МБУ ДО ДТДМ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ – РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

Михнев Виктор Иванович
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодёжи"
Руководитель методической службы

Аннотация
В данной статье рассматриваются механизмы реализации эффективного взаимодействия методической службы образовательного учреждения и педагогических работников в вопросах формирования их профессиональной компетентности на основе научного-практического подхода в условиях внедрения профессионального стандарта.

Ключевые слова: Педагог дополнительного образования детей и взрослых, профессиональный стандарт


MBU TO DTDM ROSTOV-ON-DON RESOURCE CENTRE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN TERMS OF IMPLEMENTATION OF THE PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADULTS"

Mihnev Viktor Ivanovich
MBU TO DTDM
head of methodological unit

Abstract
This article discusses the implementation mechanisms of effective interaction of methodical service of educational institution and teaching staff in the formation of their professional competence based on the scientific and practical approach in implementation of professional standards.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Михнев В.И. МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону - ресурсный центр процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23589 (дата обращения: 22.02.2024).

Современный этап развития образования ориентирован на формирование принципиально новых компетенций у педагогических работников образовательной организации. Требования к уровню профессиональной компетентности заложены в профессиональных стандартах. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции не отвечают новым требованиям профессионального стандарта. Утверждённый профессиональный стандарт, призванный дать новый импульс развитию педагога и системы образования, по решению Министерства образования и науки Российской Федерации начал повсеместно внедряться с 1 января 2017 года.

Профессиональный стандарт в системе образования исполняет роль объективного измерителя квалификации педагогов, выступает в качестве средства отбора педагогических кадров, является основой
для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем и эффективной системы оплаты труда, выполняет функцию инструмента реализации стратегии и повышения качества образования.

Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Актуальность процесса развития профессиональных компетентностей обусловлена Концепцией развития дополнительного образования детей, а также требованиями профессионального стандарта, которые определяют компетентностный подход в образовании приоритетным. Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности).

Данные компетенции посредством трудовых функций и действий, необходимых умений и знаний, требований к квалификации отражены в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Организация процесса развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования осуществляется с помощью определенных управленческих механизмов, реализующихся в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования.

Сегодня, Дворец творчества детей и молодёжи г. Ростова-на-Дону является пилотной площадкой по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В связи с чем, во Дворце творчества детей и молодёжи г. Ростова-на-Дону придаётся большое значение научно-методическому обеспечению процесса развития профессиональной компетентности педагогических работников. В основе процесса развития профессиональной компетентности педагогов лежит системный научный подход:
аналитическая, исследовательская, программно-информационная, проектировочная, обучающая, организационно-координационная, консультационная, издательская деятельность, который предполагает
максимальную поддержку педагогов на всех этапах профессионального становления, стимулируя их самообразование и самосовершенствование.

Так, обучающая функция реализуется в рамках образовательного кластера. Обмен опытом и трансфер знаний осуществляется на двух уровнях: внутреннем – посредством методической службы (в рамках работы обучающих семинаров, стажёрских и экспериментальных площадок, педагогической гостиной) и внешнем – посредством взаимодействия с ФИРО, Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ЮФУ, ДГТУ. На основании договора с ДГТУ на базе Дворца творчества создана кафедра профессионального образования. Это магистратуры очно-заочной формы (срок обучения – 2,5 года) и курсы переподготовки на базовое педагогическое образование (срок обучения – 9 месяцев). В период с 2014 по 2016гг профессиональную переподготовку на базе ДГТУ прошли 41педагогический работник нашего образовательного учреждения.

За время работы образовательного кластера в период с 2012 по 2016 гг. курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли 519 педагогических работников.
Всего в 2015-2016 учебном году повысили свою квалификацию – 193 педагогических работников. В период с 2014 по 2016гг. профессиональную переподготовку прошли 49 человек. Данная статистика говорит о положительной динамике процесса формирования профессиональной компетентности педагогических работников учреждения в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Научно-методическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности реализуется в рамках содержательных блоков:

Особое внимание уделяется вопросам разработки, апробации и внедрения авторских дополнительных общеобразовательных программ. Программное поле образовательного пространства Дворца представляет собой 154 общеобразовательные дополнительные программы. Из которых авторских программ 61 (что составляет 40% от общего числа программ). Все программы проходят экспертную оценку методическим советом учреждения. Актуальный опыт транслируется в сборнике «Педагогика творчества». Всего издано: 17 сборников. В 2015-2016 вышла электронная версия данного сборника.

Процесс развития профессиональных компетенций педагогов не мыслим без конкурсного и фестивального движения. Педагоги Дворца постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях профессионального мастерства. В 2014-16 годах во Всероссийском фестивале педагогического творчества приняли участие и стали дипломантами 120 педагогических работников. В 2016 году педагог дополнительного образования Д. В. Тимко занял II-е место в XII городском этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; десять педагогов стали дипломантами и призёрами
областного конкурса инновационных проектов (авторских программ) дополнительного образования Ростовской области и 11 педагогов дипломантами I Всероссийского конкурса образовательных программ, проектов и методических материалов по теме: «Формирование социальных компетентностей детей и подростков во внеурочной деятельности, неформальном и дополнительном образовании”.

Участие педагогов в творческой мастерской позволяет обмениваться актуальным педагогическим опытом в рамках открытых занятий и мастер-классов. Все мастер-классы, проведённые педагогами, по типу предметно-педагогические, предполагающие одновременно освоение участниками способов конкретной практической деятельности, методов и приёмов решения педагогической проблемы в процессе организации данного вида деятельности. Проблематика, цели и задачи мастер-классов проектировались исходя из проблемы федеральной экспериментальной площадки «Социальное проектирование как фактор
формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия». В программу открытых занятий учреждения включаются занятия разного типа (интегративные, занятия-погружения в тему, комбинированные, вводные, итоговые), с участием детей различных возрастных групп (дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников).

Обмен актуальным педагогическим опытом осуществляется как в очном, так и дистанционном режимах, транслируется на самых различных стажёрских площадках, в том числе в педагогических электронных сборниках. Темы выступлений охватывают широкий спектр инновационной и экспериментальной деятельности. Вот некоторые из них:

1. «Социальное партнерство в контексте реализации сетевой модели

работы с одаренными детьми».

2. «Проектная деятельность как средство формирования социально-активной позиции личности».

3. «Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте взаимодействия различных социальных институтов».

4. «Сетевое взаимодействие как фактор формирования основ гражданской идентичности у детей дошкольного возраста в муниципальном образовательном пространстве».

5. «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия и сотрудничества».

Обучающая компонента процесса развития профессиональной компетентности педагогов – это и система семинаров. В 2015-2016 уч. г. слушателями семинаров стали 167 педагогических работников МБУ ДО ДТДМ. Тематика семинаров охватывала широкий круг вопросов: социальное проектирование и дистанционное обучение в системе УДО, особенности педагогической работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими ограничения по здоровью, вопросы мониторинга качества образовательного процесса и развития технокультурного пространства и др.

Методической службой Дворца разработана системно-деятельностная модель научно-методического обеспечения процесса развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

На данном этапе времени во Дворце творчества детей и молодёжи создана Рабочая группа (творческая лаборатория), разработан план деятельности по внедрению профессионального стандарта в образовательном пространстве учреждения. План предусматривает целый ряд мероприятий (курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, семинарские занятия и круглые столы, обучающие семинары и т.п.), которые будут способствовать становлению профессионального мастерства и формированию профессиональной компетентности педагогов.



Все статьи автора «Михнев Виктор Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: