ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Иванченко Валентина Николаевна1, Плотникова Елена Сергеевна2
1ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», к.п.н., доцент кафедры психологии
2ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», старший преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье представлен теоретический анализ проблемы самоопределения в психологии с позиции отечественных и зарубежных ученых.

Ключевые слова: личностное самоопределение, личность, самоопределение, самосознание


THE PROBLEM OF SELF-DETERMINATION WITHIN THE FRAMEWORK OF DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY

Ivanchenko Valentina Nikolaevna1, Plotnikova Elena Sergeevna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD, Associate Professor Department of Psychology
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Senior lecturer Department of Psychology

Abstract
The article presents a theoretical analysis of the problem of self-determination in psychology from the position of domestic and foreign scientists.

Keywords: personal self-determination, personality, self-awareness, self-identity


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Иванченко В.Н., Плотникова Е.С. Проблема самоопределения в рамках отечественной и зарубежной психологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/23124 (дата обращения: 21.02.2024).

Самоопределение личности в современной психологии понимается как форма включения человека в общество, способность осознавать себя, свои интересы, определить свое место в жизни и обществе, начать существовать

Концепция самоопределения широко отражена в трудах отечественных ученых, согласно которой, человек рассматривается как двойственное духовно-материальное существо. Н.А. Бердяев относил человека к двум мирам – миру природы и миру духа [2]. При этом главной характеристикой человеческого существования он считал неразрешимое противоречие между временностью его бытия и принадлежности к бесконечности.

С.Л. Франк придерживался аналогичного мнения, но отмечал не только наличие противоречия, но и необходимую связь между ними: духовное, бесконечное бытие является основанием телесного, временного и его осмысляющим основанием [6].

М.М. Бахтин рассматривает две идеи в рамках данного противоречия: первая – о том, что субъективная целостность личности является ее смысловой целостностью. Вторая идея состоит в том, что для человека пространство и время являются средством реализации его смысловой организации. Данная реализация полностью зависит от самой личности. Таким образом, становление человека обретает форму определения себя в мире – самоопределение, одной из главных характеристик которого является его ориентированность в будущее [3].

На сегодняшний день, личностное самоопределение рассматривается в психологии как определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериям становления личности и дальнейшая самореализация на основе этих критериев. Выделяют личностное, социальное, профессиональное и другие виды самоопределения. Эти виды рассматриваются как находящиеся в постоянном взаимодействии: они могут предшествовать одно другому (например, личностное самоопределение чаще предшествует и способствует профессиональному), или они протекают одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

М. Гинзбург, Э. Эриксон и др. рассматривают личностное самоопределение как предшествующую категорию, которая определяет все другие виды самоопределения: профессиональное, гражданское, нравственное, ролевое, ценностное и т.п. Отправным пунктом является понимание личностного самоопределения как результата социального развития личности.

М. Гинзбург, рассматривая самоопределение в юношеском возрасте, вывел следующие положения:

- личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и является активным определению позиции человека относительно социально значимых ценностей;

- в этом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным и определяет развитие всех других типов самоопределения;

- особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения;

- на основе особенностей социального самоопределения у старшеклассника вырабатываются требования и ожидания к определенной профессии, осуществляется профессиональное самоопределение;

- самоопределение в старшем школьном возрасте тесно связано с представлениями о своем будущем;

- личностное самоопределение неразрывно связано с переструктурированием мотивационной сферы в юности [4].

Э. Эриксон рассматривает процесс самоопределения как формирование идентичности личности. Основными состояниями формирования идентичности являются обусловленность, диффузия, мораторий и достижение идентичности, которые определяются с учетом двух факторов: принятие самостоятельных решений (кризис идентичности) и наличие обязательств, согласно сделанному выбору системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.

Важным компонентом самоопределения является наличие ценностей, которые играют главную роль в процессе формирования личности, укрепляя ее единство и самотождество. Функцией смысловых образований, по мнению Б.В. Зейгарник и Б.С. Братуся, является создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной смысловой стороны [5]. Ценности в психологии определяются как обобщенные представления общества о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и отражающие смысл культуры эпохи. Таким образом, ценности выступают как ориентиры, с которыми люди соотносят свои действия в процессе самоопределения.

По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, самоопределение выступает детерминантой саморазвития человека. Более развернуто в современной психологии изучается самоопределение в юношеском возрасте, которое чаще всего сводится к исследованию профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Э. Штейнмец и др).

По мнению многих ученых (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Д.А. Леонтьев), изучать человека как субъекта самоопределения необходимо в контексте реального общения и его жизнедеятельности, принимая тот факт, что самоопределение нужно рассматривать как динамическое образование. Основными характеристиками личностного самоопределения являются: принадлежность  субъекту, процессуальность, сознательность, самостоятельность.

Самоопределение как «поиск себя» в процессе разрешения внутренних противоречий, конфликтов, жизненных проблем и трудностей, рассматривается представлениями К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, Ф.Е. Василюка, А.С. Осницкого, С.Л. Рубинштейна. Самоопределение как выход из проблемной ситуации связано с представлениями о детерминации ситуационными факторами поведения человека (осмысленностью жизни) [1].

Процессуальная сторона самоопределения включает в себя три уровня: когнитивный, поведенческий и регулятивный.

Когнитивный уровень раскрывает внутренний план самоопределения, процесс мысленного поиска человеком себя и своей позиции в различных ситуациях, порождаемых обстоятельствами жизни или конструируемых самим субъектом.

Поведенческий уровень самоопределения – это реально наблюдаемые действия субъекта самоопределения.

Регулятивный уровень организует управление когнитивного и поведенческого уровней. Нормы и ценности относятся к механизмам регуляции социального поведения. Главным регулятором для человека является система его представлений о самом себе, зафиксированная в образе «Я» (И. Кон, А.Н. Леонтьев).

Одна из попыток построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым. Самоопределившейся личностью является субъект, осознавший свои устремления (цели, планы, идеалы), свои физические и личностные качества, возможности, а также требования общества Центральными компонентами данной характеристики являются самостоятельность в постановке целей, учет общественных и собственных потребностей и возможностей. Основным психологическим механизмом самоопределения личности, по мнению авторов, выступает соотнесение своих желаний и возможностей с требованиями общества

Таким образом, самоопределение личности – это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых человеком критериям становления личности, а также дальнейшая реализация на основе этих критериев; это уровень ценностно-смысловой детерминации, область смыслов и ценностей есть та область, в которой происходит взаимодействие личности и общества. Главными структурными элементами самоопределения выступают осмысленность себя, своей жизни и потенциала, самоуправление, ценностно-смысловой компонент, ориентация во времени (способность жить настоящим).


Библиографический список
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт филос. автобиографии / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 120 с.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
  4. Дергачева О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Дейси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103-121.
  5. Зейгарник Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М.: Прогресс, 1980. – 256 с.
  6. Иванченко В.Н. Проблемы профессиональной адаптации студентов обучающихся по заочной форме в высших учебных заведениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №12-3. –С. 163-166.


Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: