Представления о будущем в житейской и научной психологии имеют качественные отличия.
Так, в современном мире существует двоякое мнение о будущем.
Одно чётко выделенное мнение — будущее предрешено. Всё запланировано, мы являемся лишь неким элементом, пешкой в масштабной игре. Попробуем поставить себя на место человека, который уверовал в это убеждение. Какова будет его социальная активность? В таком состоянии человек занимает пассивную позицию, попадает скорее под категорию ведомого, нежели человека, который занимает активную жизненную позицию, созидает все вокруг и развивается сам.
Другое убеждение, явно представленное в обществе, — это то, что будущее не предрешено, а зависит от действий самого человека. Такой человек будет проявлять активность, стремиться ставить перед собой определенные цели, делать что-то, для того чтобы достигнуть желаемого.
Следует отметить, что строя планы на будущее, многие молодые люди не подозревают о том, что реальное будущее — это не будущее вообще, а будущее, определенным образом вытекающее из настоящего. Как правило, человек думает о будущем «далеко», не задумывается о том, что есть настоящее существование и некоторое планирование на ближайшее время; люди думают о будущем без какой-то особой фиксации, такое «состояние течения», очень похоже как если мы сплавляемся по реке и не знаем, что нас ожидает впереди. Мы просто знаем, что река течёт, и мы по ней плывём. Различные повороты реки, завихрения — непредвиденные обстоятельства и события на нашем жизненном пути. Человек же, который перед тем, как сплавляться по реке, детально изучил будущий маршрут, оказывается более подготовленным, так как он имеет представление о возможных преградах, которые он готов преодолеть на своем пути.
Таким образом, человек, который уделяет большое внимание своему будущему, прекрасно понимает, что его будущее – это результат усилий приложенных в настоящем.
В психологической науке понятие «представления о будущем» рассматривается, как пространственно- временное, ценностно-смысловое образование, которое имеет большое значение при рассмотрении вопросов, касающихся психологического времени.
Головаха Е.И. дает следующее определение понятия «представления о будущем»: «Представления личности о будущем» – это субъективная картина будущего в сознании человека, которая характеризуется наличием сложной взаимосвязи планируемых событий, с которыми человек связывает индивидуальный смысл жизни [4, с. 35].
Рассмотрением вопросов, касающихся психологического времени занимались такие ученые, как К.Левин, Ф.Зимбардо, Дж.Ньюттен, П.И.Яничев, С.Л.Рубинштейн, Т.Н.Березина, Е.И. Головаха, К.А.Абульханова-Славская и многие другие.
По мнению К. Левина «представления о будущем», как категория психологии, включает в себя рассмотрение личности во временном пространстве [6, с. 62].
Перспективным направлением исследований может послужить изучение взаимосвязи удовлетворенности актуальной ситуацией и желанием изменить будущее, а также направлением этих изменений [11].
М.Р.Гинзбург в своей концепции использует понятие «жизненное поле личности» и определяет его как совокупность индивидуальных ценностей, смыслов во временном пространстве, охватывающем прошлое, настоящее и будущее. Причем, с психологической точки зрения, в его понимании, прошлое существует как опыт, будущее – как план, а настоящее – как действенность [5. с. 25].
В последние два десятилетия психологи стали уделять болеше внимания проблеме “жизненной перспективы”. Исследование которой дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективном образе жизненного пути личности, как оно влияет на поведение личности. Известно, что временная перспектива меняется в течение жизни человека и в каждом возрастном периоде имеет свои особенности. Особый интерес, с нашей точки зрения, она представляет в раннем юношеском возрасте, когда идет активный процесс становления личности, связанный с ее самоопределением и выбором жизненного пути.
Таким образом, исследование представлений о будущем позволяет выявить те характеристики личности, которые влияют на ее социализацию, саморазвитие, самоопределение и построение планов на будущее.
Вопросы, связанные с временной направленностью активно изучаются в настоящее время.
Так, например, в исследовании В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова, изучались особенности жизненной перспективы у студентов 3-го курса МГППИ (в возрасте от 19 до 21 года) на основе рассмотрения их представлений о своем прошлом, настоящем и будущем.
Оказалось, что будущее у студентов не определенно, оно видится весьма радужным, но это скорее мечта, чем реальное будущее. Строя планы на будущее, многие молодые люди не отдают себе отчета в том, что реальное будущее — это не будущее вообще, а будущее, определенным образом вытекающее из настоящего. Исходя из этого, можно предположить, что молодые люди испытывают трудности в выделении близкого и отдаленного будущего.
Среди психологических исследований, направленных на изучение представлений о будущем, наибольший интерес представляют работы, в которых исследуется характер представлений о собственном будущем у лиц, которые столкнулись с неблагоприятными, а то и трагическими обстоятельствами жизни. [10]
Так, например, в исследовании В.С. Хомика изучению подвергались особенности переживания времени у юношей, склонных к ранней алкоголизации. Было отмечено, что у них наблюдается искажение жизненного плана, происходит “распад” настоящего, прошлого и будущего времени. Образ будущего содержит в основном краткосрочные цели. Было установлено, что при ранней алкоголизации настоящее время теряет свою ценность. В ходе исследования было выявлено, что юноши, склонные к ранней алкоголизации чувствуют себя намного старше своего возраста.
Исследование Р.А. Ахмерова было направлено на изучение жизненной направленности у инвалидов. Оказалось, что у испытуемых отличительной чертой представлений о будущем является утрата способности к рассмотрению удаленной жизненной перспективы, у них развивается “автобиографическая близорукость”. По выражению Р.А. Ахмерова жизненные планы инвалидов не продуманны, негибки, содержат малое количество связей между событиями. Автор приходит к выводу, что чем дальше человек способен заглянуть в своё будущее, тем больше у него выражены творческие способности к жизни. [2].
Интересные данные были опубликованы в диссертации Тхай Чи Зунга. В его исследовании изучались особенности психологического времени у инвалидов (участников войны во Вьетнаме) в возрасте 30-40 лет. Было установлено, что настоящее и будущее переживается инвалидами по сравнению со здоровыми людьми менее яркими событиями. [9]
Изучению представлений о будущем, как предмету психологического исследования, в рамках временной перспективы посвящено множество работ Ф. Зимбардо и его коллег. Так, в 1997 году ими был опубликован «Опросник временной перспективы Зимбардо».
Существует множество методик, направленных на изучение психологических особенностей представлений о будущем, смысложизненных ориентации личности и особенностей жизненных перспектив.
Для изучения специфики жизненных стилей и представлений личности о жизненных перспективах в 1990-1992 годах была создана методика «Линии жизни» (создатели А.А. Кроник, Б.М. Левин, А.Л. Пажитнов), которая позволяет изучать поведенческие компоненты представлений личности о жизненных перспективах с помощью определения ведущего стиля жизни [7].
Для изучения временной перспективы будущего Ж.Нюттен разработал «Метод мотивационной индукции» (ММИ). Этот метод принадлежит к типу методик на завершение предложений, которые стимулируют испытуемого к перечислению конкретных событий – тех, которые для него желательны (например, высказывания типа : «Я буду очень доволен (льна), если… » и т.п.), к которым он стремится, и тех, которых он боится или старается избежать (например, высказывания типа: «Я стараюсь избежать…», «Я боюсь, что…» и т.п. ). ММИ дает возможность проанализировать у испытуемых не только представления о будущем, но и проследить их расположение в периодах времени [8].
Для изучения психологических особенностей представлений личности о будущем, особенностей жизненных стилей и жизненных перспектив личности могут использоваться и другие методики, выбор которых во многом определяется задачей психологического исследования. В частности, широкие возможности метода семантического дифференциала могут значимо обогатить представления о сущности исследуемого явления [3].
Библиографический список
- Ахмеров, Р.А. Биографические кризисы личности: автореф. дис. … канд. психол. наук / Р.А. Ахмеров; Институт психологии РАН. – М., 1994.
- Болдырева, Т.А. О возможностях применения метода семантического дифференциала в исследовании личности / Т.А. Болдырева, Л.В.Тхоржевская // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных участников Международной конференции / Под общей ред. Н.Б. Карабущенко. 2013. – с. 80-85.
- Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. — Киев: Наукова думка, 1984.
- Гинзбург, М.Р. // Мир психологии и психология в мире : научно-методический журнал академии педагогических и социальных наук / ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. – 1995. – No3 июль-сентябрь 1995. – с. 21-28.
- Зейгарник, Б.Ф. Теория поля Курта Левина / Б.Ф. Зейгарник. – М., 1981. – 104 с.
- Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под редакцией Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004.
- Тхай Чи Зунг. Самооценка психологического возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук / Тхай Чи Зунг – СПб., 1991. – 16 с.
- Хомик, В.С. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации: дис. … канд. психол. наук / В.С. Хомик– М., 1985. – 153 с.
- Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности // Вестник Оренбургского государсвтенного университета. – 2006. – No9 (59). – с. 79-86.