ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Ситникова Лилия Равильевна
Удмуртский Государственный Университет
студент 5-го курса ИППСТ, кафедра Педагогики и педагогической психологии

Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерных установок детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Проведён сравнительный анализ гендерных установок умственно отсталых детей восьми-десяти лет и нормативно развивающихся детей пяти-шести лет.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р. Особенности гендерных установок у детей с лёгкой степенью умственной отсталости // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/05/23928 (дата обращения: 21.02.2024).

Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения особенностей гендерных установок у умственно отсталых детей восьми-десяти лет, обучающихся в коррекционной школе. Это один из важнейших факторов, имеющий существенное влияние на социализацию. Релевантно сформированные гендерные установки могут считаться одной из возможных предпосылок для полноценного развития эмоциональной сферы личности детей с лёгкой степенью умственной отсталости.

Исследованием особенностей умственно отсталых детей занимались Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн и др. [1; 2]. Гендерные особенности личности исследованы Ш. Берн, С. Бэм и др. [3; 4]. Д.Н. Исаев и В.Е. Каган изучали психосексуальное развитие детей с умственной отсталостью по осведомлённости в вопросах пола [5].

В целом, под гендерными установками понимают сформировавшуюся в процессе гендерной социализации устойчивую систему отношений и предрасположений к своему и противоположному полу [6; 7].

По мнению Д.Н. Исаева, в силу того, что развитие всех важнейших функций у умственно отсталых детей идёт с замедлением, по уровню развития интеллекта восьмилетние дети с умственной отсталостью не отличаются от нормативно развивающихся детей пяти с половиной лет [8].

На основании теоретического исследования по изучаемой проблеме проведено эмпирическое исследование, целью которого стало подтверждение гипотезы, которая звучит следующим образом: гендерные установки детей восьми-десяти лет с лёгкой степенью умственной отсталости соответствуют по уровню развития гендерным установкам нормативно развивающихся детей пяти-шести лет.

В эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся коррекционной школы с лёгкой степенью умственной отсталости восьми-десяти лет в количестве 10 человек, а также воспитанники детского сада для нормативно развивающихся детей пяти-шести лет в количестве 22 человек.

В качестве методики исследования апробировано полустандартизированное интервью В.Е. Кагана «Изучение гендерных установок у детей» [9].

В результате качественного анализа данных психодиагностического исследования гендерных установок нормативно развивающихся детей пяти-шести лет выявлено следующее:

1) Все дети демонстрируют релевантность в ощущении себя как представителя определённого пола;

2) У всех детей сформированы релевантные представления о своей гендерной роли;

3) Отсутствуют противоречия между реальной и желаемой гендерной ролью;

4) Не сформированы знания о константности пола у троих детей (14%);

5) Предпочитают гендерную роль противоположного пола четыре ребёнка (18%);

6) У детей недостаточно сформированы знания о различиях между мальчиками и девочками.

Среднегрупповой уровень развития гендерных установок в группе нормативно развивающихся детей пяти-шести лет составляет 9,32 балла (при неопределяемом максимально возможном количестве баллов).

В результате качественного анализа данных психодиагностического исследования гендерных установок детей восьми-десяти лет с лёгкой степенью умственной отсталости выявлено следующее:

1) Все дети демонстрируют релевантность в ощущении себя как представителя определённого пола;

2) У одного ребёнка не окончательно сформированы релевантные представления о своей гендерной роли (10%);

3) Также у того же ребёнка обнаружено противоречие между реальной и желаемой гендерной ролью;

4) Не сформированы знания о константности пола у двух детей (20%);

5) Предпочитают гендерную роль противоположного пола два ребёнка (20%);

6) У детей недостаточно сформированы знания о различиях между мальчиками и девочками.

Среднегрупповой уровень развития гендерных установок в группе детей восьми-десяти лет с лёгкой степенью умственной отсталости составляет 9,22 балла (при неопределяемом максимально возможном количестве баллов).

Особенности гендерных установок у нормативно развивающихся детей пяти-шести лет и детей восьми-десяти лет с лёгкой степенью умственной отсталости представлены в гистограмме (см. Рисунок).

 

Рисунок. Гендерные установки (среднегрупповой уровень в баллах) нормативно развивающихся детей 5-6 лет и умственно отсталых детей 8-10 лет

Итак, на основании качественного анализа результатов психодиагностического исследования мы можем говорить о том, что гендерные установки нормативно развивающихся детей пяти-шести лет и детей восьми-десяти лет с лёгкой степенью умственной отсталости в целом находятся на одном уровне развития.

Результаты статистической обработки данных, осуществлённой с использованием U-критерия Манна-Уитни, показали отсутствие статистически значимых различий в уровне развития гендерных установок нормативно развивающихся детей пяти-шести лет и детей восьми-десяти лет с лёгкой степенью умственной отсталости.

Таким образом, результаты математической обработки данных подтверждают, что гендерные установки детей восьми-десяти лет с лёгкой степенью умственной отсталости соответствуют по уровню развития гендерным установкам нормативно развивающихся детей пяти-шести лет.

Вследствие этого, гипотезу исследования можно считать подтверждённой.


Библиографический список
  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979. 188 с.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. Спб.: Прайм-Еврознак, 2002. 320 с.
  4. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.
  5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л.: Медицина, 1988. 160 с.
  6. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер. 2005. 430 с.
  7. Чекалина Г.А. Гендерная психология: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2009. 240 с.
  8. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2007. 391 с.
  9. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 65-69.


Все статьи автора «Ситникова Лилия Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: