В современных условиях некоммерческий сектор является важнейшим элементом гражданского общества и представляет собой особый, публичный сектор рыночной экономики, включающий в себя различные некоммерческие организации и общественные объединения. Их усилия направлены на решение социально значимых проблем в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения. Главным критерием, характеризующим организации некоммерческого сектора является, отсутствие в качестве основной цели своей работы извлечение прибыли. Такие организации способны проводить предпринимательскую деятельность только в том случае, если они служат достижению целей, ради которых созданы [1].
Некоммерческие структуры предлагают и внедряют новые инновационные методы и формы работы с населением, направленные на создание общественных благ и удовлетворение потребностей. В последнее время сильно изменились условия и подходы к организации некоммерческого сектора в регионах. Много нового появилось в законодательстве о некоммерческих организациях. Федеральная власть отдает предпочтение организациям, оказывающим социальные услуги населению. Правительством РФ утверждена «дорожная карта» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» [2].
Увеличивается грантовая поддержка. С 2016 года действует специализированный грантооператор для сельских территорий и малых городов -. Фонд поддержки гражданской активности «Перспектива» [3].
В 20 регионах созданы ресурсные центры для НКО [4]. Ресурсные центры выступают важным механизмом организации кооперации в некоммерческом секторе. Открыт доступ СО НКО к бюджетным средствам. Все эти шаги повышают устойчивость деятельности НКО. Вместе с тем, следует отметить, что эти меры пока не затронули огромное количество инициативных групп без образования юридического лица и отдельных активистов. И это одна из задач ближайшего будущего.
Развитие происходит в условиях острого финансового дефицита и низкого уровня материальной базы. Как демонстрируют исследования, большинство объединений граждан не обладают необходимыми ресурсами: лишь менее 20% НКО хватает средств на осуществление своих программ; столько же балансируют на грани выживания. Во многом в связи с этим большая часть юридически зарегистрированных некоммерческих организаций прекращают свою деятельность, формально продолжая числиться в реестре Министерства юстиции [5].
Начался процесс приватизации социальной сферы, после того как было принято решение о допуске СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на социальные нужды. Некоторые бюджетные учреждения стали переходить в организационно-правовую форму СО НКО. По данным мониторинга, проведенного Министерством труда и социальной защиты России в июле 2015 года Башкирия занимает первое место в России по включению СО НКО в реестр поставщиков социальных услуг [6]. Важно отметить, что все организации активно работают и получают возмещение произведенных затрат из республиканского бюджета. Вопрос решили перерегистрацией бюджетных учреждений в СО НКО. Полностью сохранили профессиональный персонал и материальную базу. При этом сэкономили 100 млн. рублей за счет сокращения управленческих расходов. Организации ушли в свободное плавание, начали оказывать дополнительные услуги, которые не входили в прежний перечень. Это принесло дополнительные доходы.
Второй путь, отличный от башкирского, – это «выращивание» дееспособных СО НКО из действующих общественных организаций. Проблемы: квалифицированный персонал, помещения, оборудование, способность составить конкуренцию работающим бюджетным учреждениям. Если большинство регионов отдадут приоритет второму варианту, то потребуется мощная государственная поддержка: консультационная, информационная, образовательная, имущественная, включая выделение помещений на льготных условиях.
Третий путь – вхождение в рынок социальных услуг коммерческих организаций, так называемое социальное предпринимательство. Участие в конкурсах на получение государственных и муниципальных заказов. Это направление пока в самом зачатке. Но ряд коммерческих структур уже готовятся перейти на статус СО НКО, рассчитывая на обещанную государственную поддержку этого вида организаций.
С 1 января 2017 года вступил в силу закон о мерах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших статус исполнителей общественно полезных услуг. По данным Минэкономразвития, он коснется более 140 тыс. НКО, в которых работает около 900 тыс. человек [7]. На государственную поддержку могут рассчитывать НКО, которые имеют успешный опыт работы по предоставлению общественно полезных услуг в течение как минимум года. Они смогут получать бюджетную поддержку в течение двух лет, а также воспользоваться возможностями бесплатного доступа к региональным СМИ. В свою очередь органы власти субъектов РФ помогут им в подготовке и обучении сотрудников, волонтеров, добровольцев.
В связи с оптимизацией социальной сферы в регионах сужаются возможности для самоорганизации граждан по месту жительства. Активные инициативные группы распадаются, поскольку лишаются материальной базы оптимизированных учреждений культуры и образования. Здесь требуется создание работающих муниципальных программ по поддержке инициативных групп, построение механизмов привлечения ресурсов из новых источников.
Переложив социальный функционал на общественные организации многочисленные и разрозненные НКО, подсаженные на точечное бюджетное финансирование, должны будут стать важным элементом создаваемой властью новой модели местного самоуправления.
Углубление партнерских отношений с государством и бизнесом во весь рост ставит проблемы менеджмента НКО, профессионализма в некоммерческой деятельности. Именно эти вопросы стали главной характеристикой современного периода развития российского некоммерческого сектора, и с большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие несколько лет эта основная тенденция в работе НКО будет усиливаться.
Необходимо овладение эффективными рыночными методами в социальной сфере, вместо действующего бюджетного финансирования. Не случайно уже многие специалисты всерьез задумались о получении знаний по социальному проектированию.
Наметился тренд на развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства в некоммерческой сфере. До настоящего времени это партнерство общественности с властью строилось в основном через общение на отчетах администраций, на круглых столах, презентациях, форумах и т.д.
Недавно регионы получили методические рекомендации Минэкономразвития, в которых предложено дополнить государственные программы по культуре, образованию, здравоохранению, спорту, туризму на период до 2020 года мероприятиями по поддержке деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в социальной сфере. Эта мера должна «вписывать» услуги некоммерческих организаций отдельной строкой в главные документы государственного планирования и бюджетирования. Но при отсутствии квалифицированного персонала и материальной базы принять такое предложение могут лишь единицы организаций некоммерческого сектора.
Библиографический список
- О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016) // КонсультантПлюс
- Об утверждении «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 года №1144-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/
- Фонд поддержки гражданской активности «Перспектива» [Электронный ресурс]. URL: http://perspektivafund.ru
- Карта ресурсных центров НКО [Электронный ресурс]. URL:http://www.rcmap.igrajdanin.ru/list/
- Соколов, А. В. Особенности функционирования ресурсных центров некоммерческих организаций в России [Текст] / А.В. Соколов// Власть. – 2015. – № 6. – С. 52-57.
- Мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/294
- Госдума приняла президентские поправки о поддержке НКО [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/12/09/gosduma-priniala-prezidentskie-popravki-o-podderzhke-nko.html