УДК 316.613

СИСТЕМА КОНФУЦИАНСКОЙ ЭТИКИ С ПОЗИЦИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
С позиции символического интеракционизма, инструментальное поведение опирается на личные желания, например, любовь к прекрасному, благозвучиям, благовониям, выгоде, и отражает тот импульс, которому расположено следовать субъективное я. Когда человеческое поведение импульсивно, тогда социальному порядку угрожает распад, поэтому конфуцианцы сформулировали принципы праведности и приличия, и выработали законы и установления. Была создана система конфуцианской этики, и надеялись на её передачу людям через агентов социализации.

Ключевые слова: конфуцианский, отношение, праведность, практика, приличие, результат, система, сознание


THE SYSTEM OF CONFUCIAN ETHICS FROM THE POSITION OF SYMBOLIC INTERACTIONISM

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
From the position of symbolic interactionism, instrumental behaviour is based on personal desires, such as love for the beautiful, euphony, incense, benefits, and reflects the impulse to follow which the subjective I am inclined. When human behavior is impulsive, then the social order is threatened by the decay, so the Confucians formulated the principles of righteousness and propriety, and has developed laws and regulations. A system of Confucian ethics has been established to be hopefully transfered to the people through agents of socialization.

Keywords: attitude, Confucian, consciousness, decency, practice, result, righteousness, system


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Система конфуцианской этики с позиции символического интеракционизма // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23088 (дата обращения: 27.05.2017).

Сун-цзы понимает человека как биологический организм, а человеческую природу как прирождённую биологическую склонность [2]. Сознание, по мнению Сун-цзы, характеризуется когнитивным функционированием и мышлением. Мозг располагается в центральной полости и контролирует пять чувств, как подобает прирождённому правителю (T’ien-jium). Когда сознание проводит разбор тех эмоций, которые им управляют, это называется рефлексия. Когда мысли спутаны, невозможно понять – это то или не то. В конфуцианской модели сознания психологические процессы индивида функционируют благодаря различительному сознанию. Будучи биологическими существами, люди рож-даются с многочисленными прирождёнными желаниями, например нежность взгляда при виде красоты, либо рот, предназначенный для приятных вкусов, либо приобретательский ум, либо кости и кожа для наслаждения расслаблением. Голодный желает есть, замерзающий желает согреться, утомлённый тяжёлой работой желает отдохнуть, все желают того, что выгодно, и ненавидят то, что вредоносно. Таким образом, важная функция различительного сознания состоит в размышлениях по поводу надлежащих способов инструментальных социальных взаимодействий с целью приобрести те ресурсы, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить различные биологические желания индивида.
С позиции символического интеракционизма, инструментальное поведение опирается на личные желания, например, любовь к прекрасному, благозвучиям, благовониям, выгоде, и отражает тот импульс, которому расположено следовать субъективное я. Когда человеческое поведение импульсивно, тогда социальному порядку угрожает распад, поэтому конфуцианцы сформулировали принципы праведности и приличия, и выработали законы и установления. Была создана система конфуцианской этики – жэнь (благоволение), и (праведность), ли (приличие), и надеялись на её передачу людям через агентов социализации.
Система конфуцианской этики – жэнь (благоволение), и (праведность), ли (приличие) укоренилась в регулировании межличностных интеракций с тем, чтобы выпрямлять и украшать прирождённые чувства, исправлять их, укрощать, изменять и направлять. Существует непрерывный диалектический процесс между импульсами биологического я и социальными требованиями к активному я в межличностной коммуникации. Благодаря этому диалектическому процессу вырабатываются наиболее адекватные нормы социального обмена, который совершается приличным образом, а я может продолжать свой путь, руководствуясь моралью и сообразуясь с разумом. Сун-цзы настаивает на том, что данный диалектический процесс представляет собой функцию различительного сознания.
Конфуцианцы утверждали собственную этическую систему, выстраивая путь людей через понимание пути неба. В соответствии с конфуцианской моделью сознания, благоволящее сознание воплощает путь людей (организацию общественных отношений). В Десяти крыльях И Цзин прямо говорится об этом: Небо и Земля существуют; все [материальные] вещи существуют. Когда существовали все [материальные] вещи, тогда пришли мужское и женское. От существования мужского и женского произошли муж и жена. От мужа и жены произошли отец и сын. От отца и сына произошли правитель и министр. От правителя и министра произошли вышестоящий и нижестоящий. Когда существовало [различие между] высокопоставленным и низкопоставленным, тогда начал существовать порядок приличный и праведный.
Подобный образ мышления, говоря словами Л. Леви-Брюля, в полном объёме отражает примитивное мышление непостижимого закона отношения реальных предметов к универсальным трансцендентальным формам и идеям, составляющим их сущность [1]. Иными словами, люди предстают в И Цзин одними из сонма вещей во Вселенной. Вселенная состоит из неба и земли, что соответствует ян и инь. Когда возникло мужское и женское, и образовался социум, тогда от их соития родилось второе поколение, обеспечившее основание для выстраивания общественных отношений между отцом и сыном, между сюзереном и вассалами. Поэтому пути неба соответствует организация общественных отношений между я и другими (путь людей). Благоволящее сознание смиряет экспрессивный компонент взаимоотношений и выполняет функцию морального сознания индивида. Оно проявляется при взаимодействиях в различных отношениях. Обращение к благоволящему сознанию пропорционально степени близости при гуаньси (межличностных взаимоотношениях с другими людьми). Наставления по гуаньси прописаны в системе конфуцианской этики – жэнь (благоволение), и (праведность), ли (приличие), и состоят из двух частей: этика мирян и этика учёных.
В конфуцианском понимании, люди, будучи биологическими организмами, от рождения наделены многочисленными желаниями. Людям от рождения присуща любовь к наживе, и, в результате следования ей на практике, множатся раздоры и грабежи, а самоотверженность и служение людям не проявляются; людям от рождения присущи зависть и отвращение, и, в результате следования им на практике, множатся насилие и увечья, а самопожертвования и веры не наблюдается; людям от рождения присущи желания ушей и глаз, рождающие любовь к благозвучию и красоте, и, в результате следования им на практике, множатся похоть и безобразия, а праведности и приличий, ни подобающего им поведения не проявляется. Получается, что до тех пор, пока следуешь человеческой природе и соглашаешься повиноваться чувствам, до тех пор будешь погрязать в раздорах и грабежах, в пренебрежении долгом, неотъемлемым от соб-ственной участи, и не разбирать никаких различий, пребывая в дикости.
По причине прирождённых желаний людей, которые суть биологические организмы, конфуцианцы утверждали, что людям надлежит руководствоваться этической системой жэнь (благоволение), и (праведность), ли (приличие). Среди классических произведений конфуцианцев, отношения между жэнь (благоволение), и (праведность), ли (приличие) в конфуцианской этике лучше всего изображены в “Золотой середине”.


Библиографический список
  1. Hwang K. K. The discontinuity hypothesis of modernity and constructive realism // Hong Kong Journal of Social Sciences, 2000. No. 18. P. 1-32.
  2. Tsai S. S. System of Confucian thoughts. Shanghai: People’s Publisher, 1984.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: