УДК 327.5

СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ. РОЛЬ РОССИИ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Калита Иван Феликсович1, Гарманов Сергей Семенович2
1ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», студент института комплексной безопасности и специального приборостроения
2ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», доцент военной кафедры, кандидат военных наук

Аннотация
В статье рассматриваются угрозы, исходящие от терроризма, антитеррористическая борьба Российской Федерации и стран СНГ, а также антитеррористические объединения. Выявлены основные направления борьбы Российской федерации с терроризмом на евразийском пространстве.

Ключевые слова: направление борьбы, Российская Федерация, терроризм, угрозы


CONTEMPORARY TERRORISM AS A THREAT TO THE WORLD COMMUNITY. THE ROLE OF RUSSIA TO COMBAT INTERNATIONAL TERRORISM IN THE EURASIAN SPACE

Kalita Ivan Feliksovich1, Garmanov Sergey Semenovich2
1Moscow State Technological University, student of the Institute of Complex Security and Special Instrument-Making
2Moscow State Technological University, Associate Professor of Military Department, Candidate of Military Sciences

Abstract
The article deals with the threats coming from terrorism, the antiterrorist struggle of the Russian Federation and the CIS countries, as well as antiterrorist associations. The main directions of the struggle of the Russian Federation against terrorism in the Eurasian space are revealed.

Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Калита И.Ф., Гарманов С.С. Современный терроризм как угроза мировому сообществу. Роль России в борьбе с международным терроризмом на евразийском пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23479 (дата обращения: 27.05.2017).

Быстрое развитие современной цивилизации привело к ухудшению глобальных проблем, которые влияют на жизнь многих людей во всем мире, в том числе ведущую позицию занимает проблема международного терроризма.
В последние годы наблюдается изощренность и беспощадность терроризма, особенно в развитых странах. Взрывы в общественных местах:
- вокзалах, ресторанах;
- похищение государственных лидеров, дипломатов, руководителей партий;
- убийства, грабежи, захват посольств, самолетов.
Появляются новые тенденции в терроризме, невиданные раньше:
Воздушный терроризмом, ядерный терроризмом, биологический терроризм, экологический терроризм информационный терроризм.
Все они имеют четкие черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождения из тюрем арестованных боевиков, – поставить на колени целые народы и государства.
История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX начало XXI веков. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться, ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества, изобретают и приводят в действие невиданные террористические ноу-хау.
Акты террора очень разнообразны по своим сферам, целям, форматам, методам, природе и т.п. Однако единого толкования этого явления не существует. Экспертами предпринимались и продолжают предприниматься шаги по систематизации его проявлений по различным основаниям.
Субъектами терроризма может быть: государство, его центры спецслужб, международные или национальные террористические организации, политические движения и экстремистские партии, группы граждан и даже отдельные граждане,стремящиеся достичь своих целей.
Борьба с терроризмом стала одной из необходимых мер для обеспечения целостности сообщества.
Россия, являясь одним из приоритетных международных планов терроризма, уже не первый год самостоятельно ведет войну с его агрессивными действиями, в первую очередь на Северном Кавказе
Россия на опыте антитеррористических операций в Чечне, одна из первых, почувствовала угрозы, связанные с усилением международного терроризма и других проявлений экстремизма, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, контрабандой оружия, нелегальной иммиграцией. И начала принимать российский антитеррористический опыт как в СНГ, так и на более широком международном плане.
По инициативе России в 2000 году был образован Антитеррористический центр, объединивший усилия 11 государств Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Антитеррористический центр государств – участников СНГ за период своего существования сформировал действенные механизмы координации взаимодействия органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с угрозой безопасности государствам Содружества со стороны международного терроризма и продолжает работу по их совершенствованию.
Сегодня это не только увеличение террористических актов, но и слияние терроризма с организованной преступностью, часто международного характера, расширение явления до размеров реальной войны.
Российские Вооруженные Силы имеют важную роль в борьбе с международным терроризмом. Столкнувшись с этой проблемой, наша страна прилагает большие усилия для создания эффективной системы борьбы с терроризмом в постсоветском пространстве и активизации международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и другими глобальными угрозами.
Так, в 2001 году в рамках ОД КБ были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), которые включают воинские формирования России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, а также подразделения авиации, расположенные на российской авиационной базе в Канте (Киргизия). Они играют существенную роль в пресечении деятельности террористических группировок исламских экстремистов на территории Центральной Азии.
Российские войска на Северном Кавказе, в ряде стран СНГ, служат надежным форпостом борьбы мирового сообщества с международным терроризмом и другими глобальными угрозами, как правило, развертывается в важных геополитических регионах.
Основная стратегия борьбы с терроризмом в России показала необходимость сочетания антитеррористических мер с мерами силового характера. Используя только силовое реагирование на возникающие кризисы, Россия не только постоянно будет отставать, но и не сможет ликвидировать систему развития, которая превращает террор отдельных маргинальных дел в глобальное явление.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, принятие Федерального закона «О противодействии терроризму» и последующее приведение федерального законодательства в соответствии с названными законами – это прямой ответ государства на вызовы и угрозы национальной безопасности, исходящие от международного терроризма. Основная цель принятых законов – предупреждение террористических проявлений.
Во-первых, мы должны говорить о прогрессе в организации и осуществлении ряда предупредительных и профилактических мер по предотвращению условий проявления терроризма, сделали бы терроризм бессмысленным. Особое внимание в законах должно быть уделено понятием как «терроризм» и «противодействие терроризму».
Терроризм определен как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике, борьбе с терроризмом и минимизации (ликвидации) последствий его проявлений.
Предложенная формулировка, выраженная российским экспертным сообществом, подтвердила общее понимание единого принципа, согласно которому основой эффективной государственной системы борьбы с терроризмом является быстрое осуществление общественных профилактических мер; предупреждения; упреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических проявлений.
Принятый антитеррористический закон создает систему взаимосвязанных стандартов, определяющих обязанности в первую очередь субъектов власти в России, в том числе порядка использования Вооруженных Сил с максимальными полномочиями Президента Российской Федерации, способствует созданию в государстве эффективной системы противодействия одной из главных угроз безопасности.
Будучи крайней формой выражения социального, этнического, религиозного радикализма и экстремизма, терроризм не остановиться ни перед чем, чтобы достичь своих целей.
Борьба с терроризмом должна быть бескомпромиссной, но только военные действия не устранят проблему терроризма. Давно известно, что пушками идеи не разрушаются.
Армия способна уничтожить видимого врага, стереть с лица земли базы, или даже всю страну. Но военными ударами не устранить причины появления террористов, однако могут вызвать появление в их рядах новых фанатиков.
Терроризм и экстремизм во всех его формах угрожают все больше и больше безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой существенные политические и моральные потрясения, имеет сильное психологическое воздействие на население, унося жизни ни в чем не повинных людей.
Укрощение терроризма непосредственно и тесно связано с решением реальных социальных проблем (безработица, бедность, болезни, ухудшение состояния окружающей среды и т.д.),болезненной реакцией на которые и является он.
Жители богатых стран готовы платить за безопасность, но ошибочно представляют себе цену безопасности. Оплатить придется не усиленную охрану благополучных стран, оплатить придется справедливость на всей земле.


Библиографический список
  1. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная звезда. – 2003 г., 11 сентября.
  2. Гордлевский А. Международный терроризм – угроза безопасности России // Ориентир. – 2002 – № J2, с. 45 – 48.
  3. Миркискин В., Кратюк Д. Терроризим как социально-политическое явление и угроза безопасности России // Ориентир. – 2004. – № 4, с. 43 – 47.
  4. Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы.- М.: Объединенная редакция МВД России, 2003.- 160 с.
  5. Сафонов А. Необходима глобальная система противодействия терроризму // Международная жизнь.- 2003.- №1.- С. 34-43.
  6. Явчуновская Р. Лицо современного терроризма // Безопасность Евразии.- 2005.- № 3.- С. 490-496.
  7. Яковенко А. Могут ли СМИ помочь в борьбе с терроризмом / Международная жизнь.- 2005.- № 7-8.- С.143-152.


Все статьи автора «Калита Иван Феликсович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: