УДК 336.1

СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ОПЫТ РОССИИ

Савинская Ксения Артемовна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Финансово-экономический факультет, студентка 4 курса, Департамент Корпоративных финансов и корпоративного управления

Аннотация
В данной статье рассмотрены теоретические основы функционирования суверенных фондов: раскрыто понятие суверенного фонда, выявлены наиболее распространенные цели создания и основные функции, представлена классификация в соответствии с различными критериями. Показана и проанализирована динамика Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ на современном этапе.

Ключевые слова: Институт исследования суверенных фондов, Резервный фонд РФ, Суверенный фонд благосостояния, Фонд национального благосостояния РФ


SOVEREIGN WEALTH FUNDS: THE THEORETICAL ASPECTS OF FUNCTIONING, THE RUSSIAN EXPERIENCE

Savinskaia Ksenia Artemovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Faculty «Finance and Economics», 4-th year student from the Department of Corporate finance and corporate management

Abstract
In this article the theoretical basics of Sovereign Wealth Funds functioning are reviewed, the concept of a Sovereign Wealth Fund is described, the most common ideas of its creation and the main functions are exposed, the classification of such funds by different criterions is given. The current dynamics of Reserve Fund of the Russian Federation and National Welfare Fund of the Russian Federation is exposed and analyzed.

Keywords: National Welfare Fund, Reserve Fund, Sovereign Wealth Fund, Sovereign Wealth Funds Institute


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Савинская К.А. Суверенные фонды: теоретические аспекты функционирования, опыт России // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22200 (дата обращения: 20.03.2017).

В последнее десятилетие в экономческой науке активно используется термин Sovereign Wealth Fund (SWF) – «суверенный фонд благосостояния». «Суверенный» применительно к фондам, с учетом сложившейся практики в инвестиционном сообществе, означает «государственный». Также распространены похожие понятия: «суверенный фонд», «фонд национального благосостояния», «резервный фонд», «стабилизационный фонд», «суверенный инвестиционный фонд», «фонд будущих поколений» и др. На данный момент в исследовательской практике не выработано общепринятого толкования термина «суверенный фонд благосостояния», нет однозначного понимания их назначения, видов, целей создания и задач; не существует единого подхода к классификации суверенных фондов.

По мнению М.Г. Бароновской, суверенный фонд – это «обособленная совокупность денежных средств, используемая государством для целей содействия реализации основополагающих конституционных прав граждан, реализации социально значимых, наукоемких и экономически эффективных инвестиционных проектов и финансирования бюджетного дефицита.[1, 143]

К. Балдинг полагает, что суверенный фонд благосостояния — это «капитал, полученный в результате чистого накопления богатства и управляемый государством или окологосударственным органом (государство сохраняет за собой право контроля инвестиционного капитала), который инвестирует в различные активы, стремясь получить отдачу, превышающую безрисковую норму доходности (суверенный фонд таким образом принимает на себя риски, на которые не идут государственные органы в своей обычной деятельности)». [2, 4]

Более широкую трактовку дает Е.А. Васин: «Суверенный фонд – это созданный центральным (или региональным) правительством, юридически, финансово и организационно обособленный фонд, средства которого формируются за счет сверхплановых доходов бюджета от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, несырьевого профицита бюджета, части золотовалютных резервов и (или) иных поступлений, управляется и используется в целях обеспечения стабильности и развития экономики на определенном временном горизонте». [3, 16]

Под управлением средствами суверенных фондов понимается «деятельность по разработке и совершенствованию инвестиционной стратегии, правил, методов и способов формирования и использования (инвестирования) средств суверенных фондов и приведение их в состояние, позволяющее достичь основной цели (целей) создания фондов». [3, 32-35]

История развития данных финансовых институтов началась в 1953 году, когда с целью оптимизации управления ресурсами, получаемыми от реализации огромных нефтяных запасов страны, был создан предшественник нынешнего Кувейтского инвестиционного фонда.

Первопричина создания суверенных фондов – исчерпаемость природных ресурсов: накопление части богатства в виде фонда, вместо его расходования, эффективное управление этими финансовыми ресурсами, позволяет государству сохранить, преумножить и передать это богатство следующим поколениям.

В настоящее время в мире действует не менее семидесяти суверенных фондов. [4] Наиболее крупные суверенные фонды созданы в настоящее время Норвегии, Китае, Абу-Даби, Саудовской Аравии, Кувейте, Сингапуре и Катаре. [4]

С 2007 года функционирует Институт исследования суверенных фондов (Sovereign Wealth Funds Institute, SWFI), целью создания которого было изучение и анализ деятельности фондов по всему миру. Регулярные отчеты SWFI о деятельности суверенных фондов, динамике их показателей, в настоящее время являются полезными для правительств, международных и национальных инвесторов, собственников и управляющих активами, банков, корпораций, юридических фирм и др.

В 2009 году был учрежден также Международный форум суверенных фондов благосостояния (International Forum of Sovereign Wealth Funds (IFSWF). Данная организация является важной платформой для дискуссий по проблемам развития и повышения эффективности функционирования суверенных фондов. Форум представляет собой объединенную общими интересами группу менеджеров, которые организуют встречи для обмена идеями и опытом по управлению сувереными фондами.

Суверенные фонды, создаваемые в разных странах, неоднородны: они имеют как общие черты, так и существенные отличия.

Можно выделить следующие ключевые особенности суверенных фондов:

- представляют собой совокупность денежных средств, аккумулируемых государством как часть конъюнктурных доходов для достижения определенных макроэкономических целей;

- учреждены и находятся в собственности государства;

- наделены определенным суверенитетом от бюджета публично-правового образования,

- их функционирование регулируется отдельными нормативными правовыми актами;

- находятся под управлением определённого государственного или частного института;

- юридически, финансово и операционно обособлены от остальных государственных активов;

- управляются в интересах населения страны в целом;

- функционируют на инвестиционной основе, в соответствии с различными инвестиционными стратегиями (в том числе размещаются в иностранные финансовые активы).

Эти специфические черты позволяют отделить суверенные фонды от остальных государственных активов.

С началом нового тысячелетия суверенные фонды получили новые импульсы развития.

Сочетание макроэкономической нестабильности и высокого уровня цен на сырьевые товары подтолкнуло многие страны с формирующимися рынками (в числе которых и Россия) к созданию суверенных фондов, призванных в случае падения цен на энергоносители и другие сырьевые товары,  выступить в качестве буферного запаса, предотвратить зависимость госбюджетов этих стран от колебаний мировых цен на сырье, снизить корреляцию государственных расходов и инвестиций с нестабильными ценами на энергоносители и другие сырьевые товары, обеспечить стабильное экономическое развитие страны.

В результате продолжительного рекордного роста цен на энергоносители суверенные фонды стран-экспортеров нефти и газа существенно выросли. Так, например, Норвежский глобальный пенсионный фонд вырос за период 2003-2016 гг. со 120 до 885 млрд долларов США. [4]

Рост мировой торговли стимулировал экспорт и рост валютной выручки (и валютных резервов) таких торговых стран, как Китай (в сочетании с искуственно заниженым обменным курсом) и Сингапур. В этих странах суверенные фонды были накопленны благодаря многолетним положительным сальдо госбюджета и счета текущих операций,  то есть созданы засчет несырьевых источников. Активы крупнейшего несырьевого суверенного фонда – Китайской инвестиционной корпорациии, созданной в 2007 году, в настоящее время составляют 813,8 млрд долларов США. [4] Данные фонды используются как макроэкономический механизм управления профицитом бюджета и регулирования экономики.

Таким образом, можно выделить 2 типа современных суверенных фондов в зависимости от источников формирования (происхождения активов). В соответствии с данным критерием типологизации, суверенные фонды благосостояния делятся на сырьевые (формируются за счет накопления прибыли от экспорта природных ресурсов, чаще всего нефти и газа) и несырьевые (капитал пополняется за счет положительных сальдо госбюджета и счета текущих операций, которые первоначально проявляются в форме крупных валютных резервов).

Источником формирования средств суверенного фонда может выступать профицит государственного бюджета (например, полученный в результате
 высоких доходов от экспорта, изымаемых в бюджет в виде налогов на природные ресурсы, ограничения расходов бюджета, получения доходов от приватизации) или избыточный объем международных (золотовалютных) резервов (полученый в результате устойчивого положительного сальдо торгового баланса или проведения
 операций с иностранной валютой для предотвращения укрепления курса национальной валюты).

 Под избыточным объемом золотовалютных резервов понимается его превышение над уровнем, необходимым для проведения регулятором монетарной политики: для сглаживания колебаний курса национальной валюты, а также покрытия оттока краткосрочного капитала (объем резервов должен покрывать краткосрочный внешний долг). В этом случае правительство может направить избыточные резервы на выплату внешнего долга (если такой имеется), разделить резервы на два портфеля: ликвидный и инвестиционный (для долгосрочных вложений); 
создать суверенный фонд благосостояния (разного целевого характера) и др.

В основе создания суверенных фондов лежит кейнсианская идея «противоциклической экономической политики». Суверенные фонды являются инструментом реализации государственной экономической политики, их средства могут использоваться для достижения определенных макроэкономических целей (стабилизации финансовых доходов и расходов страны (бюджета), предупреждения инфляции, стабилизации курса национальной валюты, осуществления сбережений для будущих поколений, обеспечения устойчивых темпов развития страны и др.)

Е.А. Васин в своем исследовании выделяет три основные цели создания суверенных фондов [3,17]:

- стабилизационная цель (использование средств фондов в периоды кризисов);

- цель доходного инвестирования (получение более высокого уровня доходности по сравнению с международными резервами за счет использования более широкого спектра финансовых инструментов)

- цель развития (стимулирование внутренних отраслей экономики за счет доходов, поступающих от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, формирование источников «длинных денег» в экономике).

Экономисты А.В. Навой и Л.И. Шалунова помимо вышеназванных, выделяют еще две цели [5,26]:

- компенсационную (компенсация нестабильности бюджетных доходов, связанных с экспортными поступлениями, из-за перепадов международной конъюнктуры);

- перераспределительную (перераспределение поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов в пользу будущих поколений).

Цели и задачи суверенных фондов должны быть скоординированны с общими макроэкономическими целями развития страны.

А.В. Левченко выделила следующие укрупненные функции суверенных фондов [6,68]: стабилизационную, резервную, стратегическую и функцию развития.

По выполняемым функциям и характеру деятельности суверенные фонды можно разделить на 4 основных вида.

Стабилизационные фонды создаются с целью защиты бюджета от конъюнктурного фактора или иных внешних шоков, используются для обеспечения сбалансированности расходов бюджета в краткосрочном периоде. Средства данных фондов формируются и используются в рамках антициклической бюджетной политики и инвестируются в рамках консервативной инвестиционной стратегии в высоколиквидные и надежные финансовые инструменты (краткосрочные государственные облигации).

Пенсионные резервные фонды создаются для финансирования выявленных будущих оттоков, связанных с обеспечением государственных пенсионных обязательств. Средства данных фондов размещаются на длительные сроки в рамках сбалансированной стратегии в инструменты с более высоким уровнем риска  (акции и корпоративные облигации) на , для компенсации роста расходов на пенсионное обеспечение.

Сберегательные фонды создаются для более справедливого распределения благосостояния между поколениями. Целью сберегательных фондов является перераспределение дохода от невознобновляемого источника в диверсифицированный возобновляемый источник – активы. Инвестиции данных фондов (в акции) обладают повышенным уровнем риска. Сберегательные фонды ориентированы на сглаживание колебаний расходов в рамках длительного периода.

Целью фондов развития является инвестирование средств в развитие приоритетных отраслей экономики. Средства фондов развития инвестируются внутри страны в приоритетные социально-экономические проеккты (транспортную инфраструктуру, образование, здравоохранение).

Часто на практике суверенные фонды имеют смешанный характер и ориентированы на одновременное решение нескольких задач.

Также суверенные фонды могут быть классифицированы по другим признакам. См. таблицу 1.

Таблица 1 — Типы суверенных фондов·

Признак классификации

Типы суверенных фондов

по источникам и порядку формирования активов фонда Фонды, созданные за счет доходов от экспорта сырья (сырьевого профицита бюджета – сверхплановых доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов (нефти, газа; минерального сырья и др.);

Фонды, созданные за счет профицита государственного бюджета, обеспеченного положительным сальдо торгового баланса за счет экспорта несырьевых товаров;

Фонды, созданные за счет других источников (части золотовалютных резервов и (или) иных поступлений, например, доходов от приватизации, зарубежной финансовой помощи доходов от управления активами фонда и т.д.

по видам аккумулируемых активов (по структуре активов)

 

- денежные средства (в национальной и иностранной валюте);

- широкий спектр финансовых инструментов;

- драгоценные металлы (золото);

- прочие

по принципу пополнения фондов

 

Пополнение зависит от цены ресурса:

-по пороговому значению цены;

- по объему фонда

(В правилах формирования и расходования подобных фондов предусмотрено, что отчисления в них производят, если цена на сырье превышает заранее установленное значение. Также может ограничиваться максимальный размер фонда).

Пополнение не зависит от цены ресурса (В правилах формирования таких фондов, предусмотрено, что независимо от цен на сырье часть доходов или все доходы от экспорта должны направляться на формирование фонда )

по порядку размещения и/или направлениям использования активов фонда

 

- погашение внешнего долга (плановое и внеплановое);

- субсидирование внутренних цен;

- осуществление выплат населению;

- финансирование инвестиционных проектов;

- финансирование разработки месторождений сырья

по используемой инвестиционной стратегии

 

- стратегия развития;

-
активная;

-
консервативная;

- агрессивная;

- смешанная

по уровню доходности, рентабельности активов - высокорентабельные
фонды;- со средним уровнем рентабельности;- низкорентабельные
по сфере вложения средств

 

- на национальном рынке;

- на международных рынках;

-
смешанная модель

по форме управления средствами фонда - государственный (ые) орган(ы)

- частная управляющая компания

по организационно-правовой форме

 

Фонды, созданные в виде самостоятельных юридических лиц:

- на основе специального закона или иного нормативного акта;

- на основе общих норм корпоративного законодательства

Фонды, функционирующие без создания самостоятельных юридических лиц (Подобные фонды функционируют в виде отдельных денежных счетов, принадлежащих правительству).

по принципу интеграции в бюджетную систему Фонды, входящие в состав бюджетной системы (Норвегия, Россия)

Фонды, входящие в состав бюджетной системы (Азербайджан)

 

Объектами инвестирования суверенных фондов в настоящее время являются: иностраная валюта, золото, недвижимость, облигации, некоторые виды акций и др.

Активное создание правительствами разных стран суверенных фондов, рост их активов, усиление роли и влияния являются характерными особенностями современной финансовой системы.

В  в настоящее время функционируют два суверенных фонда:  Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Таким образом, Резервный фонд ориентирован на сглаживание экономических колебаний в краткосрочном периоде и выполняет стабилизационную функцию. Для управления средствами Резервного фонда используется консервативная стратегия (инвестирование в валютные активы и высоконадежные государственные долговые обязательства).

Фонд национального благосостояния изначально был создан для поддержки пенсионной системы. Приоритетными функциями ФНБ изначально являлись: резервная и стратегическая. Предполагалось, что для управления средствами ФНБ будет использоваться стратегия инвестирования средств с ориентацией на максимизацию дохода с минимизацией возможного риска потери средств на долгосрочном горизонте. Однако до 2013 года ФНБ фактически служил дополнительным резервом для федерального бюджета, и его стратегия принципиально не отличалась от стратегии инвестирования Резервного фонда (была лишь чуть менее консервативна).

В 2013 году было принято решение предоставить ФНБ возможность направлять средства на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных для государства проектов. ФНБ получил возможность размещать средства в долговые обязательства российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Цель –  диверсификация инструментов размещения фонда, повышение доходности, создания стимулов экономического роста. После введения антироссийских санкций на международных рынках капитала в 2014 году ФНБ назывался как альтернативный источник привлечения инвестиций. Таким образом, ФНБ стал выполнять еще и функцию развития. Фактически произошла диверсификация целей деятельности ФНБ. Однако результаты использования средств ФНБ для финансирования инвестиционных проектов пока не очевидны.

В целом, с учетом уроков кризисов 2008-2009 и 2014 гг. можно утверждать, что бюджетные резервы России действительно необходимы, так как степень зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры по­прежнему высока. Консерватвная  инвестиционная стратегия суверенных фондов, нередко критикуемая, позволила, во­первых, использовать средства Резервного фонда для поддержки бюджета при падении цены на нефть, и во­вторых, не только избежать существенных потерь стоимости активов, но и увеличить рублевый объем средств фондов благодаря положительной курсовой разнице в период кризисной девальвации рубля в конце 2014 года.

Однако в настоящее время мы наблюдаем резкое сокращение объема суверенных фондов Российской Федерации.  См. таблицы 2,3.

Таблица 2 — Объем средств Резервного фонда· ·

 

Дата

в млрд. долл. США

в млрд. рублей

в процентах к ВВП

01.01.2017

16,03

972,13

1,1%

01.12.2016

31,30

2 032,70

2,5%

01.11.2016

31,66

1 991,61

2,4%

01.10.2016

32,26

2 037,19

2,5%

01.09.2016

32,20

2 090,10

2,5%

01.08.2016

38,18

2 560,28

3,1%

01.07.2016

38,22

2 456,10

3,0%

01.06.2016

38,60

2 551,06

3,1%

01.05.2016

44,96

2 892,35

3,5%

01.04.2016

50,60

3 420,92

4,1%

01.03.2016

49,90

3 747,06

4,5%

01.02.2016

49,72

3 737,29

4,5%

01.01.2016

49,95

3 640,57

4,4%

01.01.2015

87,91

4 945,49

6,1%

01.01.2014

87,38

2 859,72

4,0%

01.01.2013

62,08

1 885,68

2,8%

01.01.2012

25,21

811,52

1,4%

01.01.2011

25,44

775,21

1,7%

01.01.2010

60,52

1 830,51

4,7%

01.01.2009

137,09

4 027,64

9,8%

01.02.2008

125,19

3 057,85

7,4%

 

Резервный фонд за 2016 год сократился в рублевом эквиваленте в 3,7 раза. По данным Министерства  финансов РФ на 1 января 2017 года объем фонда составил всего 972,13 млрд. рублей или 16,03 млрд. долларов, в то время как годом ранее он равнялся 3,641 трлн. рублей, что эквивалентно 49,95 млрд. долларов.

Таблица 3 — Объем средств Фонда национального благосостояния·

Дата

в млрд. долл. США

в млрд. рублей

в процентах к ВВП**

01.01.2017

71,87

4 359,16

5,0%

01.12.2016

71,26

4 628,09

5,6%

01.11.2016

72,20

4 541,93

5,5%

01.10.2016

73,11

4 617,54

5,6%

01.09.2016

72,71

4 719,17

5,7%

01.08.2016

72,21

4 842,00

5,8%

01.07.2016

72,76

4 675,36

5,6%

01.06.2016

72,99

4 823,19

5,8%

01.05.2016

73,86

4 751,69

5,7%

01.04.2016

73,18

4 947,33

6,0%

01.03.2016

71,34

5 356,96

6,5%

01.02.2016

71,15

5 348,66

6,5%

01.01.2016

71,72

5 227,18

6,3%

01.01.2015

78,00

4 388,09

5,4%

01.01.2014

88,63

2 900,64

4,1%

01.01.2013

88,59

2 690,63

4,0%

01.01.2012

86,79

2 794,43

4,7%

01.01.2011

88,44

2 695,52

5,8%

01.01.2010

91,56

2 769,02

7,1%

01.01.2009

87,97

2 584,49

6,3%

01.02.2008

32,00

783,31

1,9%

 

ФНБ сократился за 2016 год на 17%, с 5,23 до 4,36 трлн рублей.

Основными причинами такого сокращения стали: рост финансирования бюджетных расходов (покрытие дефицита бюджета), а также убытки от курсовых разниц. Укрепление курса рубля (к доллару — на 18%, к евро — более чем на 19%) принесло Резервному фонду дополнительные потери в 531,5 млрд рублей. Данных потерь можно было бы избежать, если бы было принято решение вовремя перевести средства суверенных фондов в рубли.

Таким образом, в 2017 году возможно полное исчерпание Резервного фонда РФ. В такой ситуации Министерство финансов РФ, несомненно, для покрытия дефицита бюджета обратится к средствам ФНБ. Таким образом, предназначение ФНБ, прописанное в законодательстве, в очередной раз отойдет на второй план (хотя можно учесть, что бюджетные средства тратятся в том числе и на погашение дефицита Пенсионного фонда РФ).

Исчерпание суверенных фондов приведет к необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению сбалансированности бюджета: сокращению расходов бюджета, повышению налогов, приватизации, наращиванию госдолга (внешнего и внутреннего), а также, возможно, девальвации рубля.

 


  • · Составлено автором на основе источников [3, 170-171] и [7].

 

  • · По данным Министерства финансов РФ [8]

 

  • · По данным Министерства финансов РФ [8]

Библиографический список
  1. Бароновская М.Г. Суверенные фонды благосостояния: институциональная организация и роль на мировом финансовом рынке / М.Г. Бароновская // Вестник экономической интеграции. — 2010. — No 8. — С. 143-148.
  2. Балдинг К. Суверенные фонды благосостояния
и новая эра богатства БРИК   -  Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО. Июль 2010. — 34 с.
  3. Васин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фондами в Российской Федерации : дис… канд. эк. наук : 08.00.10 / Васин Евгений Александрович. — М., 2015. — 191 с.
  4. Официальный сайт Sovereign Wealth Funds Institute (SWFI) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.swfinstitute.org/fund-rankings /
  5. Навой А.В., Шалунова Л.И. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов / А.В. Навой, Л.И. Шалунова // Деньги и кредит. – 2014. — №2. С.26-33.
  6. Левченко, А.В. Суверенные инвестиционные фонды как стабилизаторы национальных экономик / А.В. Левченко // Вестник Финансового университета. — 2011. — № 1. — С. 67-75.
  7. Панова Г.С. Сувереные фонды / Презентация к выступлению руководителя Дирекции по финансовым рынкам и банкам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (Дирекция по финансовым рынкам и банкам), представленная 17 апреля 2013 г. в рамках круглого стола «Российские ориентиры в развитии глобальной финансовой архитектуры»: http://gosbook.ru/node/72224
  8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.minfin.ru/


Все статьи автора «Савинская Ксения Артемовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация