УДК 377.031

УЧЕБНЫЙ КУРС «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫМИ РЕСУРСАМИ» КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МАГИСТРАНТОВ

Лызь Наталья Александровна1, Куповых Жанна Геннадиевна2
1Южный федеральный университет, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности
2Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В статье обоснована важность личностного развития студентов в процессе обучения; показана роль специальной психолого-педагогической дисциплины, актуализирующей личностные механизмы профессионального становления магистрантов; представлены теоретические основы разработки и реализации соответствующего учебного курса; проанализированы результаты оценки его эффективности. Изложенные в статье материалы будут полезны преподавателям высшей школы и руководителям образовательных программ в плане разработки и реализации учебных дисциплин, ориентированных на компетенции самообразования, саморазвития, групповой работы и управленческой деятельности.

Ключевые слова: личностное развитие, магистратура, общекультурные компетенции, учебная дисциплина, цели образования


TRAINING COURSE «PSYCHOLOGY OF PERSONAL RESOURCES MANAGEMENT» AS A MEAN OF GRADUATE STUDENTS PERSONALITY DEVELOPMENT

Lyz Natalia Alexandrovna1, Kupovykh Zhanna Gennadievna2
1Southern Federal University, doctor of education, professor, head of department of psychology and safety of existence
2Southern Federal University, senior lecturer of the department of psychology and safety of existence

Abstract
The article gives a theoretical base for proving the importance of personal development of students in the learning process. Also article shows the role of a special psychological-pedagogical discipline, which actualizes the personal mechanisms of the professional development of undergraduates. Theoretical bases of the development and implementation of the relevant academic discipline are presented. The results of the evaluation of its effectiveness are analyzed. The materials presented in the article will be useful for teachers of higher education and leaders of educational programs in terms of developing and implementing educational disciplines that are oriented to the competence of self-education, self-development, teamwork and management.

Keywords: academic discipline, general cultural competence, goals of education, master course, personal development


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Учебный курс «Психология управления личностными ресурсами» как средство личностного развития магистрантов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23204 (дата обращения: 26.05.2017).

В современной цивилизации важнейшим ресурсом экономического и социального развития становится человек – его ценности, личностные качества, профессиональная компетентность, инновационный потенциал. Согласно исследованиям Global Education Futures, к компетенциям 21-го века отнесены следующие базовые навыки [1]:

– управление концентрацией и вниманием;

– эмпатия и эмоциональный интеллект;

– сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения);

– критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое мышление;

– творческие способности;

– работа в междисциплинарных средах и знание возникающего «всеобщего языка понятий» (в т.ч. системной инженерии и экономики);

– грамотность 21 века: понимание глобальных проблем, навыки управления своим здоровьем, понимание принципов работы общества, умение заботиться об окружающей среде, финансовая грамотность и пр.;

– навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену;

– гибкость и адаптивность;

– способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение жизни;

– ответственность в работе (в т.ч. этика взаимодействия с другими членами общества и рабочая этика человеко-центрированных сервисов).

Важнейшим условием общественного прогресса является инновационный потенциал человека, который понимается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основания для инициации инновационного поведения [2]. Этот ресурс включает: личностные качества (толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность); проектную, коммуникативную, информационную компетенции; витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни) [Там же].

Анализ представлений о профессионале как целевом ориентире высшего образования показал, что в центре должна находиться личность: личность как основа овладения профессиональными компетенциями, требуемыми для качественного выполнения профессиональной деятельности; личность как основа развития инновационного потенциала, компетенций исследовательской и проектной деятельности, мобильности, гибкости и саморазвития, востребованных экономикой будущего; личность как основа реализации главной миссии образования – служить благополучию человека, повышать качество жизни, способствовать творческой самореализации [3]. Именно личность, ее интересы, мотивы, ценности «запускают» механизмы профессионального саморазвития, дающие наиболее ценные с точки зрения инновационной экономики образовательные результаты [4]. В связи с этим личностный аспект подготовки специалиста приобретает важное значение, поскольку «профессиональная деятельность в период глобальных инноваций основана на расширении границ осознания человеком своих возможностей, самостоятельной активности в определении альтернативных и эффективных для конкретной ситуации профессиональных сред и способов самореализации, обретении согласия с самим собой в контексте задач общества» [2, с. 151]. Нацеленность на личностное, субъектное становление профессионала, а именно на развитие ответственности, рефлексивности, целеустремленности, способностей саморегуляции и самоуправления важна и с точки зрения повышения устойчивости человека в нестабильном обществе тотальных информационных и психотехнологий, поскольку позволяет формировать личностное «ядро» и переносить вовнутрь источники и причины активности, что способствует сохранению целостности личности и удержанию направления развития при наличии соблазнов, манипуляций и других «возмущающих воздействий» [5].

В этой связи закономерно особое внимание вуза к личностному развитию студентов, чему должны способствовать технологии обучения, организация образовательного процесса, вся образовательная среда. Полагаем, что для воплощения этих идей может использоваться и специальная психолого-педагогическая учебная дисциплина, позволяющая целенаправленно, концептуально и системно актуализировать личностные механизмы профессионального становления и саморазвития студентов, призванная помочь им в процессах выбора образовательной траектории, профессионального и жизненного самоопределения и саморазвития.

Особую роль такая дисциплина имеет при подготовке магистрантов технических направлений, поскольку, во-первых, второй уровень высшего образования ориентирован на подготовку кадров высокой квалификации, готовых к инновационной и/или управленческой деятельности, во-вторых, в предыдущем обучении и профессиональном становлении не всегда достигается необходимый уровень развития самосознания и субъектных качеств (рефлексивности, целеустремленности, ответственности, саморегуляции и др.) студентов, обучающихся профессиональной деятельности типа «человек–техника» или «человек–знак», оперирующих дегуманизированными моделями и знаковыми системами [6].

Введение гуманитарных курсов в магистерские программы по техническим направлениям подготовки не является распространенным явлением в отечественной образовательной практике. В зарубежной практике психологические дисциплины (аналогичные рассмотренной в данной статье) разрабатываются и пользуются большой популярностью. Представленные в открытом образовательном пространстве дистанционные учебные курсы реализованы в основном на английском языке, что препятствует их широкому распространению в России и не позволяет решать многие задачи личностного развития в силу культурно обусловленной, связанной с языком специфики осознания смыслов и самоопределения. Зарубежные теории, лежащие в основе таких курсов не всегда релевантны российскому менталитету. Они делают акцент на «рецептурных» технологиях (ответах на вопросы «как?» в ущерб вопросам «ради чего?»), внешних признаках (имидже, карьере), в то время как сущностные процессы (понимание себя, осознание ценностей и целей, поиск смыслов профессиональной деятельности и профессионально-личностного развития) остаются вне поля зрения.

Разработанная коллективом кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности под руководством профессора Н.А. Лызь при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина учебная дисциплина «Психология управления личностными ресурсами» предназначена для магистрантов технических направлений подготовки и направлена на познание, использование и развитие студентами собственных личностных ресурсов, на целенаправленную активизацию личностных механизмов профессионального развития, самообразования и саморазвития студентов. Концепция курса основана на результатах современных научных исследований, где профессиональное развитие понимается как активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии [7]. Такое преобразование внутреннего мира в юношеском возрасте осуществляется посредством управления своей учебно-профессиональной деятельностью, управления собственным образованием, управления своей жизнью, управления своим развитием, управления коллективом, управления карьерой. При этом необходимым условием является соблюдение логики: «приобретение опыта – самопознание – самоопределение – саморазвитие».

Целью дисциплины «Психология управления личностными ресурсами» является формирование знаний, развитие умений, интересов, мотивов, служащих основой компетенций самообразования и саморазвития, а также основой готовности магистрантов к групповой работе и управленческой деятельности. Цель достигается через решение следующих задач:

– сформировать целостные представления о личностных ресурсах и факторах, обеспечивающих возможность успешного освоения профессии, эффективную профессиональную деятельность, саморазвитие и самореализацию профессионала;

– расширить представления магистрантов об особенностях системы образования в России, тенденциях ее развития, возможностях построения индивидуальной образовательной траектории и непрерывного самообразования для достижения целей профессионального развития;

– сформировать знания о традиционных и инновационных образовательных технологиях, принципах, формах, методах и средствах обучения;

– сформировать умения анализа и выбора целесообразных форм, методов и средств обучения, умения диагностики образовательных результатов, оценки собственной профессиональной компетентности;

– сформировать целостное представление об эффективных коммуникативных приемах и технологиях в деловом общении сотрудников коллектива, о формах взаимодействия между коллективом разработчиков научно-технического продукта и внешними заинтересованными сторонами (заказчики, соисполнители, потребители, пользователи), о приемах и методах управления групповыми процессами в трудовом / научно-техническом коллективе;

– развить практические навыки ведения эффективной деловой беседы, переговоров, совещаний, навыки использования методов принятия группового решения, технологий решения групповых задач в процессе организации проектных/исследовательских работ;

– способствовать развитию познавательного, творческого потенциала, самостоятельности и ответственности в освоении нового опыта, а также мотивации самосовершенствования;

– способствовать самопознанию, ценностно-смысловому и профессиональному самоопределению магистрантов, выработке собственной стратегии личностно-профессионального саморазвития.

Соотнесение данных целей с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго уровня высшего образования к результатам обучения показывает, что дисциплина вносит вклад в формирование следующих общекультурных компетенций:

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

– готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

– способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

– способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

– способность анализировать и оценивать уровни своих компетенций в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности;

– способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Учебная дисциплина «Психология управления личностными ресурсами» включает два содержательно обособленных модуля «Современное образование и профессиональное развитие» и «Психология делового общения и управление коллективом», каждый из которых состоит из двух разделов.

Модуль 1: «Современное образование и профессиональное развитие»

Раздел 1. Личностные ресурсы профессионального развития. Тенденции развития общества и цели профессионального образования. Образ компетентного специалиста. Единство личностного и профессионального развития специалиста. Этапы, факторы, кризисы и противоречия профессионального становления. Факторы, механизмы и внутренние ресурсы личностно-профессионального саморазвития. Жизненные цели, образование и профессиональная самореализация. Личностные факторы профессионального и жизненного успеха.

Раздел 2. Образование как средство личностно-профессионального развития. Характеристики и тенденции развития высшего образования. Возможности системы образования для личностно-профессионального развития. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности. Роль мотивации и саморегуляции обучающихся в эффективности образования. Проектные, интерактивные, информационные, контекстные, личностно-развивающие образовательные технологии. Образование 1.0, 2.0. и 3.0. Единство образования, самообразования и саморазвития. Развитие когнитивных способностей, образовательной компетентности, креативности и др. качеств. Способы самопознания, самоопределения, саморазвития, проектирования профессионального будущего и планирования карьеры.

Модуль 2: «Психология делового общения и управление коллективом»

Раздел 3. Психология межличностных отношений и делового общения. Специфика межличностных отношений. Общение: цели, средства и содержание. Виды и стили общения. Структура общения. Затрудненное общение, типы коммуникативных барьеров. Вербальная и невербальная коммуникация. Средства и методы психологического воздействия в процессе общения. Технологии эффективной коммуникации. Виды делового общения. Принципы эффективного делового общения в трудовом коллективе. Личностные основы построения партнерских, доверительных, толерантных взаимоотношений.

Раздел 4. Управление трудовым коллективом: организация и принятие решений. Малая группа, коллектив, команда. Социально-психологические характеристики сложившегося трудового коллектива. Психологические явления в трудовом коллективе: групповое мнение, настроение, традиции, нормы и потребности. Групповая сплоченность и генезис группы. Феноменология решения групповой задачи. Управление групповым процессом: лидерство и руководство. Процесс группового функционирования: межличностные отношения и социально-психологический климат. Групповые состояния и групповые эффекты. Создание эффективной профессиональной команды.

Курс разработан, исходя из трудоемкости 5 зачетных единиц, 180 часов (из них 36 – лекции, 54 – практические занятия), однако возможны и другие варианты объема дисциплины. Основное содержание теоретической части курса представлено в учебных пособиях, размещенных в открытом образовательном пространстве в свободном доступе [8, 9, 10].

Концепция курса выдвигает требования к педагогической деятельности, которая должна базироваться как на научных моделях и технологиях, так и на личности самого педагога: его гуманистическом мировоззрении, ценностях саморазвития и самореализации в профессии, личностном и творческом потенциале. Значительная доля авторства преподавателя, разделяющего концептуальные идеи, свободно владеющего содержанием курса и личностно-развивающими технологиями, позволяет сделать студента партнером и соавтором учебного процесса, что способствует достижению предметных и метапредметных результатов дисциплины.

Общие условия разработки и реализации курса:

– отбор содержания, ориентированного на познание, использование и развитие студентами собственных личностных ресурсов в процессе управления своей учебно-профессиональной деятельностью, управления собственным образованием, управления своей жизнью, управления своим развитием, управления коллективом, управления карьерой;

– интеграция при разработке и реализации курса психолого-педагогических научных исследований, практической образовательной и развивающей деятельности;

– использование многообразия и междисциплинарности как ресурса развития: сотрудничество разных преподавателей в реализации курса и оценке результатов, привлечение всех желающих: студентов, аспирантов, преподавателей, молодых сотрудников предприятий к участию в открытых лекциях и презентациях;

– сочетание в рамках учебной дисциплины педагогических и психологических образовательно-развивающих технологий в целенаправленной работе по развитию креативности, мобильности, коммуникативных и лидерских способностей, по поддержке самоопределения, саморазвития и повышению субъективного качества жизни студентов.

Известно, что вне актуализации какого-либо свойства человека невозможно целенаправленное развитие этого свойства. Поэтому важным является личностный характер взаимодействия между преподавателями и студентами.

Характеристика деятельности преподавателя:

– уважение и принятие студента как самоценной личности, носителя уникального индивидуального опыта, субъекта собственного жизненного пути и профессионального развития;

– поддержка активности, автономности, самопознания и самореализации студентов;

– актуализация рефлексивной деятельности студентов, использование элементов личностно-смыслового диалога;

– центрирование предметно-содержательного взаимодействия на субъективном опыте обучающихся, их потребностях, личных и профессиональных интересах;

– использование продуктивных форм совместной деятельности со студентами.

Характеристика деятельности студентов:

– активный поиск, переработка информации, продуктивность познавательной деятельности, самопроизводство знаний;

– личностно значимый и самоуправляемый характер выполняемой студентом деятельности;

– групповая работа и выполнение разных ролей (ученика, учителя, проектировщика, организатора, исполнителя и пр.);

– решение реальных жизненных, профессиональных или квазипрофессиональных задач (контекстный характер обучения);

– высокий уровень самостоятельности студента как в выполнении учебной деятельности, так и в принятии решений относительно того, что изучать, как изучать и какие средства и ресурсы для этого использовать.

– вовлеченность студентов в выполняемую деятельность, возможность проявить и развить свой интеллектуальный, творческий, личностный, деловой потенциал, возможность рефлексировать свое продвижение, лучше узнать себя, найти новые значимые цели личностно-профессионального развития.

Разработанный учебный курс был апробирован в 2015/16 учебном году, откорректирован и реализован в 2016/17 учебном году для 130 магистрантов, обучающихся в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета по направлениям «Прикладная математика и информатика», «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика», «Программная инженерия», «Системный анализ и управление» по всем формам обучения. В реализации дисциплины использовались образовательные и личностно-развивающие технологии с применением проектных, дискуссионных, психодиагностических, игровых, рефлексивных, методов, методов психологического тренинга, моделирования и разбора конкретных ситуаций.

Анализ эффективности курса на этапах разработки и реализации проведен следующими способами:

1) рецензирование разработанных учебно-методических материалов экспертами-преподавателями (критерии: научность, логика, новизна, методическая обоснованность и др.);

2) оценка целей учебной дисциплины и фондов оценочных средств представителями служб по подбору персонала в организациях ИТ-отрасли (критерии: соответствие запросам работодателей);

3) оценка разработанной дисциплины, ее учебно-методического обеспечения и качества документации руководителями магистерских программ и дирекцией Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ (критерии: соответствие образовательным стандартам, требованиям, целям образовательных программ);

4) оценка реализации и результативности учебного курса студентами (критерии: качество преподавания, соответствие содержания занятий и учебных заданий познавательным потребностям, качество учебно-методического обеспечения, результативность освоения курса с точки зрения профессионально-личностного развития, творческой самореализации, удовлетворения потребностей) производилась в период реализации курса в форме свободной обратной связи, после освоения курса – с помощью специально разработанной и апробированной анкеты;

5) анализ преподавателями затруднений студентов и успешности обучения.

Рассматривая студентов как субъектов своего образования, важнейшим показателем результативности курса мы считаем удовлетворенность студентов, их субъективную оценку результатов освоения дисциплины. Известно, что достижение определенных, значимых для человека результатов деятельности, как правило, сопровождается повышением удовлетворенности от процесса ее выполнения. Кроме того, исследования показывают существование обратного эффекта – удовлетворенность деятельностью входит в структуру внутренних ресурсов личности и приводит к повышению ее результативности [11]. Таким образом, оценка студентами результативности курса и их субъективная удовлетворенность обучением может рассматриваться и как составляющая личностного ресурса, и как один из критериев качества образования [12].

Опрос осуществлялся в конце учебного семестра, в нем приняли участие 85 человек. Разработанная анкета включала в себя три блока вопросов, направленных на интегральную оценку удовлетворенности, оценку удовлетворенности процессом, содержанием и результатами курса, оценку возникающих в процессе обучения трудностей. Для ответа на вопросы, предполагающие количественную оценку, предлагалась шкала от 1 до 10 баллов, где 1 балл – совершенно не удовлетворен, 10 баллов – удовлетворен полностью. Результаты показали, что 53 человека (62%) удовлетворены пройденным учебным курсом полностью или почти полностью (9-10 баллов), 28 человек (33%) – удовлетворены в высокой степени (7-8 баллов), 3 человека (4%) – удовлетворены в средней степени (5-6 баллов) и 1 человек (1%) – совершенно не удовлетворен (1 балл). Средний показатель удовлетворенности доступностью и наглядностью предоставляемого учебного материала (презентации, схемы, рисунки) также оказался довольно высоким – 8,9 балла.

Больше всего магистрантам понравилось и запомнилось при изучении данного курса:

– диалогический формат общения между преподавателями и студентами;

– лекционные занятия «с опорой на жизнь», интересные примеры;

– интерактивная организация практических занятий, интересный и полезный материал;

− практическая направленность занятий, деловые игры, тренинги;

− групповые виды работ, опыт работы в команде;

− диагностика личностных качеств на практических занятиях;

– практический опыт по подготовке и реализации публичного выступления, по развитию коммуникативных и личностных качеств и др.

При ответе на вопрос «Что вызвало наибольшие трудности при изучении учебного курса?» треть студентов (34%) указала на отсутствие трудностей при изучении дисциплины. При этом большинство из них отвечали содержательно и развернуто на другие вопросы анкеты, что говорит о том, что курс действительно был для них интересным, и не вызвал особых трудностей. Что касается тех, кто указал наличие трудностей, можно выделить две наиболее крупные группы: 15% студентов столкнулись со сложностью усвоения психологических терминов и понятий, а еще 15% указали собственную лень или нехватку свободного от работы времени. Отметим, что ряд трудностей в той или иной мере связаны с недостаточной сформированностью универсальных компетенций на уровне бакалавриата, что еще раз подтверждает актуальность разработанной дисциплины на уровне магистратуры.

Магистранты полагают, что данный курс в плане личностного и профессионального развития дал им следующее:

− стимул для личностного и профессионального роста;

– понимание важности образования;

– понимание процессов системы высшего образования;

– понимание роли общения в профессиональном взаимодействии;

– пересмотр собственной позиции в трудовом коллективе;

– уверенность в себе;

– самопонимание;

– знания и навыки делового общения, опыт работы в команде.

В целом результаты опроса показывают, что освоение курса приводит к заявленным целям, а именно способствует формированию знаний и умений, служащих основой компетенций самообразования и саморазвития, а также основой готовности магистрантов к групповой работе и управленческой деятельности.

Анализ преподавателями собственного опыта реализации дисциплины показал достаточную удовлетворенность процессом и результатами деятельности и высокий уровень взаимопонимания с магистрантами. Успешность обучения (положительный итоговый результат) показали 93% обучающихся, из них 45% проявили высокую активность. По мнению преподавателей, основные затруднения студентов, не позволившие им освоить и «зачесть» курс, связаны с необходимостью совмещать обучение с трудовой деятельностью и/или с недостаточным уровнем целеустремленности и саморегуляции.

Обобщенные результаты реализации дисциплины показывают целесообразность разработки и внедрения курсов, помогающих студентам более осознанно и эффективно управлять своими ресурсами в процессе образования и профессионального развития.


Библиографический список
  1. Лукша П. В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для 21 века. Москва, 13 сентября 2015 г. [электронный ресурс] http://www.slideshare.net/edu2035/gef-moscow-edcrunch-preparing-for-the-tide (дата обращения: 17.01.2017)
  2. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. – С. 146–151.
  3. Лызь Н.А., Лызь А.Е., Нещадим И.О. Личность профессионала как целевой ориентир высшей технической школы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №3. – С. 47–51.
  4. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. №7. – С. 50–57.
  5. Лызь Н.А., Прима А.К., Лабынцева И.С. Субъектный подход к обеспечению безопасности студентов технического вуза // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 4 (129). – С. 134–140.
  6. Лызь Н.А. Особенности структуры субъектных качеств будущих специалистов ИТ-сферы // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10 (135). – С. 231–236.
  7. Митина Л.М. Психология личностно профессионального развития субъектов образования. М.; СПб., 2014.
  8. Лызь Н.А., Лызь А.Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – 135 с. [в свободном доступе http://pibg.tti.sfedu.ru/?cat=15]
  9. Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 162 с. [в свободном доступе http://pibg.tti.sfedu.ru/?p=636]
  10. Эксакусто Т.В. Основы психологии малых групп и управления коллективом: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – 209 с. [в свободном доступе http://pibg.tti.sfedu.ru/?p=749]
  11. Ульянова Е.А., Маничев С.А. Личностные и контекстные предикторы вовлеченности в работу // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2015. Т. 3. – С. 182–188.
  12. Куповых Ж.Г. Удовлетворенность учебой как личностный ресурс студентов первокурсников // Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. – С. 122–125.


Все статьи автора «Куповых Жанна Геннадиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: