УДК 316.61

ДЕНЬ ТРЕЗВОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИИ

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
Автор исходит из того, что создание единого профилактического пространства на основе межведомственного взаимодействия будет в целом способствовать укреплению национальной безопасности страны, поскольку трезвая Россия – априори духовна, сильна, могуча и непобедима.

Ключевые слова: единое профилактическое пространство, здоровый образ жизни, императив трезвости, межведомственное взаимодействие, общества трезвости, социокультурные образцы


TEMPERANCE DAY: PROBLEMS AND PROSPECTS OF A UNIFIED PROPHYLACTIC AREA FORMATION IN RUSSIA

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University,
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
The author proceed from the fact that formation of a unified prophylactic area on the base of interdepartmental cooperation will contribute to strengthening of national security because sober Russia is a priori moral, strong, powerful and unconquerable.

Keywords: healthy lifestyle, interdepartmental cooperation, socio-cultural patterns, temperance imperative, temperance society, unified prophylactic area


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. День трезвости: проблемы и перспективы создания единого профилактического пространства в России // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21215 (дата обращения: 29.04.2017).

Государственная власть и Русская Православная Церковь издавна совместно занимались заботой о просвещении народа. Светское и религиозное образование было направлено на формирование духовных ценностей личности и мотивации к ведению здорового образа жизни у подрастающего поколения россиян. Православная школа с X века имела монопольное положение в стране и была ориентирована не только на выработку осознанного выбора пути воздержания и благочестия у обучающихся, но и популяризацию трезвого образа жизни у народа. Как справедливо отметил Г.В. Гусев: «Православное образование, органично присущее российскому образованию в целом, включает в себя императив трезвости, ибо содержание православного образования предопределяет обязательное изучение текстов Священного Писания и святых отцов, где мысль о вреде и гибельности пьянства и призывы к трезвой, воздержанной и благочестивой жизни проходят красной нитью» [1, с. 11].

Основы здоровьесбережения нации были заложены в педагогическом опыте антиалкогольного воспитания в церковно-приходских школах и церковно-приходских обществах трезвости. В борьбе за отрезвление народа важно уделять должное внимание созданию у человека действенных смыслообразующих мотивов поведения, реализация которых связана с выполнением главного условия – абсолютного воздержания от алкоголя.

Кадры для проведения просветительско-пропагандистской антиалкогольной работы с населением готовились в духовных и учительских семинариях нашей страны, но после революции 1917 года трезвенническое движение идёт на спад и Православное образование подлежит уничтожению путём дальнейшей национализации всех общеобразовательных школ, принадлежащих Церкви.

В СССР на государственном уровне пытались запретительными мерами бороться с пьянством. Всем известен печальный опыт антиалкогольной компании 1985-1987 гг. Начиная с празднования Тысячелетия Крещения Руси, принятия Закона РСФСР о свободе вероисповеданий от 25.10.1990 г. и дальнейшего распада Советского государства, положение Церкви заметно улучшилось, что привело к возрождению духовных академий, семинарий, училищ, регентских и воскресных школ.

Впервые День трезвости был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году (определение № 6966 от 8 августа), а в 1914 году было решено проводить его ежегодно (определение № 2481 от 13-31 марта). В настоящее время Национальный День трезвости восстановлен и широко отмечается в России с 2014 года.

11 сентября – день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи – был выбран не случайно, поскольку Пророк был обезглавлен во время пьяного пира царя Ирода. По решению Священного Синода, 11 сентября в российских храмах священники произносят проповеди о важности сохранения трезвого образа жизни, а православные христиане молятся о страдающих алкоголизмом. Инициатива празднования Дня трезвости была поддержана в министерствах здравоохранения, образования и культуры Российской Федерации и вылилась в комплекс культурно-массовых мероприятий, объединённых одной тематикой.

День трезвости представляет собой комплекс массовых культурных мероприятий, популяризирующих преимущества трезвого образа жизни, вовлекающих все слои населения России в процесс созидательной работы, пробуждающих инициативу в гражданском обществе, объединяющих и укрепляющих силы людей в противостоянии зависимостям. Эффективность этих мероприятий наиболее вероятна при условии создания единого профилактического пространства для проведения антиалкогольной, антитабачной и антинаркотической пропаганды среди населения, что возможно только в контексте активного межведомственного взаимодействия по вопросам возрождения духовно-нравственных ценностей в современном российском обществе. Субъектами межведомственного взаимодействия являются представители РПЦ, органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации, органов внутренних дел, систем образования и здравоохранения.

Стоит отметить, что ежегодное празднование не должно ограничиваться одним днём, поскольку трезвым должен быть каждый день в жизни отдельного человека, семьи, нации и государства в целом. Опыт трезвеннического движения, зародившегося в лоне Русской Православной Церкви, необходимо переосмыслить и внедрять повсеместно на всей территории нашей страны с целью создания единого профилактического пространства жизнедеятельности человека.

Первичная профилактика на межведомственном уровне должна быть всецело обращена на популяризацию трезвого образа жизни у подрастающего поколения россиян с охватом просветительской работой и взрослого населения. Анализ сложившейся ситуации в стране позволяет выявить основные особенности и тенденции детского, подросткового и юношеского алкоголизма в России:

- кризис семейных ценностей,

- низкий уровень правосознания в обществе,

- отсутствие системы в профилактической работе с населением,

- низкий уровень межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики детского, подросткового и юношеского наркотизма,

- расширение ассортимента алкогольных напитков,

- мода на уличный алкоголизм,

- омоложение и феминизация наркотизма,

- невежество населения в вопросах гибельности воздействия алкоголизма и табакокурения на организм человека,

- недостаточное количество в СМИ положительных социокультурных образцов по ведению трезвого образа жизни,

- повышение уровней безнадзорности, социального сиротства и подростковой преступности.

Наряду с социальными причинами юношеского алкоголизма есть и естественные – инстинкт подражательства, склонность к пессимизму, наследственная предрасположенность и родительское программирование аддиктивного поведения. Особое внимание хотелось бы обратить на механизм действия зеркальных нейронов, который может посредством отрицательных/положительных социокультурных образцов либо способствовать возникновению зависимостей, либо формировать императив трезвости на индивидуальном и групповом уровнях. На основе механизма зеркального отражения объясняются процессы социализации личности и консолидации общества.

Термин «зеркальные нейроны» был впервые озвучен группой итальянских нейрофизиологов под руководством Дж. Риззолатти: «Зеркальные нейроны – клетки головного мозга, которые активизируются не только когда вы сами выполняете то или иное действие, но и когда вы видите или слышите, как это действие совершается другими <…> Зеркальные нейроны – это система, которая резонирует, когда вы видите, как кто-то делает то, что умеете вы. На этом построены все процессы имитации, копирования и, как следствие, обучения. Вы смотрите, как человек выполняет определённое действие, и пытаетесь его повторить. Это основа всей нашей культуры» [2].

По мнению нейрофизиолога А.А. Ухтомского, главным в воздействии на организм является «воспитание доминант» путём упражнения или сознательного создания новых доминант [3]. Моральные регулятивы межличностных отношений возрождаются к жизни лишь через индивидуальное осознание каждым конкретным индивидом смысла собственного существования, лишь будучи пропущены, преломлены через его собственные доминанты жизни и поведения.

Механизмы эффективного общения людей во многом объясняются действием зеркальных нейронов. Выработка доминант здорового образа жизни представляется важной в процессе восстановления стереотипов здорового пищевого поведения. А.В. Приленская утверждает, что на стадии развития пищевой зависимости большую роль играло родительское программирование аддиктивного пищевого поведения. В этом контексте можно говорить об особенностях так называемого жизненного сценария зависимого пищевого поведения, для которого была характерна чрезмерная, доминирующая многие годы неосознаваемая пищевая фиксация [4]. Современная наука убедительно доказывает, что правильное питание в детском, подростковом и юношеском возрасте и полный отказ от способов интоксикации организма являются залогом дальнейшего состояния здоровья человека, продолжительности его жизни, быстроты ума, творческого долголетия.

На данный момент тенденция пренебрежительного отношения россиян к своему здоровью уходит в прошлое. Немаловажную роль в деле популяризации здорового образа жизни играют примеры из жизни известных в обществе людей: творческой интеллигенции, спортсменов, политиков. Многие писатели, учёные, врачи и учителя проблему алкоголизма рассматривали в комплексе с проблемами нравственности и невежества.

Например, И.И. Мечников в работе «Пессимизм и оптимизм» призывал всех жить по законам ортобиоза. Учёный разработал теорию правильной жизни, согласно которой «величайшее счастье заключается в нормальной эволюции чувства жизни, приводящего к спокойной старости и, наконец, к чувству насыщения жизнью» [5, с. 526]. Основу ортобиоза составляет борьба с дисгармониями, которая включает в себя: 1) исправление физических недостатков и несовершенств человека, 2) победу над болезнями, укорачивающими жизнь, 3) противодействие вредным привычкам, 4) соблюдение правил гигиены, 5) социальные переустройства, 6) создание гармоничного организма, полностью созвучного природе.

Препятствием на этом пути может быть склонность молодых людей к пессимизму: «Оптимистическое миросозерцание связано с нормальным здоровьем, в то время как пессимизм зависит от какой-нибудь физической или душевной болезни» [5, с. 427]. Ведущую роль в процессе формирования оптимистического миросозерцания и личной нравственности И.И. Мечников отводил науке, медицине, образованию и воле самого индивида. Учёный подчёркивал: «Научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество следует отнести к наиболее безнравственным явлениям» [5, с. 537].

В начале XX века В.М. Бехтерев в работе «Личность и условия её развития и здоровья» предупреждал, что «…невежество и недостаток образования есть главное условие недоразвития личности» [6, с. 125].  Учёный указал ряд физических условий, от которых зависит полноценное развитие личности: 1) природа организма и его антропологические особенности, 2) биологический фактор, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма, 3) неблагоприятные экономические условия, приводящие к физическому ослаблению организма, 4) негигиенические условия труда, переутомление, отсутствие отдыха пагубно отражается на развитии личности, 5) «интеллектуальные яды» (алкоголь, опий, морфий, эфир и др.) – хронические отравления, в первую очередь алкоголизм, поражающий мозг человека (притуплённое восприятие, пониженная нравственность, ослабленная воля – эти особенности характеризуют упадок личности), 6) воспитание и образование личности: загромождение головы ненужными знаниями, отсутствие их критического осмысления, подавление всякого проблеска инициативы и самостоятельности в учениках, – всё это убивает в учениках и учителях любовь к знаниям и уменье самостоятельно мыслить, 7) отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности, 8) отсутствие правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления, проявляющееся в праздности и бездеятельности [6, с. 112–121].

По мнению В.М. Бехтерева, нормальное развитие личности обеспечивают: 1) общественная санитария (профилактика болезней, охрана труда), 2) борьба с биологическими факторами вырождения (регламентированность брака, запрещающая вступать в брак с душевнобольными, эпилептиками, тяжёлыми истериками, невропатами и хроническими алкоголиками), 3) устранение губительного распространения спиртных и иных опьяняющих напитков (борьба с пьянством), 4) улучшение экономического положения населения (благосостояние народных масс), 5) создание условий для самодеятельности населения и правоспособной активности личности, 6) воспитание и обучение (цельное развитие личности – телесная и духовная пища), 7) свободное развитие общественной деятельности представляет лучшую гарантию правильного и здорового развития личности [6, с. 122–131]. Безусловно, все вышеизложенные В.М. Бехтеревым пункты можно отнести к обязанности государства и родителей (законных представителей ребёнка) заботиться о всестороннем развитии личности детей и молодёжи. Однако, пункты № 3 и № 6 реализуются не только извне, но и внутренне – на личностном уровне каждого человека вне зависимости от его пола, возраста, нации, наличия или отсутствия религиозных верований. Пункт № 7 подразумевает внутреннюю мотивацию индивида к формированию личностной преобразующе-созидательной активной позиции в деле развития институтов гражданского общества.

Таким образом, без взаимодействия семьи и государства, Церкви и гражданского общества, образовательных и медицинских учреждений страны проблемы профилактики алкоголизма и наркомании, всестороннего развития личности детей и молодёжи решить достаточно сложно. Государственную политику в области воспитания подрастающего поколения необходимо выстраивать с опорой на наше отечественное научное наследие, при этом дав ход разработке междисциплинарных исследований в этой сфере, учитывая современные реалии и прогнозируя возможные риски и варианты развития.

В последние годы государство явно озаботилось проблемами здоровьесбережения нации и предприняло ряд мер для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [7], в которой отмечено, что для противодействия угрозам качеству жизни граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества организуется пропаганда здорового образа жизни.

Этот посыл не остался без внимания РПЦ. Целью работы современных обществ трезвости является формирование императива трезвости среди населения и воспитание у подрастающего поколения доминанты здорового образа жизни. Основная задача – утверждение духовной, физической и интеллектуальной трезвости в обществе. В течение года во многих регионах страны идёт кропотливая работа по профилактике наркотизма и подготовке к Дню трезвости. Проблемы социализации студенчества и формирования доминант здорового образа жизни у россиян поднимаются в ряде опубликованных работ [8-35].

Существуют разнообразные формы агитационно-просветительской работы, рассчитанные на разные группы населения:

- консультации нарколога, статьи, интервью,

- концерты, показ кинофильмов,

- Евангельские чтения, круглые столы, лекции,

- крестные ходы, молебны, обеты трезвости,

- аттракционы, спортивные мероприятия,

- творческие конкурсы, родительские собрания,

- вручение значков, брошюр, листовок [36].

Примерный комплекс мероприятий трезвенной направленности, утверждающих приоритет здорового образа жизни таков:

- конкурс для библиотекарей на лучшую тематическую выставку книг «Не начинай! Не пробуй! Не рискуй!»,

- видеоконкурс для воспитателей детских садов, дошкольников и их родителей «На зарядку становись!»,

- видеоконкурс для старшеклассников «Мастерская добрых дел»,

- видеоконкурс жителей района/области и сотрудников органов внутренних дел «Береги себя!»,

- конкурс рисунков для дошкольников «Мама, папа, я – спортивная семья»,

- танцевальный конкурс «Хочешь быть здоровым – будь, это правильный путь!»

- фотоконкурс для выпускников школы «В свободное время я люблю…»,

- конкурс для старшеклассников на лучшую стенгазету «За трезвый образ жизни»,

- конкурс для жителей района/области на лучшее отражение антиалкогольной и антитабачной тематики в интернете и собственных публикациях в СМИ,

- конкурс рисунков и плакатов антинаркотической направленности,

- творческий конкурс для жителей района/области на сочинение стихотворений о вреде алкоголизма и табакокурения,

- конкурс частушек для жителей района/области «Знай, думай, выбирай!»,

- конкурс для старшеклассников на лучшее сочинение «Добродетели и пороки современного общества»,

- песенный фестиваль «Вредные привычки в частушках и песнях»,

- конкурс для жителей района/области на лучшую эмблему к Дню трезвости.

Итоги конкурсов можно освещать в местных СМИ, работы победителей и призёров – оформлять в передвижные выставки, социальные ролики – показывать по телевидению и на мероприятиях в День трезвости. Всё это будет способствовать вовлечению в трезвенническое движение большего количества граждан РФ, снижению уровней преступности и смертности, повышению уровней качества жизни россиян и социального доверия в обществе.

Ростовские исследователи, изучая проблемы аксиологического измерения жизни в контексте додипломного и постдипломного образования, обобщили: «…ни наука, ни общество, которому она служит, до сих пор не выработали единого консолидированного представления о ценностном отношении к образу жизни как важнейшему фактору и национального, и личного здоровья. Здесь усилиями отдельных учёных не обойтись. Требуется государственная воля, выражаемая программой в виде национального проекта, и встречное движение общества с его огромным гражданским потенциалом» [37, с. 138].

В заключении хотелось бы отметить, что создание единого профилактического пространства на основе межведомственного взаимодействия будет в целом способствовать укреплению национальной безопасности страны, поскольку трезвая Россия – априори духовна, сильна, могуча и непобедима!


Библиографический список
  1. Гусев Г.В. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании. Дис. … канд. пед. наук, М., 2007. 143 с.
  2. Риззолатти Д. Зеркальные нейроны (интервью) // Психологическая газета 26.06.2006. URL: http://psy.su/interview/1924/ (дата обращения 24.02.2017).
  3. Ухтомский А.А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
  4. Приленская  А.В. Пограничные нервно-психические нарушения у пациентов с зависимым пищевым поведением (клинико-реабилитационный аспект): автореф. дис. канд. мед. наук. – Томск, 2009. – 25 с.
  5. Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм. – М.: Сов. Россия, 1989. – 640 с.
  6. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
  7. Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 24.02.2017).
  8. Агеева Н.А. Профилактика алкоголизма и наркомании как неотъемлемая часть работы по формированию доминант здорового образа жизни у россиян // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 (59). С. 711–720.
  9. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
  10. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  11. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  12. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  13. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  14. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  15. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  16. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  17. Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей  пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
  18. Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
  19. Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
  20. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 1 (86). – С. 17-21.
  21. Камалова О.Н.Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  22. Карташова Е.А.Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 577-581.
  23. Карташова Е.А.Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика // Современные научные исследования и инновации. –2016. – № 2 (58). – С. 689-692.
  24. Карташова Е.А.Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 1 (57). –С. 698-704.
  25. Спиридонов А.П.Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89-94.
  26. Спиридонов А.П.Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность в контексте профессиональной социализации студентов российских вузов // Universum: общественные науки. – 2016. –№ 6 (24). – С. 4.
  27. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
  28. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86-90.
  29. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168-171.
  30. Шаповал Г.Н., Карташова Е.А. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков//В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.
  31. Сидоренко Ю.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования / Ю.А. СидоренкоЛ.А. Якименко // Наука сегодня: проблемы и пути решения: Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, – 2016. – С. 88-90.
  32. Егорова Н.А.Жижин К.С.Квасов А.Р.Степаненко А.Ф.Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
  33. Цквитария Т.А. Воспитательный потенциал технологии обучения в сотрудничестве // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-3. С. 420-423.
  34. Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
  35. Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
  36. День трезвости. Сборник методических материалов по подготовке и проведению. Изд. 2-ое, доп. Екатеринбург, 2012. 177 с.
  37. Сорокина А.С., Власова В.Н. Образовательное пространство медицинского вуза как среда, формирующая стремление к здоровому образу жизни // Образование. Наука. Инновации. 2014. № 6 (38). С. 134-140.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация