УДК 316

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКОГО ВУЗА К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ МЭИ В Г. ВОЛЖСКОМ)

Лясина Ирина Юрьевна1, Гурин Роман Викторович2
1ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», филиал в г. Волжском, кандидат социологических наук, доцент кафедры Социально-гуманитарные науки
2ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», филиал в г. Волжском, студент

Аннотация
В данной статье приведен анализ результатов социологического исследования, посвященного изучению стратегических и тактических особенностей обучения, сформировавшихся у современных студентов, в том числе их отношению к различным видам аудиторной работы. Интерес авторов к проблеме продиктован необходимостью качественных изменений в образовательном процессе в современной высшей школе России, учитывающих особенности восприятия и мышления, целеполагания и целедостижения новых поколений студентов.

Ключевые слова: лекционные занятия, образовательная стратегия, практические занятия, респонденты, социологическое исследование, студенты


RELATION OF MODERN STUDENTS OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO DIFFERENT TYPES OF CLASSROOM WORK (BY RESULTS OF A SOCIOLOGICAL RESEARCH IN MEI BRANCH IN VOLZHSK)

lyasina Irina Yurievna1, Gurin Roman Viktorovich2
1Moscow Power Engineering Institute, Branch in Volzhsky, PhD in Social Science, associate Professor in the Department of Humanities and Social science
2Moscow Power Engineering Institute, Branch in Volzhsky, student

Abstract
The analysis of results of the social research devoted to studying of the strategic and tactical features of training created at modern students including their relation to different types of classroom work is provided in this article. Interest of authors in a problem is dictated by need of the high-quality changes in educational process for the modern higher school of Russia considering features of perception and thinking, a definition of the purpose and a achievement of the goal of new generations of students.

Keywords: educational strategy, lecture occupations, practical training, respondents, sociological research, students


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Лясина И.Ю., Гурин Р.В. Отношение современных студентов российского вуза к различным видам аудиторной работы (по результатам социологического исследования в филиале МЭИ в г. Волжском) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23125 (дата обращения: 27.03.2017).

Интенсивность и скорость общественных трансформаций и инноваций в современном мире формирует новые требования к образовательным институтам в целом и к высшему образованию, в частности.

В высшем образовании современной России происходит перестройка традиционного процесса обучения, построенного на процессе передачи – получения знаний от преподавательского состава студентам. Принципы новой, создаваемой системы обучения, строятся на увеличении самостоятельной работы студента и уменьшении количества лекционных часов. При этом студент перестает быть пассивным слушателем и получателем знаний и занимает активную позицию добытчика и генератора личного багажа знаний. Преподаватель, в свою очередь, перестает выполнять доминирующую роль единственного и непререкаемого источника и носителя исключительного знания.

Особое значение в этих условиях для студентов приобретает поиск эффективных приемов и методов получения и генерирования знаний. Важным фактором успешности обучения становится заинтересованность самих студентов в этом процессе.

В связи с этим вызывает интерес складывающиеся стратегия и тактика обучения студентов в новых условиях, как личностный вектор обучения, обусловленный особенностями нового поколения студентов.

В интересах получения социологической информации о сложившихся у российского студенчества особенностях стратегии и тактики обучения, в филиале МЭИ в г. Волжском с 1 по 30 октября 2016 года было проведено исследование на тему «Особенности стратегии и тактики обучения современного студента российского вуза». Одной из задач исследования выступило: получение информации об отношении студентов к различным видам аудиторной работы.

Исследование проводилось методом анонимного анкетирования. В ходе исследования было опрошено 100 человек (размер генеральной совокупности – 399 человек). Объектом исследования выступили студенты  направлений бакалавриата  2 – 3  курса дневного отделения. Предметом исследования были определены стратегия и тактика обучения студентов в вузе. Автоматическая обработка полученной социологической информации проводилась с помощью редактора Microsoft Excel.

С целью определения основного мотива обучения у студентов филиала, респондентам было предложено закончить фразу: «Для меня учеба в вузе это…». Ответы респондентов распределились следующим образом: для  36% респондентов учеба это – «необходимый этап на пути к своему профессиональному будущему»; для 28% – «осознанная необходимость»; а для 19% опрошенных учеба – это «сознательный выбор». Кроме того 7% опрошенных ответили, что учеба в вузе для них – это «возможность расширить кругозор», а для 4% «интересное времяпрепровождение». Только 3% опрошенных ответили, что учеба для них «обременительное занятие».

Таким образом полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для подавляющего большинства опрошенных (83%) учеба в вузе серьезный и важный этап в жизни, что является сильным мотивом получения образования. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

В ответах на вопрос: «На ваш взгляд, где в процессе обучения Вы получаете больше полезной информации по дисциплине?» мнения студентов оказались в большинстве своем на стороне «практических занятий», их выбрали 67% опрошенных. Вторыми по популярности оказались лекции и индивидуальные занятия с преподавателями – 14% и 12% соответственно. При этом около 6% опрошенных занимаются самоподготовкой и консультируются с товарищами.

Таким образом сложившаяся практика современных вузов, делающих ставку на лекционные занятия как на основную форму передачи знаний, не учитывает студенческого отношения к этой форме обучения. Можем также предположить, что интерес студентов к практическим занятиям продиктован желанием получит больше практических знаний, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 2.

Диаграмма 2.

В интересах изучения мнения студентов о различных типах лекционных занятий, им был задан вопрос: «Какая форма лекции, на Ваш взгляд, дает наибольший обучающий эффект?». В своих ответах студенты отдали свое предпочтение «активной лекции», ее выбрали 73% опрошенных, «академическая лекция» набрала только 13% выборов респондентов, как и «лекция-презентация» – 14%. Таким образом, студенты предпочитают современные формы лекционных занятий традиционным, классическим, и хотят быть активными участниками процесса обучения. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 3.

Диаграмма 3.

В ответах на вопрос: «Ведете ли Вы конспектирование в ходе лекции?», большинство студентов выбрали вариант ответа «да, всегда» – 49%, на втором по популярности оказался вариант ответа: «когда как, в зависимости от дисциплины и преподавателя» – 28%. 17% опрошенных ведут конспект лекции только если на этом настаиваете преподаватель, еще 6% не пишут конспект потому, что надеются списать его у товарищей. Примечательно, что варианты ответа: «нет, потом лучше почитаю учебник» и «нет, всю информацию дает преподаватель в электронном виде» не выбрал ни один из опрошенных. На наш взгляд, это, с одной стороны, подтверждает растущую тенденцию утраты интереса студентов к учебникам как к источникам получения и повторения знаний; а с другой, – отсутствие в репертуаре преподавателей такой формы организации самостоятельной работы студентов, как выдаваемые в электронном виде конспекты лекций или презентации.  Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 4.

Диаграмма 4.

  С целью выявить причинны пропусков лекционных занятий, респондентам было предложено закончить фразу: «Если я «прогулял» лекцию, то, скорее всего…». Более половины опрошенных в качестве возможной причины назвали болезнь – 57%; у 19% могли найтись «дела поважнее»; 13% ответили, что не пошли потому, что «договорились с товарищами о конспекте». При этом 10% ответили, что «содержание лекции не представляет для меня интереса». В варианте ответа другое, несколько респондентов ответили «я не прогуливаю лекции». Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 5.

Диаграмма 5.

На наш взгляд, представляют интерес ответы на вопрос: «Что вызывает у Вас наибольшее удовлетворение от процесса обучения?». Мнения опрошенных студентов на данный вопрос разделились. Так,  для 30% респондентов наибольшее удовлетворение от процесса обучения вызывает «возможность узнать что-то новое»; для 22% это – «стипендия»; почти столько же (19%) – «отличные оценки на зачетах и экзаменах». При этом для 13% процесс обучения связан с возможностью «весело провести время», а для 9% – «пообщаться с друзьями». Такие варианты ответа, как: «каникулы» и «культурно-массовые мероприятия» оказались в опрошенной среде не популярными. Можно отметить, что в ответах мотивы получения знаний соседствуют с мотивами общения со сверстниками и приятного времяпрепровождения, свойственные возрасту. Распределение ответов респондентов представлено на диаграмме 6.

Диаграмма 6.

На наш взгляд, полученные данные могут быть полезны для совершенствования процесса обучения в соответствии со сложившимися способами, приемами и практиками обучения студентов. Также результаты исследования могут быть полезны дл преподавательской аудитории, взгляд на процесс обучения которой, не всегда совпадает с объективно сложившимися стратегией и тактикой обучения у современных студентов.

Авторы считают, что проведение подобных исследований может давать объективные данные об изменении отношения к обучению у новых поколений студентов, с учетом специфики их восприятия, мышления, целеполагания и целедостижения.



Все статьи автора «Лясина Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация