УДК 34

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Мазалева Людмила Валерьевна
Владимирский юридический институт ФСИН России
старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета

Аннотация
В статье рассматриваются основные средства обеспечения режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы, так как эффективность режима во многом зависит от средств его обеспечения. Средства обеспечения режима имеют нормативное закрепление и определены в Гл. 12 УИК, где к ним отнесены технические средства надзора и контроля, оперативно- розыскная деятельность, режим особых условий, меры безопасности. Особое внимание уделено их развернутой характеристике.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Мазалева Л.В. Характеристика основных средств обеспечения режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23904 (дата обращения: 26.05.2017).

Под средствами обеспечения режима в ИУ понимается система специальных мер, направленных на укрепление режима исполнения наказания, на поддержание должного правопорядка в исправительных колониях. Также А. И. Васильев, А. В. Маслихин, В. А. Фефелов выделили сходство и различия между элементами содержания режима и средствами его обеспечения. Сходство заключается в том, что предпосылкой их применения является вынесенное в соответствии с уголовно-процессуальным законом обвинительный приговор суда; они применяются в течение срока лишения свободы.

Наиболее существенные различия между режимом и средствами его обеспечения заключается в том, что требования режима являются обязательными для субъектов правоотношений и реализуются на протяжении всего срока заключения. Средства же обеспечения режима, даже наиболее суровые их них, не могут применяться при отсутствии угрозы или нарушений требований режима.

Э. А. Говорухин[1] подразделял средства обеспечения режима на: правовые; государственно-правовые; материально-технические; управленческие; педагогические. Некоторые из них поддаются дальнейшей классификации. Так, правовые средства подразделяются на уголовно-исполнительные, оперативно-розыскные, уголовно-правовые и административно-правовые. Профессор И. В. Шмаров[2] делит средства обеспечения режима на две группы:

1. общего характера, куда входят меры воспитательного воздействия, обеспечивающие правопослушное поведение, соблюдений требований законности всеми субъектами правовых отношений;

2. специальные средства, которые обеспечивают профилактику, предотвращение и пресечение преступлений и иных правонарушений. Это охрана и надзор, меры безопасности, меры дисциплинарного воздействия и др.

Наиболее обоснованным при классификации средств обеспечения режима представляется подход В. А Уткина[3], который указывает, что если режим – это правопорядок, то есть нормы поведения, которые получают воплощение в реальном поведении, то средства обеспечения режима в самом общем виде – это те средства, которые используются государством для поддержания правопорядка вообще. В обществе для этой цели используются как средства социального управления две группы мер – убеждения и принуждения. Кроме того, в соответствии с таким принципом уголовно-исполнительного законодательства как стимулирование правопослушного поведения осуждённых (ст. 8 УИК РФ), для обеспечения режима в ИУ применяются и меры поощрения.

Таким образом, средства обеспечения режима можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это любой приём или способ, включая процедуры его применения, направленный на обеспечение режима в ИУ.

В узком смысле средства обеспечения режима – это специальные меры убеждения, принуждения и поощрения, направленные на поддержание должного правопорядка в ИУ.

В этой связи необходимо отметить, что и сам режим является средством обеспечения режима (правопорядка) в ИУ. Это связано со значением слова правопорядок. Ведь без нормативной основы (права) нет и поведения, то есть без права нет порядка. Вместе с тем, без обеспечения реального порядка – норма права просто текст статьи закона.

Промежуточной целью применения средств обеспечения режима является выполнение требований режима, перечисленных в ст. 82 УИК РФ и служащих показателями должного порядка исполнения и отбывания лишения свободы.

Конечной целью применения средств обеспечения режима является установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами правопорядок в ИУ, отвечающий показателям, в качестве которых выступают основные требования режима.

Таким образом, при применении средств обеспечения режима выстраивается следующая логическая цепочка: определённая группа этих средств, направленная на решение конкретных задач, позволяет добиться выполнения конкретного требования режима. Так, постоянное наблюдение и контроль за поведением осуждённых в местах их размещения и работы, предупреждение и пресечение их противоправных действий, обеспечение изоляции, а также безопасности осуждённых, персонала и иных граждан, являющиеся средствами обеспечения режима, закреплены в определении надзора, как одного из требований режима. Выполнение всех требований режима в конечном итоге и обеспечивает соответствие закону реально существующего в ИУ порядка исполнения и отбывания лишения свободы.

Эффективность режима во многом зависит от средств его обеспечения. Средства обеспечения режима имеют нормативное закрепление и определены в  Гл. 12 УИК, где к ним отнесены технические средства надзора и контроля, оперативно- розыскная деятельность, режим особых условий и меры безопасности. На практике в ИУ технические средства стали использоваться прежде всего в целях профилактики и пресечения побегов осужденных. Они оберегали границы зоны исправительных учреждений от попыток пересечения как по земле, так и под землей. Затем стали широко применяться технические средства для обнаружения различных предметов (особенно металлических), камеры наблюдения, различные запорные устройства, различные системы связи и оповещения и иные электронные приборы, с помощью которых можно было более эффективно осуществлять надзор и контроль за поведением осужденных, более надежно обеспечивая и их безопасность, и безопасность персонала[4].

В значительной степени уровень режима достигается с помощью оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратами ИУ и уголовно-исполнительной системы в целом. Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995[5] года определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.

Отдельной статьей в УИК РФ устанавливается такая форма действий по исполнению наказания, как оперативно-розыскная деятельность, законодатель не случайно выделил ее в отдельную ст. 84 УИК РФ. Оперативно-розыскная деятельность, являясь составной частью работы исправительных учреждений, вместе с тем имеет свои яркие особенности и требует особой профессиональной подготовки сотрудников в данном направлении.

Право на осуществление указанного вида деятельности устанавливается также в п. 2 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», а также в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок ее проведения регламентируется ведомственными нормативными актами под ограничительным грифом «Секретно».[6]

Необходимо отметить, что в УИК РФ данное направление деятельности находится в главе «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения», кроме того, часть задач оперативно-розыскной деятельности по своей сути совпадают с указанными в ст. 82 УИК РФ (обеспечение личной безопасности осужденных и персонала полностью, выявление, предупреждение и раскрытие совершения на территории учреждения осужденными преступлений или нарушений установленного порядка отбывания наказания как обеспечение соблюдения осужденными своих обязанностей в режиме и т. д.), поэтому мероприятия, проводимые в рамках оперативно-розыскной деятельности и направленные на обеспечение установленного порядка исполнения и отбывания наказания, обоснованно можно называть режимными.[7]

Режимные и оперативные мероприятия, имея направленность обеспечения установленного порядка исполнения и отбывания наказания, составляют основу обеспечения правопорядка, поэтому оперативно-режимная деятельность по праву является приоритетной в работе исправительных учреждений ФСИН России.

Средством обеспечения режима является также режим особых условий.

Деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, как и деятельность других социальных, государственных организаций, может осуществляться как в обычных, так и в особых условиях. В юридической литературе не существует единого мнения о том, что следует понимать под особыми условиями.

Различные авторы понимают под особыми условиями специфический режим функционирования государственных и иных органов управления, обстановку повышенной степени опасности, совокупность факторов, вызываемых явлениями природного или общественного характера, обстановку, обусловливаемую явлениями, событиями и процессами природного, техногенного, экологического и социального характера и т.д.[8]. Отсутствие законодательного определения режима особых условий в исправительных учреждениях и недостаточная разработанность теоретических положений касаемо данного вопроса вызывает необходимость рассмотреть правовую основу, закрепляющую введения режима особых условий в исправительных учреждениях.

Международные правовые акты, регламентирующие указанные условия, целесообразно подразделить на два блока: универсальные и специальные. Нормы универсальных международных правовых актов не предназначены специально для регламентации общественных отношений, возникающих в уголовно-исполнительной сфере, однако они закрепляют общеправовые принципы, которые охватывают практически все сферы жизнедеятельности общества. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека[9], Международный пакт о гражданских и политических правах[10], Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания[11], Конвенция № 29 о принудительном и обязательном труде[12] и другие.

Содержание норм вышеуказанных универсальных международных актов включают в себя общие положения, которые целесообразно воспринимать как общеправовые принципы режима особых условий в исправительном учреждении.

Нормы специальных международных актов касаются общественных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания. К специальным международным актам относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными[13], Европейские пенитенциарные правила обращения с заключенными[14], Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[15], Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка[16] и другие.

Рассматривая Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[17], необходимо сказать о том, что нормы данного федерального закона закрепляют возможность введения режима особых условий в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; предусматривают возможность, основания и правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; закрепляют правовое положение работников уголовно-исполнительной системы.

В п. 13 ст. 12 Федерального закон РФ «О полиции»[18] устанавливаются обязанности полиции: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.

Основания введения режима особых условий в исправительном учреждении закреплены в ч. 1 ст. 85 УИК РФ:

1) стихийные бедствия;

2) введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения;

3) массовые беспорядки;

4) групповые неповиновения осужденных в исправительном учреждении.

Данные основания можно разделить на внешние (стихийные бедствия и введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения) и внутренние (массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных). Рассмотрим правовое регулирование внешних оснований введения режима особых условий в исправительном учреждении.

Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[19] допускает установление отдельных ограничений федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В случаях, предусмотренных ст. 56, 87 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом РФ № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[20], Федеральным конституционным законом РФ № 1-ФКЗ «О военном положении»[21] чрезвычайное или военное положение вводится Президентом РФ с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Режим особых условий в исправительном учреждении вводится по решению директора ФСИН России по согласованию с Генеральным прокурором РФ либо по решению начальника территориального органа по согласованию с соответствующим прокурором.

Срок действия в исправительном учреждении режима особых условий в данном случае будет совпадать со сроком действия чрезвычайного или военного положения, введенного в районе расположения исправительного учреждения. Срок действия режима особых условий не может превышать 30 суток, а в исключительных случаях может быть продлен указанными выше должностными лицами дополнительно на 30 суток.

При чрезвычайном положении силы и средства уголовно- исполнительной системы совместно с другими министерствами и ведомствами привлекаются для обеспечения правопорядка и режима чрезвычайного положения, независимо от обстоятельств его введения. Режим военного положения в Российской Федерации не вводился, поэтому данный правовой институт является малоизученными. В связи с этим на сегодняшний день не разработаны руководящие документы, определяющие задачи и функции государственных органов, в том числе и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима военного положения при объявлении в государстве состояния войны, организации территориальной обороны.

Согласимся с мнением отдельных авторов о том, что задачи по обеспечению военного положения выполняют не только Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, но и сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск[22]. Кроме того, внешним основанием введения в исправительном учреждении режима особых условий выступают стихийные бедствия.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[23] ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Следовательно, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы являются субъектами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. «в» ст. 8 Закона РФ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» Президент РФ имеет право вводить при чрезвычайных ситуациях в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом РФ «О чрезвычайном положении», на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Как отмечалось ранее, введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного положения является основанием для введения в данном исправительном учреждении режима особых условий.

На наш взгляд, законодатель в ч. 1 ст. 85 УИК РФ неоправданно ограничивается только стихийными бедствиями. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций», силы и средства уголовно-исполнительной системы призваны участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций, сложившихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Очевидно, что причиной возникновения таких чрезвычайных ситуаций могут быть как явления природного характера, так и техногенного. В результате явлений техногенного характера может сложиться обстановка, аналогичная той, которая складывается в результате стихийного бедствия.

Важно обратить внимание на Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[24] нормы которого следует рассматривать как элемент правового регулирования режима особых условий в исправительном учреждении в связи с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении конкретных осужденных.

В рассматриваемом законе ст. 48 «Режим особых условий в местах содержания под стражей», которая, в отличие от ст. 85 УИК РФ, содержит более широкий круг оснований для введения режима особых условий. Например, основанием для введения режима особых условий в местах содержания под стражей будут являться эпидемии, эпизоотии, обширные очаги возгораний, крупные аварии систем жизнеобеспечения, захваты заложников и другие террористические акты. Анализ внешних оснований введения режима особых условий в исправительном учреждении позволил сделать вывод, что в качестве одного из оснований целесообразно рассматривать не только стихийные бедствия, а чрезвычайные ситуации в целом, т. е. чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Массовые беспорядки в исправительных учреждениях как одно из оснований введения режима особых условий представляют собой массовые хулиганские действия осужденных, поджоги имущества и строений, погромы и иные действия подобного рода, при которых ставится под угрозу общественная безопасность, нарушается нормальная деятельность исправительного учреждения, оказывается в опасности жизнь и здоровье персонала исправительного учреждения, осужденных и иных лиц.

Массовые беспорядки всегда осуществляются в форме активных действий. Обязательными составными элементами массовых беспорядков являются:

1) массовое нарушение режима отбывания наказания;

2) толпа, скопление осужденных, объединенных каким-либо интересом[25].

Основными причинами массовых беспорядков является недовольство осужденных требованиями режима, обстановкой в исправительном учреждении, деятельностью администрации исправительного учреждения. Такое недовольство может быть как обоснованным, так и не обоснованным. Заметим, что даже если недовольство осужденных вызвано несоблюдением законности со стороны администрации, оно не должно приводить к массовым беспорядкам, представители администрации, допустившие нарушения, должны привлекаться к ответственности. Требования закона должны соблюдаться не только администрацией, но и осужденными[26].

Общественная опасность массовых беспорядков состоит в том, что совершение их большим количеством осужденных может привести и, как правило, приводит к человеческим жертвам, уничтожению имущества, парализуется нормальная деятельность исправительных учреждений, следствием чего является осложнение оперативной обстановки. Также указанные действия осужденных могут привести к подрыву авторитета Федеральной службы исполнения наказаний в целом, веры гражданского населения в способность сотрудников уголовно-исполнительной системы выполнять возложенные на них функции.

Групповые неповиновения, в отличие от массовых беспорядков, носят, как правило, пассивный характер. Групповые неповиновения выражаются в отказе выполнять требования администрации исправительного учреждения, в отказе от выхода на работу, на прогулку, от приема пищи и т.п..

Массовый отказ осужденных от приема пищи (объявление голодовки) и выхода на работу – основные способы, используемые организаторами групповых неповиновений для создания условий реализации коммуникативной и агитационной функции в среде осужденных с целью увеличения масштаба их криминогенной и криминальной консолидации.

Групповые неповиновения влекут за собой массовые беспорядки, способом предупреждения такого явления служит прекращение групповых неповиновений, которое должно осуществляться без промедления. Групповые неповиновения и массовые беспорядки наиболее часто становятся основаниями для введения в исправительном учреждении режима особых условий.

УК РФ[27] содержит в себе нормы, устанавливающие ответственность за общественно опасные деяния, которые могут повлечь за собой введение в исправительном учреждении режима особых условий: ст. 212 УК РФ «Массовые беспорядки»; ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества». Также п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ предусматривает обстоятельство, отягчающее преступность деяния: «совершение преступления в условия чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках».

Важно отметить, что на нормальное функционирование исправительного учреждения могут оказать негативное влияние и те чрезвычайные обстоятельства, которые возникают за пределами территории исправительного учреждения в районе его расположения. Среди таких чрезвычайных обстоятельств можно указать, например, террористические акты. Согласно ст. 11 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму»[28] в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в пределах территории проведения контртеррористической операции может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

На наш взгляд, введение режима контртеррористической операции в районе расположения исправительного учреждения должно являться основанием введения в исправительном учреждении режима особых условий. Исходя из этого, чрезвычайные обстоятельства в сфере деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы можно определить как совокупность внутренних и внешних угроз, складывающихся из умышленных противоправных действий физических лиц или организованных групп, в результате которых возникает реальная угроза нормальному функционированию исправительного учреждения.

При возникновении реальной угрозы жизни и здоровью осужденных и персонала начальник учреждения самовольно может вводить режим особых условий и уведомить должностное лицо, имеющее право принимать такое решение. Такое решение могут принимать Руководитель ФСИН, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ. Указанные должностные лица согласовывают свое решение с Генеральным прокурором РФ либо с соответствующим прокурором. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить вышеуказанные меры самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или отмене введенных мер[29].

Согласно ст. 86 УИК РФ в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие [30].

Важным средством обеспечения режима исполнения и отбывания наказания выступает надзор. Наиболее полное понятие определяет надзор в местах лишения свободы как систему мер, направленных на обеспечение процесса исполнения наказания в виде лишения свободы путем постоянного контроля за поведением осужденных, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечение изоляции, а также безопасности осужденного и персонала. Рассматриваемая система мер направлена на обеспечение безопасности не только лиц, отбывающих наказание, но и персонала[31].

Надзор в исправительных учреждениях должен строиться на соблюдении известного порядка и дисциплины в месте заключения. Если в местах заключения и содержания под стражей нет необходимой дисциплины, если заключенные, совершают побеги, запасшись доставленным им с воли оружием или другими предметами, то меры, направленные на их перевоспитание, окажутся безрезультатными.

Особенности функционирования исправительных учреждений определены в соответствии с целями и задачами, которые стоят перед ними, а также спецификой объекта управляющего воздействия[32].

Необходимо обратить внимание на то, что эффективная организация надзора за осужденными являет собой средство, которое выполняет обеспечивающую функцию, реализация которой упреждающе воздействует на их поведение, пресечение в их среде криминогенных явлений, в том числе межличностных конфликтов. Кроме этого, неоптимальная система организации надзора может привести к совершению криминальных деяний.


[1] Говорухин Э. А. Организация режима в ИТУ. Рязань, 1987. С. 30-31.

[2] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, А.А. Зубков, А.И. Зубков и др.; под ред. А.И. Зубкова. 5-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2015. С. 216.

[3] Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право : учебно-методический комплекс. 3-е изд.,

испр. и доп. Томск: Изд-во НТЛ, 2011. С.40.

[4] Чекулаев С.Ю. Режим исполнения наказания // Законность. – 2011. – № 10. – С. 50 – 56.

[5] Об оперативно-розыскной деятельности : [ федер. закон  от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ ]  // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.

[6] Рябова Л.В. Оперативно-розыскная деятельность в обеспечении режима  исправительного учреждения // Вестник Северо-Кавказского Федерального Университета. – 2014. – № 3. – С.117-121.

[7] Смирнов Л.Б. Режим в исправительных учреждениях и проблемы его эффективности // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2013. – №2. – С.56-61.

[8] Кулешов М.А. Режим особых условий в исправительном учреждении: основные понятия / М.А. Кулешов // Человек: преступление и наказание. – 2016. – № 2 (93). – С. 83.

[9] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты. – 1999. – № 22.

[10] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Библиотечка Российской газеты. – 1999. – № 23.

[11] Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.) // Российская юстиция. – 1995. – № 4. – стр. 49.

[12] Конвенция Международной организации труда № 29 относительно принудительного или обязательного труда (Женева, 28 июня 1930 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1956. – № 13. – ст. 279.

[13] Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. – 1992. – № 2. – стр. 19.

[14] Рекомендация № R (87) 3 комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил // СПС «Гарант».

[15] Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция. – 1991. – № 17. – стр. 22.

[16] Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, Гавана, 27 августа –      7 сентября 1990 г.) // СПС «Гарант».

[17] Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ: [от 21 июля 1993 г. № 5473-I] // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 17 (ч. IV). – ст. 2478.

[18] О полиции: федер. закон РФ: [от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27 (ч. II). – ст. 4238.

[19] Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек.    1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр.2014 г.           № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ] // Российская газета. – 2014. – № 163. – 23 июля.

[20] О чрезвычайном положении: федер. констит. закон РФ: [от 30 мая 2001 г.   № 3-ФКЗ: с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 6-ФКЗ] // Собрании законодательства РФ. – 2016. – № 27 (ч. I). – ст. 4153.

[21] О военном положении: федер. констит. закон РФ: [от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ: с изм. и доп. от 3 ноября 2010 г. № 6-ФКЗ] // Парламентская газета. – 2010. – № 59. – 12 ноября.

[22] Кулешов М.А. Указ. соч. С. 83.

[23] О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон РФ: [от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ: с изм. и доп. от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 26 (ч. I). –           ст. 3887.

[24] О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон РФ: [от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ: с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 299-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27 (ч. I). – ст. 4232.

[25] Климова В.А. Условия отбывания наказания осужденных к лишению свободы в исправительных колониях особого режима // Преступление и наказание: история, право, мораль: сборник студенческих научных работ VIII Международной студенческой электронной конференции. – М., 2016. – С. 87.

[26] Упоров А.Г. Сущность режима особых условий и основания его введения в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Антонов. – Рязань. 2015. – С.29.

[27] Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ: от 13 июня 1996 г.    № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. –2016. – № 27 (ч. II). – ст. 4258.

[28] О противодействии терроризму: федер. закон РФ: [от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ: с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27 (ч. I). – ст. 4160.

[29] Стручков Н.А., Папуашвили Л.В. Режим в исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. – С. 54.

[30] Севрюгин А.С. Критерии и показатели исправления и перевоспитания осужденных: Учебное пособие. Рязань, 2009. – С. 153.

[31] Бочкарев В.В. Понятие и средства обеспечения надзора в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Антонов. – М., 2016. – С. 98.

[32] О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федер. закон РФ: от 15 июля 1995 г.; 103-ФЗ: с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. № 299-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27 (ч. I). – ст. 4232.


Библиографический список
  1. Говорухин Э. А. Организация режима в ИТУ. Рязань, 1987. С. 30-31.
  2. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, А.А. Зубков, А.И. Зубков и др.; под ред. А.И. Зубкова. 5-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2015. С. 216.
  3. Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право : учебно-методический комплекс. 3-е изд.,
  4. Чекулаев С.Ю. Режим исполнения наказания // Законность. – 2011. – № 10. – С. 50 – 56.
  5. Об оперативно-розыскной деятельности : [ федер. закон  от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ ]  // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.
  6. Смирнов Л.Б. Режим в исправительных учреждениях и проблемы его эффективности // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2013. – №2. – С.56-61.


Все статьи автора «Мазалева Людмила Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: