Интенсивность и скорость общественных трансформаций и инноваций в современном мире формирует новые требования к образовательным институтам в целом и к высшему образованию, в частности.
В высшем образовании современной России происходит перестройка традиционного процесса обучения, построенного на процессе передачи – получения знаний от преподавательского состава студентам. Принципы новой, создаваемой системы обучения, строятся на увеличении самостоятельной работы студента и уменьшении количества лекционных часов. При этом студент перестает быть пассивным слушателем и получателем знаний и занимает активную позицию добытчика и генератора личного багажа знаний. Преподаватель, в свою очередь, перестает выполнять доминирующую роль единственного и непререкаемого источника и носителя исключительного знания.
Особое значение в этих условиях для студентов приобретает поиск эффективных приемов и методов получения и генерирования знаний. Важным фактором успешности обучения становится заинтересованность самих студентов в этом процессе.
В связи с этим вызывает интерес складывающиеся стратегия и тактика обучения студентов в новых условиях, как личностный вектор обучения, обусловленный особенностями нового поколения студентов.
В интересах получения социологической информации о сложившихся у российского студенчества особенностях стратегии и тактики обучения, в филиале МЭИ в г. Волжском с 1 по 30 октября 2016 года было проведено исследование на тему «Особенности стратегии и тактики обучения современного студента российского вуза». Одной из задач исследования выступило: получение информации об отношении студентов к различным видам аудиторной работы.
Исследование проводилось методом анонимного анкетирования. В ходе исследования было опрошено 100 человек (размер генеральной совокупности – 399 человек). Объектом исследования выступили студенты направлений бакалавриата 2 – 3 курса дневного отделения. Предметом исследования были определены стратегия и тактика обучения студентов в вузе. Автоматическая обработка полученной социологической информации проводилась с помощью редактора Microsoft Excel.
С целью определения основного мотива обучения у студентов филиала, респондентам было предложено закончить фразу: «Для меня учеба в вузе это…». Ответы респондентов распределились следующим образом: для 36% респондентов учеба это – «необходимый этап на пути к своему профессиональному будущему»; для 28% – «осознанная необходимость»; а для 19% опрошенных учеба – это «сознательный выбор». Кроме того 7% опрошенных ответили, что учеба в вузе для них – это «возможность расширить кругозор», а для 4% «интересное времяпрепровождение». Только 3% опрошенных ответили, что учеба для них «обременительное занятие».
Таким образом полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для подавляющего большинства опрошенных (83%) учеба в вузе серьезный и важный этап в жизни, что является сильным мотивом получения образования. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
В ответах на вопрос: «На ваш взгляд, где в процессе обучения Вы получаете больше полезной информации по дисциплине?» мнения студентов оказались в большинстве своем на стороне «практических занятий», их выбрали 67% опрошенных. Вторыми по популярности оказались лекции и индивидуальные занятия с преподавателями – 14% и 12% соответственно. При этом около 6% опрошенных занимаются самоподготовкой и консультируются с товарищами.
Таким образом сложившаяся практика современных вузов, делающих ставку на лекционные занятия как на основную форму передачи знаний, не учитывает студенческого отношения к этой форме обучения. Можем также предположить, что интерес студентов к практическим занятиям продиктован желанием получит больше практических знаний, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 2.
Диаграмма 2.
В интересах изучения мнения студентов о различных типах лекционных занятий, им был задан вопрос: «Какая форма лекции, на Ваш взгляд, дает наибольший обучающий эффект?». В своих ответах студенты отдали свое предпочтение «активной лекции», ее выбрали 73% опрошенных, «академическая лекция» набрала только 13% выборов респондентов, как и «лекция-презентация» – 14%. Таким образом, студенты предпочитают современные формы лекционных занятий традиционным, классическим, и хотят быть активными участниками процесса обучения. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 3.
Диаграмма 3.
В ответах на вопрос: «Ведете ли Вы конспектирование в ходе лекции?», большинство студентов выбрали вариант ответа «да, всегда» – 49%, на втором по популярности оказался вариант ответа: «когда как, в зависимости от дисциплины и преподавателя» – 28%. 17% опрошенных ведут конспект лекции только если на этом настаиваете преподаватель, еще 6% не пишут конспект потому, что надеются списать его у товарищей. Примечательно, что варианты ответа: «нет, потом лучше почитаю учебник» и «нет, всю информацию дает преподаватель в электронном виде» не выбрал ни один из опрошенных. На наш взгляд, это, с одной стороны, подтверждает растущую тенденцию утраты интереса студентов к учебникам как к источникам получения и повторения знаний; а с другой, – отсутствие в репертуаре преподавателей такой формы организации самостоятельной работы студентов, как выдаваемые в электронном виде конспекты лекций или презентации. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 4.
Диаграмма 4.
С целью выявить причинны пропусков лекционных занятий, респондентам было предложено закончить фразу: «Если я «прогулял» лекцию, то, скорее всего…». Более половины опрошенных в качестве возможной причины назвали болезнь – 57%; у 19% могли найтись «дела поважнее»; 13% ответили, что не пошли потому, что «договорились с товарищами о конспекте». При этом 10% ответили, что «содержание лекции не представляет для меня интереса». В варианте ответа другое, несколько респондентов ответили «я не прогуливаю лекции». Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 5.
Диаграмма 5.
На наш взгляд, представляют интерес ответы на вопрос: «Что вызывает у Вас наибольшее удовлетворение от процесса обучения?». Мнения опрошенных студентов на данный вопрос разделились. Так, для 30% респондентов наибольшее удовлетворение от процесса обучения вызывает «возможность узнать что-то новое»; для 22% это – «стипендия»; почти столько же (19%) – «отличные оценки на зачетах и экзаменах». При этом для 13% процесс обучения связан с возможностью «весело провести время», а для 9% – «пообщаться с друзьями». Такие варианты ответа, как: «каникулы» и «культурно-массовые мероприятия» оказались в опрошенной среде не популярными. Можно отметить, что в ответах мотивы получения знаний соседствуют с мотивами общения со сверстниками и приятного времяпрепровождения, свойственные возрасту. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 6.
Диаграмма 6.
На наш взгляд, полученные данные могут быть полезны для совершенствования процесса обучения в соответствии со сложившимися способами, приемами и практиками обучения студентов. Также результаты исследования могут быть полезны дл преподавательской аудитории, взгляд на процесс обучения которой, не всегда совпадает с объективно сложившимися стратегией и тактикой обучения у современных студентов.
Авторы считают, что проведение подобных исследований может давать объективные данные об изменении отношения к обучению у новых поколений студентов, с учетом специфики их восприятия, мышления, целеполагания и целедостижения.