УДК 331.104

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА ПО ПРОФЕССИИ «МАРКЕТОЛОГ»

Рогожина Елена Сергеевна1, Яшкова Елена Вячеславовна2, Синева Надежда Леонидовна3
1ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», студент факультета управления и социально-технических сервисов
2ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
3ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

Аннотация
Статья определяет значение и сферу деятельности профессии «маркетолог». Проводятся исследования востребованности профессии в разных регионах страны. Внимание уделяется сравнительному анализу оплаты труда, индекса хедхантинга, стажа трудовой деятельности для маркетологов.

Ключевые слова: исследования, маркетинг, профессия, рынок труда, хедхантинг. маркетолог


MARKETING RESEARCH OF THE RUSSIAN MARKET OF LABOR ON THE PROFESSION OF «MARKETOLOGIST»

Rogozhina Elena Sergeevna1, Yashkova Elena Vyacheslavovna2, Sineva Nadezhda Leonidovna3
1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, student of the faculty of management and social and technical services
2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies
3Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the innovative management technologies

Abstract
Article defines the meaning and scope of the profession "marketer". Research is in demand for the profession in different regions of the country. Attention is paid to a comparative analysis of labor remuneration, the index of headhunting, work experience for marketers.

Keywords: headhunting, labor market, marketer, marketing, profession, research


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Рогожина Е.С., Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Маркетинговые исследования российского рынка труда по профессии «Маркетолог» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23588 (дата обращения: 27.05.2017).

Профессия маркетолога, как специалиста-профессионала, занимающегося изучением востребованности товаров и услуг, в России сформировалась в конце ХХ века в рыночных условиях. Исходя из проведенных ранее исследований [1,2,3,6], авторам необходимо было выявить ряд аспектов, влияющих на успешность деятельности такого сотрудника. В соответствии с этим, в рамках изучения дисциплины «Маркетинг персонала» был проведен анализ рынков труда по профессии «маркетолог». Региональный срез по выборке определился 4 городами: Нижний Новгород, Казань, Уфа, Улан-Удэ.

В результате проведенного исследования, было выявлено, что данная профессия в современном обществе востребована, практически в любой области продажи товаров и услуг. Круг обязанностей такого сотрудника связан с обработкой полученной информации, составлением статистических отчетов и графиков, прогнозированием и разработкой дальнейших рекомендаций. Маркетологи, не только изучают рынок, но и занимаются выяснением удовлетворенности товарами клиентами, как в данный период, так и в будущем.  На основе этих маркетинговых исследований внедряются новые технологии по изготовлению продукта, которые затем выводятся на рынок. Исследования показали, что самым требовательным городом по критериям отбора маркетологов является Нижний Новгород, а по уровню заработной платы – Уфа (таблица 1).

Таблица 1 – Исследования требований профессии маркетолога в разных регионах [4]

Город

Требования к профессии

Предлагаемая заработная плата

Нижний Новгород

Высшее образование по направлениям: маркетинг, PR/реклама. Опыт работы 1-3 года. Готовность работать с документами. Знания делового этикета, правил переговоров по телефону.  Знание английского языка. Уверенный пользователь ПК – Знание MS Office (Word, Excel, Power Point). Знания основ маркетинга. Ответственность, системность, аналитический склад ума.

30 000- 40 000

Казань

Наличие профильного и дополнительного образования в сфере маркетинга. Опыт работы не обязателен. Уверенный пользователь ПК. Навыки работы в графических редакторах. Знание английского языка приветствуется. Личные качества: амбициозность, нацеленность на результат, стрессоустойчивость.

20 000-25 000

Уфа

Высшее образование. Опыт аналогичной работы от 3 лет. Обязательны знания в области маркетинга, event-маркетинга, способность проводить PR-мероприятия. Продвинутый пользователь ПК. Знание иностранных языков приветствуется. Знание процесса изготовления рекламы, полиграфической продукции.

35 000-40 000

Улан-Удэ

Высшее образование (маркетинг, связи с общественностью). Опыт работы не менее 2 лет. Отличное владение компьютером на уровне пользователя. Умение работать с MS-Оffice (Еxcel, Word. Power Point) и Интернетом. Ответственность за выполнение своей работы. Умение грамотно и четко выражать свои мысли устно и в письменной речи.

15 000 -25 000

Согласно исследованиям, количество вакансий в данных регионах не значительное, а количество резюме в десятки раз больше. Эти данные помогают рассчитать индекс хедхантинга. Например, в Нижнем Новгороде на январь 2017 года количество резюме равнялось 81, а количество вакансий – 886. Отсюда следует, что индекс хедхантинга был равен 0,09. Наименьшее количество вакансий – в Улан-Удэ, в Казани спрос на профессию за февраль-март-январь ниже предложения. В Уфе равен 1, хотя уровень спроса намного выше уровня предложения (таблица 2).

Таблица 2- Расчет индекса хедхантинга в разных городах [5]

Город

2017/март

2017/февраль

2017/январь

Нижний Новгород
Количество вакансий

32

54

81

Количество резюме

620

741

886

Индекс хедхантинга

0,05

0,07

0,09

Казань
Количество вакансий

60

79

83

Количество резюме

554

522

793

Индекс хедхантинга

0,1

0,15

0,09

Уфа
Количество вакансий

11

10

12

Количество резюме

178

188

182

Индекс хедхантинга

0,06

0,05

0,06

Улан- Удэ
Количество вакансий

0

2

3

Количество резюме

231

259

265

Индекс хедхантинга

0,000

0,007

0,011

Несмотря на то, что требования со стороны работодателя высоки, требования со стороны работников не менее актуальны. Основными требованиями при трудоустройстве со стороны работников являются: размер заработной платы, социальное обеспечение, как государственное, так и корпоративное; организация и условия труда, карьерный рост. Со стороны организации – высшее образование, знания в сфере маркетинга и PR, стаж от 1 до 3 лет [6]. Именно молодой контингент с такими критериями более востребован на рынке труда маркетологов (рисунок).

Рисунок – Требуемый стаж трудовой деятельности для маркетологов

В заключении отметим, исследование рынка труда профессии «маркетолог» показывают, что профессия в современном обществе востребована в любой сфере деятельности и связана с изучением и продвижением товаров и услуг. Особенности спроса кандидатов на должность, размер заработной платы и другие факторы эффективной работы варьируется в соответствии с регионом.


Библиографический список
  1. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7-4. С.648-651.
  2. Яшкова Е.В. Особенности применения технологий маркетинга в управлении персоналом современной организации //Инновационные технологии управления: сборник матер. Всерос. заочной науч. – практич. конф.– Н.Новгород, 2014. – С.37-41.
  3. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом организации //Интернет-журнал «Науковедение», 2015, Том 7, №1 [Электронный ресурс] – М.: Науковедение, 2015. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 1(26)/pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  4. Профессия маркетолог – [Электронный ресурс] URL: http://edunews.ru/professii/obzor/Ekonomicheskie/marketolog.html (дата обращения: 29.03.17).
  5. HeadHunter – качественная база резюме и вакансий и современные сервисы для поиска работы [Электронный ресурс] – URL: https://nn.hh.ru/search/vacancy?text=маркетолог&area=66 (дата обращения 23.03.2017).
  6. Синева Н.Л. Причины неэффективности стратегических инициатив эффективных компаний в условиях быстрых перемен // Инновационные технологии управления. – Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный инженерно-педагогический университет им. К.Минина. Н.Новгород, 2016. C. 161-163.


Все статьи автора «Яшкова Елена Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: