрепления правопорядка в исправительных учреждениях использование научно-технических средств и методов должно иметь целью обеспечение личной безопасности осужденных и персонала, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений в исправительных учреждениях (ИУ), нарушений установленного порядка отбывания наказаний, раскрытие преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение, а также розыск осужденных, совершивших побег, уклоняющихся от отбывания наказания. Достижение такой цели нередко требует решения задач, связанных с негласным проведением различных мероприятий, о существе которых должен знать строго ограниченный круг лиц (осуществление оперативно-розыскной деятельности). В силу этого ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих применение научно-технических достижений в УИС, регулирует вопросы использования технических средств и методов на конспиративной основе, а также получаемой при этом закрытой информации[4].

Заметим, что отдельные технические средства, тактико-технические приемы и действия могут быть допустимы нормой закона, но не регламентированы подзаконными актами. Так, в целях обеспечения правопорядка ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наделяет администрацию ИУ правом использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Однако в подзаконных (ведомственных) актах, наряду с широкой регламентацией использования технических средств надзора, отсутствует четкое понятие средств контроля, не определены порядок и условия их применения.

В настоящее время существует противоположная ситуация, когда применение того или иного вида технических средств в УИС установлено ведомственным (подзаконным) актом, но не определено законом. Это в первую очередь относится к использованию инженерно-технических средств в охране исправительных учреждений. В УИК РФ (ст. 83) фактически не регламентируется применение администрацией ИУ технических средств охраны, а уделено внимание лишь техническим средствам надзора и контроля, отсутствуют нормы, разрешающие использование в охране и надзоре инженерных средств (колючей проволоки, ограждений, заграждений и т.д.).

Применение научно-технических достижений в обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях УИС обусловлено надлежащим документальным оформлением, регламентируемым нормативно-правовыми актами. Документальное оформление использования научно-технических достижений в УИС включает в себя фиксирование[5]: принятого решения о необходимости применения научно-технических средств и методов (например, план проведения режимного, оперативно-розыскного мероприятия); факта применения научно-технических средств и методов (в рапорте, акте, справке, протоколе); данных (материалов), полученных в результате применения технических средств; факта (результатов) использования (или предъявления) данных, полученных в процессе применения технических средств.

По нашему мнению, оптимальное содержание правовой основы использования научно-технических достижений в сфере обеспечения правопорядка в УИС определяется наличием в ее составе правовых актов, нормы которых регламентируют:

- допустимость использования научно-технических средств и методов в обеспечении правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания;

- меры ответственности за неправомерное использование научно-технических средств и методов;

- вопросы организации, тактики и методики применения научно-технических достижений в управлении органами и учреждениями УИС, в оперативно-розыскной деятельности, охране и надзоре, осуществляемых в учреждениях УИС;

- использование результатов применения научно-технических средств и методов;

- вопросы обеспечения учреждений и органов УИС необходимыми научно-техническими средствами и их технической эксплуатации;

- порядок и условия привлечения специалистов по применению научно-технических средств и методов;

- перечень квалификационных требований для персонала УИС по освоению и применению научно-технических достижений в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время ряд нормативно-правовых актов регламентирует отдельные вышеперечисленные вопросы, связанные с процессом внедрения и использования научно-технических достижений в УИС, однако существующие пробелы в правовом регулировании обусловливают дальнейшую проработку проблемы совершенствования правовой основы этой деятельности.

Отмечая позитивные моменты, обусловленные самим фактом наличия ст. 83 в УИК РФ, заметим, что термин «технические средства надзора и контроля» можно трактовать неоднозначно. Одна из его составляющих – это технические средства надзора за осужденными, т.е. с практической точки зрения та техника, которая используется службой безопасности с целью повышения эффективности профессиональной деятельности по обеспечению надзора в ИУ. Другая составляющая – это технические средства контроля. В существующей редакции наименования ст. 83 УИК РФ средства контроля и технические средства надзора стоят как бы «на одной параллели»: есть средства контроля и есть средства надзора.

Не следует забывать, что технические средства контроля могут использоваться на конспиративной основе для негласного получения информации, т.е. являться специальными техническими средствами оперативно-розыскной деятельности, задачи которой определены в ст. 84 УИК РФ.

В п. 1 ст. 83 УИК РФ указано, что технические средства надзора и контроля используются «и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных»[6]. Вместе с тем представляется очевидным, что в качестве объекта применения технических средств наряду с осужденными могут быть и персонал ИУ, и иные лица, находящиеся на территории исправительных учреждений. Об использовании указанных технических средств в отношении персонала и иных лиц в ст. 83 ничего не говорится. Однако на практике используются, например, приборы непрерывного бесконтактного контроля физического состояния (уровня бодрствования) и присутствия на посту часовых, несущих службу по охране ИУ, или оператора пульта управления техническими средствами путем регистрации их двигательной активности и сердечной деятельности.

Представляется целесообразным нормативное закрепление в ст. 83 УИК РФ требования безопасности применения в ИУ инженерных и технических средств. Его суть сводится к тому, что используемые инженерные и технические средства при правопослушном поведении осужденных не должны наносить вреда их здоровью, а также не причинять вреда персоналу, иным лицам и окружающей природной среде. Имеется в виду, что эти специфичные средства не должны причинять какого-либо преднамеренного, умышленного вреда здоровью осужденных. Вместе с тем риск причинения вреда здоровью осужденного может иметь место при совершении им преступления или грубого нарушения установленного порядка отбывания наказания. Кроме этого, нельзя забывать и о субъектах применения техники в ИУ, остальном персонале и иных лицах, находящихся на территории исправительного учреждения. Использование инженерных и технических средств должно быть безопасным для их здоровья, а также не причинять вреда окружающей среде.

В п. 3 ст. 83 указано, что перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Однако не конкретизируется уровень данных актов. Очевидно, что порядок применения технических средств – это область ведомственного нормотворчества. Этого нельзя однозначно утверждать, говоря о перечне этих средств, разрешенных к применению в ИУ. В настоящее время фактически отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий «перечень технических средств надзора и контроля». Косвенно к нему можно отнести классификацию видов инженерных и технических средств охраны и надзора, содержащуюся в соответствующих нормативно-правовых актах Минюста России,

Вместе с тем согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. « 1314) директор ФСИН России вносит Министру юстиции Российской Федерации предложения о принятии на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники для последующего представления в Правительство Российской Федерации[7]. Следовательно, вопрос о перечне основных групп инженерных и технических средств охраны и надзора, разрешенных к использованию в исправительных учреждениях, можно отнести к компетенции Правительства РФ. В подобном перечне указываются не конкретные модели, марки, наименования этой аппаратуры, а только их обобщенные видовые названия, как, например, в Перечне специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.


Библиографический список
  1. Андреев С.Н. Надзор за осужденными в исправительных колониях в системе профилактики правонарушений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2015. – № 10 (161). – С. 32-34.
  2. Бочкарев В.В. Уголовно-исполнительные средства обеспечения частно-предупредительной функции лишения свободы // Прикладная юридическая психология. – 2014. – № 4. – С. 175-181.
  3. Бортник Л.Ю. Некоторые проблемы обеспечения надзора в исправительных учреждениях // Правовые проблемы укрепления российской государственности / отв. ред. О.И. Андреева, С.А. Елисеев, М.К. Свиридов. – Томск: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «национальный исследовательский томский государственный университет», 2014. – С. 78.
  4. Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправитель­ных учреждениях: Учебное пособие. Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2014. – С. 88.
  5. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях : учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань, Т. 1 : Общая часть. 2015. – С. 113.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ]  // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 2, ст. 198.
  7. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 (ред. от 27 ноября 2015 г. № 578)  // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. № 42 ст. 4109.


Все статьи автора «Мазалева Людмила Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: