ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ТЕХНИКУМЕ

Умнов Владислав Семенович1, Бойкова Ирина Васильевна2, Сорокин Сергей Викторович3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, аспирант
3Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, соискатель

Аннотация
В статье описана возможность постановки проблемы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума в структуре детерминант и условий качественного решения задач социализации и самореализации личности. Психолого-педагогические факторы и модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в техникуме определяются в структуре акмеверификации качества формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в техникуме средствами анкетирования.

Ключевые слова: анкетирование, культура самостоятельной работы обучающегося, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические условия, портфолио обучающегося


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS AND MODELS FOR THE FORMATION OF A CULTURE OF INDEPENDENT WORK OF A PERSON STUDYING AT A TECHNICAL SCHOOL

Umnov Vladislav Semenovich1, Boikova Irina Vasilievna2, Sorokin Sergey Viktorovich3
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate professor
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, aspirant
3Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, aspirant

Abstract
The article describes the possibility of posing the problem of the formation of a culture of self-dependent work of a studying technical school in the structure of determinants and conditions for a qualitative solution of the problems of socialization and self-realization of the individual. Psychological-pedagogical factors and models of the formation of a culture of self-dependent work of a person studying in a technical school are determined in the structure of the acclaiming of the quality of the formation of a culture of self-dependent work of a person studying in a technical school by means of a questionnaire.

Keywords: education, educational activities, pedagogical conditions, questioning, self-study student culture, student portfolio, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Умнов В.С., Бойкова И.В., Сорокин С.В. Психолого-педагогические факторы и модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в техникуме // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23269 (дата обращения: 23.02.2024).

Целостность психолого-педагогического знания в структуре исследования и детерминации возможностей формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума [4, 10] объективно позволяет нам определить дидактические и гносеологические конструкты решения задач развития личности средствами социально значимых форм и методов решения проблем образования и профессионально-трудовых отношений.

В выделенном конструкте детерминированных особенностей постановки и решения задачи научного поиска педагогическая деятельность [2, 9, 11, 15] как основа проектируемых и реализуемых моделей в научном исследовании по педагогике [13] определяет потребность личности в социализации и самореализации доминирующими потребностями современного образования и профессионально-трудовых отношений, в единстве представляющих целостный ресурс оптимизации качества решения задач развития и самоорганизации в антропосреде.

Педагогическая деятельность в структуре детерминации возможностей развития двух субъектов – педагога и обучающегося строго регламентирует возможности сотрудничества и общения, построения перспектив самореализации и самосовершенствования исходя из уровня сформированности возможностей полисубъектного поля и мультисредовых отношений [1, 5, 6, 7], что подтверждается и пролонгируется успешностью формирования культуры самостоятельной работы обучающегося как продукта и способа оптимизации формируемых способов и условий позитивного преобразования внутреннего мира личности и внешнего пространства.

Определим психолого-педагогические факторы и модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в техникуме в следующей системе конструктов и детерминант современного развития личности обучающегося техникума:

- доступность образовательных и социально-образовательных ресурсов, гарантирующих личности удовлетворение потребности в самостоятельном поиске научного знания и его целостного, объективного, многогранного, персонифицированного изучения;

- формирование потребности в здоровом образе жизни и культуре здоровья, определяющих успешность личности многовариативным способом представления трудолюбия и конкурентоспособности, продуктивности и креативности в модели развития, социализации и образования;

- акмепроектирование персонификации развития и самоутверждения через продукты деятельности и общения;

- определение модели Ж. Делора базовым условием самосохранения и самоорганизации условий эволюции антропосреды «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»;

- формирование основ толерантности и патриотизма в системном поиске оптимального сочетания традиционного и инновационного знания в педагогической теории и педагогической практике;

- синергетическая самоорганизация условий и возможностей развития личности в детализируемых моделях и способах решения задач развития.

Психолого-педагогические факторы и модели формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося в техникуме могут быть визуализированы в одном или нескольких ресурсов современного воспитательно-образовательного пространства.

Мы остановимся на анкетировании как самом распространенном методе психолого-педагогического исследования, гарантирующего качественное изучение основ педагогически модифицируемого явления и корректируемого проекта измерения выделенной величины в решении научно-педагогической задачи.

Конструктор вопросов анкетирования (первый курс)

 - Как получилось, что ты поступил в техникум?

- Что интересного есть в техникуме (расскажи как лучшему другу)?

- Как ты проводишь свободное время?

- Что ты любишь делать, когда свободен?

- Учеба в техникуме приносит удовольствие?

- Какую профессию ты выбираешь и отчего именно ее?

- Какие формы самостоятельной работы педагоги используют в техникуме?

- Какие конкурсы проводят в техникуме? Что ты об этом знаешь?

- Что такое мастер-класс?

- Оцени по (10-и балльной) шкале возможность достижения мастерства в твоем выбранном деле.

- Какие виды профессиональной деятельности тебе интересны?

- Где ты планируешь работать, когда закончишь техникум?

- Приведи положительные ориентиры выбранной профессии и специальности?

- Что в выбранном виде деятельности вызывает сомнение или неудовлетворённость?

- Как бы ты определил по (10-и балльной) шкале удовлетворённость уровнем своих знаний после образовательной школы?

- Какие средства и виды обучения тебе нравятся в техникуме?

- Что такое династия? Что ты знаешь о трудовой династии в твоей семье?

- Как можно оценить качество выполняемой работы в твоей профессии?

- Что такое саморазвитие? Зачем нужно саморазвитие человеку?

- Какие средства саморазвития ты предпочитаешь?

- Что ты ценишь в профессиональном выборе личности?

- Как ты можешь отразить своё будущее в команде единомышленников (выдели роль)?

- Кого бы ты выбрал в качестве образца для подражания в учебе?

- Кого бы ты выбрал в качестве образца для подражания в труде?

Конструктор вопросов анкетирования (четвертый курс)

- Какое рабочее место ты предпочтешь в ближайшем будущем для трудоустройства?

- Как бы ты организовал обучение на первом курсе в техникуме, если бы ты стал его директором?

- Что бы ты изменил в устройстве техникума, если бы стал его руководителем?

- Какие виды занятий и какие предметы тебе бы хотелось пройти вновь, если бы ты снова оказался на первом курсе техникума в год поступления?

- Как бы ты пояснил назначение трудолюбия в развитии личности?

- Какой заработной платой (з/п) ты бы был доволен? На какую з/п ты претендуешь?

- Как можно искать работу?

- Что ты можешь рассказать о трудоустройстве выпускников в техникуме?

- Какие формы поиска работы приняты в нашей стране?

- Что ты можешь сказать о трудоустройстве?

- Кто выбирает труженика на предприятие?

- Что такое собеседование?

- Какие документы необходимо взять с собой на собеседование?

- Как пишется резюме? Предложи вариант своего резюме.

- Есть ли у тебя портфолио?

- Что можно выбрать в качестве реализуемого плана на ближайшие 5 лет?

Выделенные конструкты вопросов можно использовать при анкетировании и исследовании качества социальных отношений в персонифицированном выборе обучающегося техникума. Качество социализации и самореализации личности будут представлять интерес в системном выборе модели формования и сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося техникума.


Библиографический список
  1. Анохина В.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Профессиональное образование как гарант развития и саморазвития обучающегося // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7271
  2. Антоненко А.В., Козырева О.А. Педагогическая деятельность как конструкт и категория педагогической науки // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/15973
  3. Бойкова И. В. Детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности // European Social Science Journal. 2016. № 5. С.162-168.
  4. Бойкова И.В. Особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в модели непрерывного образования // Современные научные исследования и инновации.  2016. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/73630
  5. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-134-145
  6. Козырева О.А., Козырев Н.А., Логачева Н.В. Технология системно-педагогического моделирования в структуре изучения курса «Научная работа обучающихся образовательных организаций» // Интернетнаука. 2016. №11. С.97-118. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-97-118
  7. Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
  8. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  9. Коновалов С.В., Бокова Е.В., Козырева О.А. Теоретизация как категория и конструкт педагогической науки и педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69776
  10. Кононцова Я.С., Сафронов А.С. Специфика решения задач формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в среднем звене общеобразовательной школы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73693
  11. Панюков Д.В., Стройкина Л.В., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как ценность и продукт развития современного образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7208
  12. Сапегин И.И., Козырева О.А., Коновалов С.В. Анкетирование в модели исследования качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Интернетнаука. 2016. №11. С.132-147. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-132-147
  13. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  14. Сорокин С.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Возможности детерминации и уточнения категориального аппарата военной педагогики как условие успешного решения задач научно-педагогического поиска // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16631
  15. Тронин М.С., Стройкина Л.В., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как категория современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72290


Все статьи автора «Бойкова Ирина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: