УДК 004

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Коробкина Анастасия Андреевна
Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова
студент

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема формирования информационной безопасности и культуры у школьников в Интернет- пространстве. Рассмотрены ключевые понятия. Даются рекомендации к урокам информационной безопасности.

Ключевые слова: интернет-пространство, информационная безопасность, информационная культура, школьники


INFORMATION SECURITY AND INFORMATION CULTURE OF STUDENTS IN THE INTERNET SPACE

Korobkina Anastasia Andreevna
Nosov Magnitogorsk State Technical University
student

Abstract
This article considers the problem of formation of information security culture among students in the Internet space. Examines the key concepts. Recommendations are given for lessons of information security.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Коробкина А.А. Информационная безопасность и информационная культура школьников в Интернет-пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23366 (дата обращения: 26.05.2017).

С древних времен люди учились всему, передавая азы от старшего поколения к младшему.  Осваивали нормы и культуру поведения, учились необходимым ремёслам,- в этом была необходимость, необходимость в информации. Эта и есть одна из базовых потребностей человека – передача нужной и важной информации. И эта потребность не менее важна, чем важны еда или сон,- физиологические потребности. Издавна человек жадно собирал информацию об окружающем мире, о том, что его окружает. И прошёл длинный путь: от мифа до научной картины мира.  Копил и собирал опыт по крупинке. Любой вид деятельности связан с обменом информацией.

И такого рода информация нуждалась в безопасности. В безопасности правдивости, наверняка были те, кто хотел изменить судьбу народа и того мира «ложной» информацией.

Что происходит сейчас? Откуда получаем информацию мы? Из Интернета! Ещё буквально пятнадцать лет назад поведению в обществе учились от родителей, осваивали нормы и культуру поведения именно от мамы и папы, бабушки и дедушки. Ходили в библиотеку, нельзя утверждать, что в библиотеку не ходят сейчас, но посещаемость снизилась в разы.

Интернет заменил всё: хочешь общения?- есть социальные сети; хочешь повысить свои знания в определенных отраслях?- есть Google, который расскажет всё обо всём;  хочешь послушать музыку?- не нужно идти к магнитофону, найди любую песню в Интернете, и этот ряд можно продолжать до бесконечности. Одним словом, век информации.  Но только ли положительные стороны несёт Интернет? Интернет, как и всё в жизни, имеет две стороны. И одна из таких сторон, негативная: в Интернете огромное количество информации, и её нужно фильтровать. Взрослый человек может справиться с этой миссией, наверняка есть исключения. Но каковы возможности ребёнка? Школьника? Ему в этом необходимо помочь! Помочь, но кому? В первую очередь ближайшему окружению ребёнка: родителям и учителям.

Однозначно, необходимо подчеркнуть, что большое влияние оказывает Интернет на становление личности школьника. В Интернете можно увидеть всё, чего даже не желал увидеть. Наверняка, даже неопытный пользователь ПК замечал рекламу, 18+, читая или смотря, абсолютно иной вид информации.

Раньше информационное окружение было подвластно контролю и регуляции родителей и педагогов.  Родители и педагоги легко контролировали круг общения школьника, просматриваемые журналы, книги, телевизионные передачи. В школе ребёнок в безопасности, там плохому не научат. Мама запрещала смотреть плохие передачи, фильмы или сериалы, единственный телевизор не вещал после 22.00, запрещала дружить с плохими компаниями. Сейчас многие родители убеждены, если ребенок дома, то с ним ничего не может случиться. Это лучше, чем ходить по улице, неизвестно с кем.  Но это и есть огромная ошибка. Да, ваш ребёнок дома, но он за компьютером, в Интернете.  А вы точно знаете, что в данный момент он просматривает или читает? Дела обстоят лучше, если в доме компьютер стоит на видном месте, и вы видите всё, что происходит. Но сегодня у каждой третьей семьи целый набор гаджетов с Интернетом: это и телефоны, планшеты, и нетбуки, ноутбуки и т.д. В таком случае контроль значительно снижается, и важно не подорвать доверительное отношение ребёнка. Не показать это недоверие к его выбору, личной жизни.

Интернет принёс огромные возможности их пользователям. Вместе с возможностями пришли и перемены, те, к которым ребёнок не готов, он еще не сформировал устойчивых норм и правил поведения, он ещё не научен, что такое хорошо и что такое плохо в информационном пространстве. Многие бросают ребенка наедине с этим миром, и школьник, конечно, решит, он найдет, что ему придется по душе. Но останется ли он тем, кем был, или должен  был стать, тяжело сказать. На школьника хлынул поток информации: он получил доступ к социальным сетям, чатам, форумам, онлайн-играм, сайтам знакомств, блогам различного качества и содержания. И школьник начал с ней активно взаимодействовать.

Что же делать близкому окружению школьника? Как помочь в этом информационном потоке не «испортить» самого себя? Возможно, кто-то предложит оградить ребёнка от Интернета.  Да, можно попробовать,  но до какого времени?- пойдет ребенок в школу, урок информатики и он уже «на ты» с Интернетом.  И здесь должны действовать педагоги и родители, сообща.

В школе должны проводиться занятия по информационной безопасности. В начальных классах в качестве игр, путешествий по Интернету. Проверять знания в ходе тестов, неких опросников. Информационная безопасность должна формироваться совместно педагогами и родителями, взаимодействуя и понимая всю суть важности. Педагог обязан тщательно продумывать содержание занятий по информационной безопасности, должен донести до школьника всю значимость этих занятий. Важна позиция учителя: он должен показать свою непоколебимость принятия ребёнка, его личности, его выбора, желание укрепить его позицию в социуме, поддержать в саморазвитии, открыть путь к социализации и адаптации,- это и есть одно из главных условий успешного обучения информационной безопасности. Педагогическая работа должна двигаться в направлении саморазвития: взаимная открытость учащегося и педагога; глубинное общение и воспитание; идеологичность; ненасилие и неприменимость к насилию над ребёнком. [1]

Имеет большое значение и само понимание педагогом теории информационной безопасности. Чёткое разграничение, в том, что именно защищается и что является объектом защиты. В первую очередь,  это личность школьника. Установление угрозы, от чего именно защищать школьника, его личность, какова угроза- внешний фактор, оказывающий воздействие на школьника. Понимание необходимости в предотвращении дезориентации в реальном мире, изменчивости понимания действительности и своём месте в ней, утрате целостности -Я, потере своей индивидуальности, попадания в психологическую зависимость от других субъектов взаимодействия, нарушений психического здоровья, вплоть до необратимых патологических последствий и т.д.  И последнее, это представление, как избежать последствий, как помочь школьнику. Выбрав нужную методику, разработав определенные условия действий к конкретному ученику. [3]

Условия, способствующие правильному формированию информационной безопасности: содержательное- включает внеклассные мероприятия, в ходе которых можно выявить информационную опасность; процессуальное – занятия на эффективность приёмов, методов, средств, необходимо учесть особенности учащихся; психолого-педагогические- это взаимодействие педагога и учащихся, направленное на устранение опасности, не разрушая внутреннего мира школьника.

Некоторые методы: на первоначальном этапе необходимо лишь познакомить ребят с возможными опасностями, в «готовом» виде рассказать об угрозах. Школьники осмысливают знания, подводят итоги и чётко фиксируют в памяти. Учителю требуется убедиться в правильности понимания материала учащимися.  Возможно использование метода проблемного изложения материала, то есть педагог предлагает ребятам, окунуться в мир Интернета (подготовленного, «фальшивого»), сам тем временем ждёт опасностей и разбирает каждую, уже подготовленную. Суть в том, что ученики сами размышляют над угрозой. Учитель лишь направляет ход рассуждений.

Также необходимо прививать учащимся  информационную культуру, это является неотъемлемой частью учебного процесса. Все мы знаем, что такое культура. Культура имеет огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.  Культура- это проявление любой деятельности человека, включая все формы человеческого самовыражения.  Школьникам следует прививать всё богатство информационного потенциала, но также следует научить пользоваться им, создавать условия, стимулирующие развитие и рост культуры.

Отсутствие единой концепции усваивания информационной культуры личности и значимость задач подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придаёт глобальное значение. Учащиеся не всегда могут понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Миссия педагогов – научить видеть истинную культуру. Если учащийся научится выбирать то, что он читает, смотрит, слушает, он сможет добиться колоссальных успехов не только в школе, но и во взрослой жизни. [2] И современный учащийся будет готов к правильному потреблению ресурсов и дальше. Нынешняя система образования призвана формировать умение учиться, организованно разбираться в информации.  Учитель может выступать в качестве навигатора, проверив знания учащихся на умение правильно ставить вопросы, рассказав о возможных «ложных» источниках информации, о правильном применении найденной информации.

Педагог может проводить открытые классные часы, с рассказами школьников об определенных культурах и ценностях, в современном мире, возможно учащиеся захотят проявить своё творчество. Сейчас популярны различные блоги. Девочки обучают творчеству, мальчики разрабатывают игры, конструируют.

Главное, направить учащихся в нужном направлении, интересоваться их увлечениями, показывать свою заинтересованность. Раскрывать потенциал в каждом.

Неталантливых детей нет, есть взрослые, которые вовремя не увидели особенность ребёнка.

Необходимо взаимодействовать и менять информационное окружение в лучшую сторону. Не возводить стены между собой и ребёнком, а двигаться сообща. Часто такие стены появляются от непонимания, непринятия. Пусть школьник делится своими переживаниями, отнеситесь к ним бережно и внимательно, помогите разрешить сложные для него вопросы и прививайте здоровую систему ценностей.


Библиографический список
  1. Макашова В.Н., Чернова Е.В., Боброва И.И.Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде/Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 1294-129
  2. Боброва И.И.Информационная безопасность облачных технологий /В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 80-84
  3. Боброва И.И., Плотникова Е.Б.О необходимости разработки обучающих интеллектуальных систем для студентов гуманитарного вуза/Проблемы современной науки. 2014. № 13. С. 47-54
  4. Karmanova E.V., EfimovaI.Yu., Guseva E.N., Kostina N.N., Saveleva L.A., Bobrova I.I. modeling of students’ competency development in the higher education distant learning system/ всборнике: Proceedings of the 2016 Conference on Information Technologies in Science, Management, Social Sphere and Medicine (ITSMSSM 2016) 2016.С. 308-315.


Все статьи автора «Коробкина Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: