УДК 37.013.77

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИМЕРЫ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ФОРМЕ РОЛЕВЫХ ИГР

Ефимова Ксения Викторовна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
магистр 1 года обучения

Аннотация
В статье поднимается вопрос о системе игровых форм проведения учебных занятий, а именно раскрывается суть метода занятий в форме ролевых игр, его задачи и особенности проведения. Даны примеры по введению в педагогическую практику подобного рода занятий. Статья будет интересна как студентам педагогических специальностей, так и преподавателям для усовершенствования навыков работы на занятиях, проводимых в игровой форме.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимова К.В. Применение игровых технологий и примеры содержания занятий, проводимых в форме ролевых игр // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23984 (дата обращения: 29.05.2017).

Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Теоретический материал в виде лекций слабо усваивается учащимися. Как вариант решения этой проблемы – введение в учебный процесс игровых форм обучения.

Внедрение в образовательный процесс игровых технологий влечет за собой некоторые проблемы. Сегодня большинство материалов по игровым технологиям обучения предназначено для школьного образования, а систематизированных материалов, раскрывающих возможности, методику и особенности использования игровых технологий в среднем профессиональном образовании – немного, еще меньше их в литературе по методике использования игровых форм обучения на конкретных дисциплинах. Низкая степень распространения опыта работы по внедрению игровых технологий, практические материалы по использованию игр и методики организации занятия с их использованием связано, прежде всего, с тем, что подготовка такого урока потребует от преподавателя больших затрат времени и знаний методики организации педагогических игр

При использовании игровых технологий необходимо понимать, что применение игры на уроке требует соблюдение некоторых правил:

- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учащихся в игру;

- в игре обучающиеся должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;

- игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников;

- в игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших;

- обучающиеся должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;

- игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул);

- преподаватель должен организовывать и направлять игру, при необходимости сдерживать, но не подавлять, и стараться обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы;

- игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

1. Ролевая игра «Научная конференция»

Тема занятия. Формирование, развитие, воспитание личности.

Учебные цели: формирование у студентов осознанного и аргументированного представления о понятиях «формирование», «воспитание», «развитие», о их соотношении и взаимосвязи в педагогике; ознакомление с пониманием этих терминов в науках, смежных с педагогикой (психология, медицина, социология и др.); подготовка информационной основы для последующего определения студентами собственной позиции по рассматриваемой проблеме.

Подготовка к занятию. Студенты информируются о предстоящей «научной конференции» по проблемам формирования, развития и воспитания личности, на которую приглашаются «ведущие  специалисты из разных стран мира» («сотрудник института генетики АМН СССР», «социолог из Франции», «психолог из США», «врач из СССР», «педагоги из СССР, Японии, Болгарии ». Президиум «конференции» представлен «президентом Академии», ведущим заседание (эту роль берет на себя преподаватель), и двумя его помощниками, имеющими солидные «научные степени и звания», на роли которых преподаватель назначает студентов, способных оказать ему помощь в содержательном анализе и обобщении, пользующихся авторитетом в группе, активных и коммуникабельных.

Докладчикам и членам президиума преподаватель должен выдать задания и провести с ними общие и индивидуальные консультации. На консультации определяется общая позиция докладчика и примерное содержание его доклада, рекомендуется обязательная и дополнительная литература для изучения, дается информация о принятых порядке и правилах ведения конференций и научных заседаний, о научной этике и нормах поведения.

После распределения ролей будущих докладчиков и членов президиума «конференции» преподаватель- предлагает остальным студентам возможные вспомогательные и эпизодические роли, оговаривая их содержание и характер: «сомневающийся», «оппонент», «любознательный» (любитель задавать вопросы для уточнения и разъяснения), «референт» (помощник докладчика в подготовке и осмыслении материалов), «группа эмоциональной поддержки» и т. д. Студентам, претендующим на эти роли, преподаватель дает установку для самостоятельной подготовки. Он очерчивает круг вопросов, которые предлагается рассмотреть в ходе «конференции», рекомендует литературу, заостряя внимание на особенно важных и спорных моментах в содержании материала и позициях авторов, помогает студентам в поисках решения их будущих ролей в содержательном и внешнем плане.

Ход занятия имитирует заседание научной конференции, в процессе которой докладчики как педагоги и представители смежных наук представляют разные аспекты и позиции рассмотрения проблемы взаимосвязи и соотношения понятий «формирование », «развитие», «воспитание». По ходу обсуждения возникают вопросы, дискуссии, что поощряется ведущим заседание (преподавателем).

В заключительной части занятия выступают с обобщениями и оценками докладов члены президиума, а ведущий заседание (преподаватель) дает резюме и делает общие выводы.

2. Ролевая игра «Суд над традиционным обучением »

Тема занятия. Пути совершенствования процесса обучения в высшей и средней специальной школе.

Занятие проводилось на факультете повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей вузов и техникумов в курсе «Педагогика высшей школы и среднего специального образования».

Цели занятия: критический анализ сложившейся традиционной практики обучения, выявление ее достоинств и недостатков, попытка прогнозирования места и роли традиционного обучения в изменяющейся и развивающейся практике обучения, а также самоанализ и самооценка слушателями (преподавателями высших и средних специальных учебных заведений) собственного педагогического опыта и формирование у них установки на его совершенствование.

Подготовка к занятию начинается не менее чем за 3-4 дня до его проведения. В этот период происходит ознакомление слушателей с темой и формой занятия, его общими целями и программой, а также распределение ролей и последующая подготовка к их реализации на занятии.

ПРОГРАММА «СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ» ПО ОБВИНЕНИЮ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАСИЛИИ НАД ЛИЧНОСТЬЮ СТУДЕНТА И ДИСКРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Открытие «судебного заседания». Слово «судьи» по материалам «дела».

Выступление «истца».

Заслушивание «свидетелей».

Заслушивание «ответчика».

Выступление «адвоката».

Выступление «прокурора» с предложением «меры пресечения».

Последнее слово «обвиняемого».

Совещание «судей» и вынесение ^приговора».

Объявление «приговора» и «частных определений» «суда».

Освещение «процесса» «прессой».

СПИСОК РОЛЕЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1. Судья.

2-3. Присяжные заседатели.

4. Истец (представитель «заказчика» – предприятия, на которое приходят работать выпускники вузов и техникумов).

5. Ответчик (традиционное обучение, которое носит преимущественно информирующий и исполнительский характер, авторитарно и не гарантирует познавательной активности и самостоятельности студентов в процессе обучения).

6. Прокурор.

7. Адвокат обвиняемого.

8-12. Свидетели (преподаватель-«новатор», сторонник и пропагандист нетрадиционных, активных форм и методов обучения, отвергающий традиционное; студент-«жертва традиционного обучения», безынициативный, пассивный, девизы которого: «сдать свои посредственные знания на «хорошо» и «отлично » и «не спрашивают — не лезь»; преподаватель-«консерватор», антипод «новатора»; студент-«конформист», которого традиционное обучение не ущемляет, так как, с одной стороны, дает необходимую базу, а с другой — не мешает активно развиваться в тex областях, где он сам считает нужным; начальник учебного отдела — сторонник организованности и порядка, гладкой и накатанной организации и течения учебного процесса).

13-15. Представители прессы (консервативная, крайняя левая, центристская), присутствующие на «процессе» и освещающие его.

Как правило, преподаватель берет на себя роль «ответчика » – традиционного обучения.

Ход занятия определяется программой. Ведет его «суд» в составе «судьи» и «присяжных заседателей». После вынесения «приговора» слово предоставляется по очереди всем трем «представителям прессы», которые с разных позиций отражают ход и решение «суда».

Завершая занятие, преподаватель дает свою оценку его содержанию и результатам.

Следует также отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные занятия, контрольные работы, практические занятия. Только сбалансированное применение всех технологий позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает  к исследовательской деятельности.

Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность обучающихся, развивать у них творческий подход к решению задач, самостоятельность мышления.


Библиографический список
  1. Мальштейн Л.К. – Формы активного обучения: Учеб. пособие для слушателей ФПК – Свердловск, 1991. – 76 с.
  2. Ефимова К.В., Дубовских А.А., Савва Л.И. Работа малыми группами как форма активного обучения студентов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19064 (дата обращения: 24.05.2017).


Все статьи автора «Ефимова Ксения Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: