ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Косыгина Ксения Евгеньевна
Институт социально – экономического развития территорий РАН
аспирант

Аннотация
В статье представлен краткий анализ развития некоммерческого сектора в России. Отдельное внимание уделяется нововведениям последних лет, касающихся социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СО НКО) - исполнителей общественно полезных услуг.

Ключевые слова: некоммерческие организации, некоммерческий сектор, НКО, СО НКО, социально ориентированные некоммерческие организации


TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN NONPROFIT SECTOR IN MODERN CONDITIONS

Kosygina Ksenia Evgenevna
Institute of Socio – Economic Development of Territories of RAS
postgraduate student

Abstract
The article presents a brief analysis of the development of the nonprofit sector in Russia. Special attention is paid to the innovations recent years relating to socially oriented nonprofit organizations (hereinafter, NPOs) implementing the public utility services.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Косыгина К.Е. Тенденции развития российского некоммерческого сектора в современных условиях // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22339 (дата обращения: 21.02.2024).

В современных условиях некоммерческий сектор является важнейшим элементом гражданского общества и представляет собой особый, публичный сектор рыночной экономики, включающий в себя различные некоммерческие организации и общественные объединения. Их усилия направлены на решение социально значимых проблем в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения. Главным критерием, характеризующим организации некоммерческого сектора является, отсутствие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли. Такие организации способны проводить предпринимательскую деятельность только в том случае, если они служат достижению целей, ради которых созданы [1].

Некоммерческие структуры предлагают и внедряют новые инновационные методы и формы работы с населением, направленные на создание общественных благ и удовлетворение потребностей. В последнее время сильно изменились условия и подходы к организации некоммерческого сектора в регионах. Много нового появилось в законодательстве о некоммерческих организациях. Федеральная власть отдает предпочтение организациям, оказывающим социальные услуги населению.  Правительством РФ утверждена «дорожная карта» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» [2].

Увеличивается грантовая поддержка. С 2016 года действует специализированный грантооператор для сельских территорий и малых городов -. Фонд поддержки гражданской активности «Перспектива» [3].

В 20 регионах созданы ресурсные центры для НКО [4]. Ресурсные центры выступают важным механизмом организации кооперации в некоммерческом секторе. Открыт доступ СО НКО к бюджетным средствам. Все эти шаги повышают устойчивость деятельности НКО. Вместе с тем, следует отметить, что эти меры пока не затронули огромное количество инициативных групп без образования юридического лица и отдельных активистов. И это одна из задач ближайшего будущего.

Развитие происходит в условиях острого финансового дефицита и низкого уровня материальной базы. Как демонстрируют исследования, большинство объединений граждан не обладают необходимыми ресурсами: лишь менее 20% НКО хватает средств на осуществление своих программ; столько же балансируют на грани выживания. Во многом в связи с этим большая часть юридически зарегистрированных некоммерческих организаций прекращают свою деятельность, формально продолжая числиться в реестре Министерства юстиции [5].

Начался процесс приватизации социальной сферы, после того как было принято решение о допуске СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на социальные нужды. Некоторые бюджетные учреждения стали переходить в организационно-правовую форму СО НКО. По данным мониторинга, проведенного Министерством труда и социальной защиты России в июле 2015 года Башкирия занимает первое место в России по включению СО НКО в реестр поставщиков социальных услуг [6]. Важно отметить, что все организации активно работают и получают возмещение произведенных затрат из республиканского бюджета. Вопрос решили перерегистрацией бюджетных учреждений в СО НКО. Полностью сохранили профессиональный персонал и материальную базу. При этом сэкономили 100 млн. рублей за счет сокращения управленческих расходов. Организации ушли в свободное плавание, начали оказывать дополнительные услуги, которые не входили в прежний перечень. Это принесло дополнительные доходы.

Второй путь, отличный от башкирского, – это «выращивание» дееспособных СО НКО из действующих общественных организаций. Проблемы: квалифицированный персонал, помещения, оборудование, способность составить конкуренцию работающим бюджетным учреждениям. Если большинство регионов отдадут приоритет второму варианту, то потребуется мощная государственная поддержка: консультационная, информационная, образовательная, имущественная, включая выделение помещений на льготных условиях.

Третий путь – вхождение в рынок социальных услуг коммерческих организаций, так называемое социальное предпринимательство. Участие в конкурсах на получение государственных и муниципальных заказов. Это направление пока в самом зачатке. Но ряд коммерческих структур уже готовятся перейти на статус СО НКО, рассчитывая на обещанную государственную поддержку этого вида организаций.

С 1 января 2017 года вступил в силу закон о мерах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших статус исполнителей общественно полезных услуг. По данным Минэкономразвития, он коснется более 140 тыс. НКО, в которых работает около 900 тыс. человек [7]. На государственную поддержку могут рассчитывать НКО, которые имеют успешный опыт работы по предоставлению общественно полезных услуг в течение как минимум года. Они смогут получать бюджетную поддержку в течение двух лет, а также воспользоваться возможностями бесплатного доступа к региональным СМИ. В свою очередь органы власти субъектов РФ помогут им в подготовке и обучении сотрудников, волонтеров, добровольцев.

В связи с оптимизацией социальной сферы в регионах сужаются возможности для самоорганизации граждан по месту жительства. Активные инициативные группы распадаются, поскольку лишаются материальной базы оптимизированных учреждений культуры и образования. Здесь требуется создание работающих муниципальных программ по поддержке инициативных групп, построение механизмов привлечения ресурсов из новых источников.

Переложив социальный функционал на общественные организации многочисленные и разрозненные НКО, подсаженные на точечное бюджетное финансирование, должны будут стать важным элементом создаваемой властью новой модели местного самоуправления.

Углубление партнерских отношений с государством и бизнесом во весь рост ставит проблемы менеджмента НКО, профессионализма в некоммерческой деятельности. Именно эти вопросы стали главной характеристикой современного периода развития российского некоммерческого сектора, и с большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие несколько лет эта основная тенденция в работе НКО будет усиливаться.

Необходимо овладение эффективными рыночными методами в социальной сфере, вместо действующего бюджетного финансирования. Не случайно уже многие специалисты всерьез задумались о получении знаний по социальному проектированию.

Наметился тренд на развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства в некоммерческой сфере. До настоящего времени это партнерство общественности с властью строилось в основном  через общение на отчетах администраций, на круглых столах, презентациях, форумах и т.д.

Недавно регионы получили методические рекомендации Минэкономразвития, в которых предложено дополнить государственные программы по культуре, образованию, здравоохранению, спорту, туризму на период до 2020 года мероприятиями по поддержке деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в социальной сфере. Эта мера должна «вписывать» услуги некоммерческих организаций отдельной строкой в главные документы государственного планирования и бюджетирования. Но при отсутствии квалифицированного персонала и материальной базы принять такое предложение могут лишь единицы организаций некоммерческого сектора.


Библиографический список
  1. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016) // КонсультантПлюс
  2. Об утверждении «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 года №1144-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/
  3. Фонд поддержки гражданской активности «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: http://perspektivafund.ru
  4. Карта ресурсных центров НКО [Электронный ресурс]. URL:http://www.rcmap.igrajdanin.ru/list/
  5. Соколов, А.  В. Особенности функционирования ресурсных центров некоммерческих организаций в России [Текст] / А.В. Соколов// Власть. – 2015. – № 6. –  С. 52-57.
  6. Мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/294
  7. Госдума приняла президентские поправки о поддержке НКО [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/12/09/gosduma-priniala-prezidentskie-popravki-o-podderzhke-nko.html


Все статьи автора «Косыгина Ксения Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: