УДК 070(091)

РЕЦЕНЗИЯ НА: РОГОВ Д.И. ГАБСБУРГСКАЯ МОНАРХИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ И ВОЕННОЙ ПРОПАГАНДЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 1914–1918 ГГ.: ДИС. … КАНД. ИСТ. НАУК: 07.00.03. ТАМБОВ, 2015. 252 С.

Фролов Василий Владимирович
Псковский государственный университет
доцент кафедры связей с общественностью и журналистики, кандидат исторических наук

Аннотация
В статье анализируется диссертация кандидата исторических наук Д.И. Рогова «Габсбургская монархия в общественном мнении и военной пропаганде Великобритании в 1914–1918 гг.». Рассмотрены структура и логика построения работы, обоснованность выводов, определены достоинства диссертационного исследования и его спорные моменты. Уделено внимание инструментам пропаганды, которые применяла Великобритания против Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны.

Ключевые слова: Австро-Венгрия, Великобритания, масс-медиа, общественное мнение, пропаганда, Рогов Д. И., средства массовой информации


BOOK REVIEW: ROGOV D.I. HABSBURG MONARCHY IN THE PUBLIC OPINION AND MILITARY PROPAGANDA OF GREAT BRITAIN IN 1914–1918: DIS. ... CAND. EAST. SCIENCES: 07.00.03. TAMBOV, 2015. 252 P.

Frolov Vasiliy Vladimirovich
Pskov State University
Associate Professor of the Department of Public Relations and Journalism, PhD in Historical Sciences

Abstract
In the article the dissertation of the candidate of historical sciences D. I. Rogov «Habsburg monarchy in the public opinion and military propaganda of Great Britain in 1914–1918» is analyzed. The structure and logic of the construction of the work, the validity of the conclusions, the merits of the dissertation research and its controversial points are examined. Attention is paid to the propaganda tools used by Great Britain against Austria-Hungary during the First World War.
The author of the review reports that the analyzed work of D. I. Rogov consists of an introduction, three chapters, a conclusion, a list of sources and literature used an appendix (13 statistical tables). The author of this publication notes that in this thesis the features of creating an enemy image are considered in the example of Austria-Hungary in the minds of subjects of the British Crown and other European countries. He also reports that much of the work is devoted to examining the process of evolution of the propaganda activities of the UK’s main print information bulletin, the newspaper The Times, in relation to Austria-Hungary.
At the end of his review the author comes to the conclusion that D. I. Rogov’s thesis research «The Habsburg Monarchy in Public Opinion and Military Propaganda of Great Britain in 1914–1918» contributed to the creation of an integral picture of the propaganda activity of Great Britain towards Austria-Hungary, the role of English anti-Austrian propaganda in the destruction of the Habsburgs Empire.

Keywords: Austro-Hungary, Great Britain, public opinion


Рубрика: Журналистика

Библиографическая ссылка на статью:
Фролов В.В. Рецензия на: Рогов Д.И. Габсбургская монархия в общественном мнении и военной пропаганде Великобритании в 1914–1918 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03. Тамбов, 2015. 252 с. // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22745 (дата обращения: 27.05.2017).

Психологическое (информационно-психологическое) воздействие на противника – один из эффективнейших и важнейших инструментов информационной войны. На ранних этапах развития человечества такое воздействие являло собой, в первую очередь, демонстрацию силы и внушение страха потенциальному и реальному противнику. Самая примитивная форма психологического воздействия – воинственные крики первобытных людей, с течением временем превратилась в его современную форму – военную пропаганду.

Первая мировая война стала поворотным пунктом в развитии теории и практики пропаганды, так как именно между участниками данного глобального вооруженного столкновения разгорелась первое по-настоящему масштабное информационное противоборство на нашей планете. В связи с этим неудивительно, что уже на начальном этапе Первой мировой войны правительства воюющих стран особое внимание уделили созданию специальных органов (структур) для оказания информационно-психологического воздействия на армии и население противника, а также на общественное мнение в нейтральных государствах и внутри своих стран. Первый такой институт информационного воздействия был создан в Великобритании. В 1914 г. при Министерстве иностранных дел Британской империи было учреждено Бюро военной пропаганды во главе с Ч. Мастерманом, которое в дальнейшем было преобразовано в Управление военной пропаганды. В составе данного управления функционировали Министерство информации, проводившее информационные войны за пределами Великобритании, и Национальный комитет по целям войны, занимавшийся агитационной работой внутри империи. Печатная продукция Управления военной пропаганды распространялась в несколько миллионов экземпляров на территории Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и нейтральных странах.

Изучению деятельности пропагандистских организаций в мире и России в последнее время уделяется особое внимание. Особый интерес у исследователей как раз вызывает период Первой мировой войны. Только за последние пять лет по данной проблеме отечественными учёными были написаны такие значимые научные труды, как «Пропаганда на русском фронте в годы Первой мировой войны» (2012) [2], «Образы Германии и Австро-Венгрии в российской прессе накануне Первой мировой войны, 1912–1914 гг. (по материалам либеральной и консервативной печати)» (2014) [3], «Пропаганда и цензура в журналистике США в годы Первой мировой войны: от нейтралитета к патриотизму» (2014) [6], «Русская военная пропаганда в США в годы Первой мировой войны» (2014) [8], «Пленные россияне в информационной политике России в 1914–1917 гг.: внутриполитические и внешнеполитические аспекты» (2015) [1], «Австро-Венгрия, Турция и Болгария в зеркале отечественной печати накануне и в начале Первой мировой войны» (2015) [7]. К числу таких трудов следует отнести и диссертационную работу Д. И. Рогова «Габсбургская монархия в общественном мнении и военной пропаганде Великобритании в 1914–1918 гг.» (2015) [9].

В исследовании Д. И. Рогова рассматриваются и анализируются  особенности влияния британской пропаганды на распад Австро-Венгрии и формирование образа Габсбургской монархии у населения самой Великобритании в период Первой мировой войны.

Работа Д. И. Рогова состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения (13 статистических таблиц).

Во введении автор обосновывает актуальность и новизну своего исследования, детально рассматривает историографию вопроса и делает тщательный анализ источников, на основе которых он писал свою работу.

Особого внимания заслуживает источниковая база диссертационного исследования Д. И. Рогова. При его написании автор использовал следующие группы источников: 1) материалы периодической печати (ведущих центральных британских газет: «The Times», «The Daily Mirror», «The Daily Herald», «The Guardian» и провинциальной прессы: «The Birmingham Daily Mail», «The Manchester Evening News»); 2) опубликованные архивные материалы (в первую очередь, брошюры); 3) источники личного характера (мемуары, дневники, письма английских политиков, военачальников и простых солдат); 4) международные договоры, заключенные накануне и в годы Первой мировой войны.

Изложение материала в работе строится по хронологическому принципу. Д. И. Рогов детально рассматривает особенности создания образа врага на примере Австро-Венгрии в умах подданных британской короны и других европейских стран. Значительная часть диссертации посвящена рассмотрению процесса эволюции пропагандистской деятельности главного печатного информационного рупора Великобритании – газеты «The Times» по отношению к Австро-Венгрии.

Первая глава содержит описание образа Австро-Венгерской империи, сложившегося в восприятии подданных британской короны, анализ основных направлений английской пропаганды против Габсбургской монархии в 1914 г. В ней Д. И. Рогов высказывает мысль о том, что в британских политических кругах отношение непосредственно к Австро-Венгрии было двояким: «С одной стороны, она была союзником Германии и проводником ее политики в Юго-Восточной Европе, с другой стороны, никто не видел в ней врага» (с. 43). Автор справедливо замечает, что антиавстрийская пропаганда, которая велась Великобританией, была достаточно аморфной и противоречивой в первые месяцы войны. Никакой четкой пропаганды в отношении дуалистической монархии в первые месяцы войны не велось, а пропаганда «The Times» была нецеленаправленной и местами противоречивой. Особый интерес в этой главе вызывает сформулированная Д. И. Роговым классификация основных направлений британской пропаганды против Австро-Венгрии на начальном этапе войны. При этом нельзя не отметить того, что в данном разделе работы автор не уделяет внимания пропагандисткой деятельности таких влиятельных английских газет, как «The Daily Mirror», «The Guardian» и «The Daily Herald». Всё внимание он сосредотачивает на «The Times». Несколько смущает и то обстоятельство, что в конце главы отсутствует обобщающий вывод, выявляющий тенденции и закономерности, рассматриваемые в данном разделе.

Во второй главе Д. И. Рогов продолжает рассматривать и анализировать особенности формируемого британской пропагандой образа Австро-Венгрии в 1915–1917 гг. Автор справедливо отмечает, что Габсбургская монархия рассматривалась британскими пропагандистами, прежде всего, в контексте германского влияния в Европе, как государство, зависимое от Берлина. Именно Австро-Венгрия открывала путь Вильгельму II на восток, приближая Германскую империю к Египту и Индии. Следовательно, разрушение империи Габсбургов и создание на её территории новых независимых, враждебных Берлину государств воспринималось в умах британской элиты как залог безопасности их империи (с. 114). Именно в этом разделе своего исследования Д. И. Рогов приходит к выводу, что расширение количества союзников, которым были обещаны австрийские территории, и отсутствие какой-либо детальной концепции послевоенного переустройства Европы в противовес принципу национального самоопределения способствовало более активному сближению правительства Великобритании с антиавстрийскими кругами. Автор справедливо акцентирует внимание на одной из основных черт информационной войны – выставлении заведомо ложной информации в качестве объективного факта и насаждении данного стереотипа простому народу (обществу) через массированную пропаганду при помощи СМИ (например, тиражирование образа И. Тисы в качестве главного виновника войны). Согласиться же с выводом Д. И. Рогова о том, что «у англичан не сложилось восприятия Австро-Венгрии как врага» (с. 146), было бы не совсем верно. Этот образ был просто дифференцированным и не отвечал традиционным канонам. В сознании подавляющего числа британцев империя Габсбургсков – агрессор, нарушитель международного права, «младший брат» Германии – главного врага Великобритании.

В третьей главе автор исследует изменение отношения правящей элиты Британии к Австро-Венгрии под воздействием ситуации на фронте, революции в России и ряда других чуть менее значимых внешнеполитических факторов. Д. И. Рогов уделяет особое внимание процессу завершения формирования британской пропагандисткой машины: созданию Управления по пропаганде в неприятельских странах (известному также как Crew House – авт.). Достаточно ценным информационными источниками о деятельности данного управления являются монографии С. Кэмпбелла «Тайны Дома Крю. Английская пропаганда в Мировую войну 1914–1918 гг.» [4] и Г. Ласвеля «Техника пропаганды в Мировой войне» [5], к материалам которых автор диссертации неоднократно обращается в этом разделе своего научного труда. Д. И. Рогов также справедливо замечает, что, несмотря на то, что наиболее удобной целью для пропаганды была объявлена Австро-Венгрия, основным противником в войне оставалась Германия, а проблема разрушения Габсбургской монархии связывалась с ослаблением Германии (с. 161). Автор приходит к выводу, что Великобритания в 1918 г. усиливает пропагандистское воздействие на Австро-Венгрию во многом из-за действий своего главного союзника – Франции, которая часто оказывалась быстрее в признании тех или иных национальных образований (например, организаций эмигрантов, чехословацкой армии и др.). Таким образом, действия основного союзника в Европе заставляли Лондон быстрее идти на признание независимости народов Габсбургской монархии, хотя бы ради того, чтобы не терять авторитет в глазах эмигрантов и населения Австро-Венгрии (с. 196). Нельзя не отметить и того факта, что в данной главе Д. И. Рогов уделяет внимание пропагандисткой деятельности не только «The Times», но и такой влиятельной английской газеты, как «The Daily Mirror». При этом в третьем разделе диссертации нас несколько смущает тезис о том, что «пропагандисты одержали победу над правительством, заставив его принять необходимую им позицию по отношению к Австро-Венгрии» (с. 173). Правительство одного из самых могущественных государств мира начала XX в. в первую очередь ориентировалось на рациональные принципы при формировании своего внешнеполитического курса, а не на пропагандистские действия СМИ.

В разделе «Заключение» Д. И. Рогов формулирует итоговые результаты своей исследовательской деятельности. Выводы автора позволяют лучше представить не только динамику трансформации образа Габсбургской монархии в общественном мнении Британской империи, но и уточнить особенности функционирования инструментов и механизмов пропагандистской войны Лондона против главного союзника Берлина в Первой мировой войне.

Не удивительно, что в столь масштабном по объему и содержанию труде встречаются неточности и спорные моменты. Большую часть таких «моментов» мы обозначили выше. Отдельно же хотелось остановиться на утверждении (выводе) Д. И. Рогова о том, что в правительстве Великобритании «возможность уничтожения Австро-Венгрии не рассматривалась» (с. 108), сделанном автором в результате анализа меморандума Р. Пейджета и У. Тиррелла[1]. В силу того обстоятельства, что Габсбургская монархия была многонациональным образование, переживавшим в начале XX в. период своего упадка, трудно поверить в тот факт, что британское правительство не рассматривало вероятность «смерти» двуединой монархи. В данном случае, наверное, правильнее будет говорить о том, что правительство Великобритании не приняло к действию возможный сценарий (сценарии) уничтожения Австро-Венгрии как единого государства.

Неточности и спорные моменты, обнаруженные нами в диссертации, ни в коей мере не снижают её ценности. Содержащиеся в работе факты, оценки и выводы могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории Первой мировой войны, информационных войн, а также при разработке лекционных курсов по Новой истории, спецкурсов, связанных с историей военной пропаганды.

Завершая рецензию, следует отметить, что диссертационное исследование Д. И. Рогова «Габсбургская монархия в общественном мнении и военной пропаганде Великобритании в 1914–1918 гг.» способствовало созданию целостной картины пропагандисткой деятельности Великобритании в отношении Австро-Венгрии, а также уточнению роли английской антиавстрийской пропаганды в деле разрушения империи Габсбургсков. Остаётся только надеется, что вскоре мы сможем познакомиться с новыми монографическими и диссертационными исследованиями, посвященными деятельности пропагандистских организаций других великих держав Европы в период Первой мировой войны.


[1] Р. Пейджет и У. Тиррелл – сотрудники Министерства иностранных дел в период Первой мировой войны.


Библиографический список
  1. Абдрашитов Э. Е. Пленные россияне в информационной политике России в 1914–1917 гг.: внутриполитические и внешнеполитические аспекты: дис. … док. наук: 07.00.02. Ставрополь, 2015. 605 с.
  2. Асташов А. Б. Пропаганда на русском фронте в годы Первой мировой войны. М.: Спецкнига, 2012.
  3. Котов Б. С. Образы Германии и Австро-Венгрии в российской прессе накануне Первой мировой войны, 1912–1914 гг. (по материалам либеральной и консервативной печати): дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. Москва, 2014. 713 с.
  4. Кэмпбелл С. Тайны Дома Крю. Английская пропаганда в Мировую войну 1914–1918 гг. М.–Л.: Госиздат, 1928.
  5. Ласвель Г. Техника пропаганды в Мировой войне. М.–Л.: Госиздат, 1929.
  6. Малаховский А. К. Пропаганда и цензура в журналистике США в годы Первой мировой войны: от нейтралитета к патриотизму // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. № 2. С. 116–123.
  7. Назарова Т. П. Австро-Венгрия, Турция и Болгария в зеркале отечественной печати накануне и в начале Первой мировой войны // Научные исследования: от теории к практике: материалы VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 5 (6). С. 47–49.
  8. Объедков И. В. Русская военная пропаганда в США в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 2014. № 6. С. 105–113.
  9. Рогов Д. И. Габсбургская монархия в общественном мнении и военной пропаганде Великобритании в 1914–1918 гг.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. Тамбов, 2015. 252 с.


Все статьи автора «Фролов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: