УДК 316.613

ПРОГРЕССИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И БОРЬБА ЗА ТРЕЗВОСТЬ В США

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Движение трезвенников сначала набрало активность на уровне штатов и на местном уровне, а первая национальная антиалкогольная ассоциация под названием Американское общество содействия трезвости, возникла в 1826 году. В экономической, политической и общественной жизни государства всё более активным образом происходило становление нового среднего класса, что, вкупе с массовым употреблением психоактивных веществ, знаменовало собой некоторую нравственную независимость, отринувшую традиционные церковные проповеди и общественные стандарты, а вместе с ними и политическую власть прежней американской аристократии. В качестве движения среднего класса, прогрессивизм стремился сохранить экономические возможности и восстановить общественную и политическую демократию для того, чтобы каждый аме-риканец мог бы продолжать преуспевать. В качестве движения среднего класса, прогрессивизм стремился сохранить экономические возможности и восстановить общественную и политическую демократию для того, чтобы каждый американец мог бы продолжать преуспевать.

Ключевые слова: алкоголь, движение, женщина, класс, наркотик, спиртной, средний, трезвость


THE PROGRESSIVE MOVEMENT AND THE STRUGGLE FOR SOBRIETY IN THE UNITED STATES

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
The temperance movement first gained activity at the state level and at the local level, and the first national anti-alcohol association was called the American society for the promotion of sobriety, and appeared in 1826. In the economic, political and public life of the state the formation of the new middle class took place more actively, which, coupled with the mass use of psychoactive substances had marked a certain moral independence, defying traditional Church sermons and public standards, and with them the political power of the old American aristocracy. As a middle class movement, progressivism sought to preserve economic opportunity and restore social and political democracy to ensure that every American could continue to succeed. As a middle class movement, progressivism sought to preserve economic opportunity and restore social and political democracy to ensure that every American could continue to succeed.

Keywords: alcohol, alcoholic, class, drug, female, middle, sobriety, traffic


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Прогрессивное движение и борьба за трезвость в США // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23089 (дата обращения: 18.04.2017).

В старину в Америке многие психоактивные вещества, которые сегодня повсеместно запрещены, употреблялись весьма нередко. Имеются документальные свидетельства того, что Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон возделывали и употребляли коноплю в качестве болеутоляющего средства и в иных целях [1]. Употребление наркотиков не обходится без критики и сопряжено с многочисленными личными и семейными проблемами, однако, масса наркоманов оказались способны вести продуктивную жизнь, а употребление ими наркотиков и даже их наркозависимость не помешали им внести свой полноценный функциональный вклад в американское общество. В XIX веке употребление наркотиков не было отмечено стигмой, как сегодня, и в действительности носило повсеместный характер отнюдь не в гетто и не в трущобах, но среди верхушки общества. Для примера назовём президента США Уильяма МакКинли, королеву Викторию и других европейских коронованных особ, которые услаждали себя вином из коки.

В XIX веке становление западного империализма, рост международной торговли, промышленная революция и волны иммиграции вызвали в Соединённых Штатах масштабные социокультурные изменения. Экономика США стала отодвигаться от своих сельскохозяйственных корней, значение и размеры городов росли, увеличивалось промышленное производство, а традиционные жизненные уклады драматичным образом изменялись. Такие вещества, как опиум, табак, чай и кофе стало гораздо легче раздобыть благодаря внешней торговле, а спиртные напитки стали промышленным товаром, доступным круглый год. Вал потребления веществ, которые прежде были доступны лишь богачам, охватил собою низшие общественные классы, и общепринятое понимание употребления наркотиков стало меняться [7]. На фоне употребления в XIX веке в Америке многих разных наркотиков, как легальных, так и запрещённых, отсутствовал характер всеобщности, напротив, врачи, религиозные лидеры и государственные должностные лица предупреждали против излишеств и призывали к умеренности и самоограничению.

Политический вес стали приобретать доводы в пользу запрещения наркотиков, а социально-экономический подъём способствовал привлечению внимания к проблеме со стороны широких слоёв американского населения. На всём протяжении XIX века алкоголь был первейшей и наиболее выдающейся целью поборников общественной морали. В 1840 году священник Бенджамин Парсонз заявил, что алкоголь есть наиглавнейший разрушитель, ибо любой человек, кто привык ежедневно принимать дозу спиртного, теряет рассудок. Б. Парсонз перечисляет сорок два заболевания, вызываемых алкоголем, в том числе воспаление мозга, золотуха, мания, водянка, нефрит и подагра [13]. Движение трезвенников сначала набрало активность на уровне штатов и на местном уровне, а первая национальная антиалкогольная ассоциация под названием Американское общество содействия трезвости, возникла в 1826 году. Лидеры трезвенников из числа прихожан пуританской церкви руководствовались в первую очередь представлениями пуритан старого света о Христианском общественном порядке и о том, что любовь к спиртному серьёзным образом препятствует душеспасительной задаче, ибо разрушает здоровье, вредит рассудку и отвлекает от любви к Богу [11]. Традиционное пуританское учение в действительности не ратовало за полное воздержание от спиртного, но за умеренное и разумное потребление [9]. Поэтому, хотя движение трезвенников и стремилось к пуританским ценностям самоконтроля и набожного благоговения, но усиление влияния и мотивации поборников общественной морали в начале XIX века следует приписывать действию иных факторов. В самом своём начале в движении за трезвость сильно звучали социальные и политические обертоны, в частности те, в которых рефлексивно отражалась возрастающая значительность простого человека в Соединённых Штатах. В экономической, политической и общественной жизни государства всё более активным образом происходило становление нового среднего класса, что, вкупе с массовым употреблением психоактивных веществ, знаменовало собой некоторую нравственную независимость, отринувшую традиционные церковные проповеди и общественные стандарты, а вместе с ними и политическую власть прежней американской аристократии. В таком смысле трезвость может рассматриваться в качестве попытки деградирующего правящего класса ухватиться за традиционные ценности и институты, и удержать собственное моральное превосходство, за счёт демонизации пристрастия простолюдинов к выпивке.

По мере того, как движение трезвенников набирало популярность, оно очевидным образом утрачивало собственные связи с господствовавшей аристократией и, по иронии, объединялось со средними и низшими социальными слоями, против которых оно изначально замышлялось. Со временем трезвость превратилась в отличительный признак респектабельности среднего класса и в символ эгалитаризма, а затем и в основополагающий принцип нарождавшегося популярного движения за самоусовершенствование и за совершенного человека.

К концу 1900х гг. подобные настроения слились с прогрессивным движением и обрели могучее политическое влияние. До самого ХХ века федеральное правительство традиционно было слабым и играло минимальную роль в повседневной жизни людей. По мере того, как основные тяготы становились связаны с городским образом жизни, население всё сильнее начинало заботиться по поводу политической коррупции и неспособности местных администраций адекватно реагировать на кризисные явления. Экономическая депрессия 1890х гг. вызвала недовольство правительством, в то время как железные дороги, тресты и холдинговые компании и промышленные монополии приобрели значительное политическое влияние. Богачи консолидировали своё экономическое могущество, но бедняки и средний класс тоже жаждали перемен, и из этих недовольств родилось прогрессивное движение. Прогрессивизм исходил из представления о том, что человек по своей природе добр, а правительство должно быть инструментом для улучшения и усовершенствования общества, чтобы весь мир стал лучше [8]. В качестве движения среднего класса, прогрессивизм стремился сохранить экономические возможности и восстановить общественную и политическую демократию для того, чтобы каждый американец мог бы продолжать преуспевать [14]. Прогрессивизм характеризуют как сплав кальвинистского протестантизма, научного материализма и нерегулируемого капитализма [3] [5] [10] [12].

Тем не менее, при всей заботе о социальной справедливости, прогрессивное движение было выраженно расистским и ксенофобским. Прогрессивисты стремились уберечь собственный социальный статус путём привития бедным иммигрантам и расовым меньшинствам собственного идеала гомогенного американского образа жизни. Усердствуя в направлении реформирования правительства, обуздания большого бизнеса и улучшения жизни народа, прогрессивисты прониклись идеями движения трезвенников и быстро заняли непримиримую позицию в отношении алкоголя. Прогрессивисты озаботились последствиями пьянства среди низших классов и возможные гражданские раздоры. Опасаясь роста беспорядков снизу, средний класс проявил глубокую обеспокоенность возможным усугублением народного недовольства под влиянием продаж спиртного. Нижние классы манили к себе салуны, которые представляли собой притоны для дебоширов, где разжигались антиамериканские настроения, направленные против ассимиляции в американское общество, где махрово цвели беззаконие и насилие, где заклинали духов бунта на глазах у нищих иммигрантов и работяг.

Битва прогрессивистов с алкоголем также открывала женщинам ворота на национальную политическую сцену. Салуны позорно славились тем, что уводили мужей и отцов от жён и детей к проституткам, азартным играм и праздному времяпрепровождению, вызывая озабоченность среди женщин, на которых лежала обязанность хранить национальный домашний очаг. В конце 1800х гг. набирало силу движение за равное избирательное право для женщин, а индустрия алкоголя употребила своё политическое влияние на то, чтобы противостоять женским избирательным правам. Проведение антиалкогольных кампаний предоставило в руки женщин веский повод взяться за укрепление собственного политического влияния. Союз женщин-христианок за трезвость объединился с Антисалунной лигой и образовал могучую политическую силу [2]. ХХ век продемонстрировал, что на аналогичных страхах строились антигероиновые, антикокаиновые и прочие антинаркотические кампании.

Прежние пуританские ценности благочестия, рачительности и предприимчивости вписались в новую повестку дня, предложенную прогрессивистами в связи с целями реализации утопии среднего класса посредством демократии и сильного контроля за правительством.

Однако, прогрессивистский пыл, обращённый против алкоголя, не распространялся против героина, кокаина, каннабиса и прочего зелья, которое считалось меньшим злом по сравнению с алкоголем, губившим людей социально и морально. В противовес алкоголю, опиаты никогда не ассоциировались ни с пониженной социальной ответственностью, ни с развратом, ни с насилием. Таким образом, антинаркотическое движение и антиалкогольное движение возникли по отдельности, независимо друг от друга. Безусловно, взаимосвязь между битвой с алкоголем и битвой с наркотикам и важна. Благодаря крестовому походу против алкоголя удалось сформировать бескомпромиссную атмосферу в отношении сил зла, построенную на том, что умеренное потребление спиртного – категория ложная, что только полное запрещение является единственной и логичной, и морально оправданной политикой, когда приходится решать столь масштабную государственную проблему [4] [6]. И действительно, в 1905 году сенатор-республиканец от штата Невада Генри Блэр  провозгласил, что движение за трезвость должно включить в себя все пагубные вещества, вызывающие неестественный аппетит, конечная цель – запрещение в международном масштабе.


Библиографический список
  1. Abel E. Marijuana: The First 12,000 Years. New York: Plenum Press, 1980.
  2. Clark N. H. Deliver Us From Evil: An Interpretation of American Prohibition. New York: W.W. Norton & Company, 1976. P. 4.
  3. Commager H. S. The American Mind: An Interpretation of American Thought and Character Since the 1880′s, New Haven: Yale University Press, 1950.
  4. Courtwright D. T. Dark Paradise: Opiate Addiction in America Before 1940. Cambridge: Harvard University Press, 1982.
  5. Curti M. The Growth of American Thought. New York: Harper & Row, 1964.
  6. Dealing with Drugs. Ed. by R. Hamowy. San Francisco: Pacific Institute for Research on Public Policy, 1987. P. 36 – 37.
  7. Eberle E. G. et al. Report of Committee on the Acquirement of Drug Habits // Proceedings of the American Pharmaceutical Association, 1903. Vol. 51. P. 477, 481.
  8. Gould L. L. America in the Progressive Era, 1890-1914. Harlow: Pearson Education, 2001. P. 22.
  9. Gusfield J. R. Symbolic Crusade Status Politics and the American Temperance Movement. Chicago: University of Illinois Press, 1986. P. 36.
  10. Hofstadter R. The Age of Reform: From Bryan to F. D. R. New York: Alfred A. Knopf, 1966.
  11. Kyvig D. E. Repealing National Prohibition. Chicago: University of Chicago Press, 1979. P. 8.
  12. Mowry G. E. The Era of Theodore Roosevelt and the Birth of the Modern America 1900-1912. New York: Harper & Row, 1958.
  13. Roueche B. The Neutral Spirit: A Portrait of Alcohol. Boston: Little, Brown & Co., 1960. P. 87 – 88.
  14. Timberlake J. H. Prohibition and the Progressive Movement 1900-1920. Cambridge: Harvard University Press, 1963. P. 101.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация