Среднее Поволжье, куда относится Ульяновская область, считается регионом традиционного распространения ислама.
15 ноября 1961 г. исполком облсовета Ульяновской области принял решение «О проведении единовременного учета религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находящегося в пользовании церковных органов». 24 ноября 1961 г. под руководством заместителя председателя облисполкома Астапова был проведен областной семинар с работниками райгорисполкомов, где уполномоченные по делам РПЦ и по делам религиозных культов провели тщательное инструктирование слушателей; всем была роздана необходимая документация для проведения учета. В декабре 1961 г. во всех районах Ульяновской области были проведены семинары с председателями местных Советов по поводу проведения учета. В целях организации проведения учета и контроля за его ходом уполномоченный по делам религиозных культов лично выезжал в некоторые районы для оказания практической помощи, консультировал секретарей райисполкомов. В большинстве районов учет был проведен в декабре 1961 г. и частично в январе 1962 г. Из-за «несерьезного» отношения некоторых работников к заполнению бланков потребовалась дополнительная работа для устранения недостатков.
В ходе проведенного учета в Ульяновской области было выявлено 9 мечетей (открыты в 1946-1947 гг.), 35 мусульманских незарегистрированных групп; общее количество посещавших молитвенные собрания в большие религиозные праздники составляло 4430 человек. Мусульмане из незарегистрированных обществ праздничные моления проводили на кладбищах, пятничные моления – в домах и на квартирах верующих. В 1962 г. в области было зарегистрировано 8 служителей мусульманского культа, в 2 мечетях не было мулл – один выбыл, другой скончался. Верующие проводили там моления без муллы, обязанности муэдзина исполняли лица из числа верующих [1]. К 1967 г. в Ульяновской области осталось 5 зарегистрированных служителей исламского культа.
В советские времена вопреки противодействию властей верующие почитали религиозные праздники и тщательно соблюдали их. В дни «уразы» мусульмане Ульяновской области более активно посещали действующие мечети; во всех пяти мечетях области ежедневно на моления сходилось 300-350 человек, в праздничные пятницы – 500-550 человек, т.е. примерно в 1,5 раза больше, чем в такие же дни до поста. В 1968 г. в утренних молениях – намазах в мечетях области приняло участие 1740 человек [2].
В мечети г. Ульяновска из-за недостаточной вместимости 21 декабря 1968 г. утренняя служба проводилась дважды, причем каждый раз в здании молилось не менее 700 человек, среди которых присутствовало около десятка молодых людей 25-35 лет и примерно 100 человек в возрасте 35-45 лет. До начала службы у мечетей появлялись дети 6-8 лет, пожилые женщины пытались собирать денежные подаяния от верующих. После сделанных им замечаний со стороны исполнительных органов мечетей, они разошлись по домам [3].
В рабочем поселке Старое Тимошкино Барышского района также фиксировалась высокая активность мусульман в дни поста. В праздничные дни в вечерних намазах принимало участие порядка 80 человек, на утренние моления в «Ураза-байрам» в мечети присутствовало около 600 верующих, из них около 10 человек – в возрасте 25-30 лет и более 100 человек 35-45 лет.
В мечетях сел Татарское Урайкино, Абдреево и Уразовка в праздничных молениях участвовало всего 420 человек, главным образом, пожилого возраста, по пятницам в мечетях молилось не более 210 человек, в вечерних молениях участвовало каждый день примерно 120 человек. Женщины, подростки и дети в молениях не участвовали [4].
Уполномоченный Совета по делам религий по Ульяновской области С.М. Агафонов отмечал, что пост соблюдался в татарских семьях далеко не всеми, а преимущественно старшими, пожилыми членами семей. В свою очередь, эти постившиеся верующие стремились пригласить во время поста к себе домой служителей культа, активистов мечетей для чтения Корана и участия в вечерних разговениях. В г. Ульяновске в дни праздника в 1967 г. состоялось 23 таких посещения, в рабочем поселке Старое Тимошкино – 15, от этих «визитов» мечети оприходовали пожертвований в сумме 27 рублей (г. Ульяновск) и 21 рубль (рабочий поселок Старое Тимошкино) [5]. Мулла г. Ульяновска И.З. Мухаметов сообщал, что в 1969 г. каждый из таких ужинов обходился хозяевам и организатора в сумму примерно 50 рублей. В 1969 г. в г. Ульяновске было зафиксировано 18 таких коллективных разговений, в районном поселке Старое Тимошкино – 26, в селе Татарское Урайкино – 50 [6].
Местные служители исламского культа и члены исполнительных органов мечетей сообщали уполномоченному, что каких-либо указаний со стороны Духовного управления по поводу поста и праздника к ним не поступало.
В 1967 г. уполномоченный С.М. Агафонов докладывал, что мулла г. Ульяновска, читая проповедь на праздник, призывал верующих к покорности и терпению, милосердию к близким, родственникам и товарищам по работе [7]. В 1968 г. мулла мечети г. Ульяновска И.З. Мухаметов во время поста по пятницам и в праздничные дни, выступая перед верующими, говорил в проповеди о вопросах морали, о поведении верующих в семье и быту, участии в общественной жизни, приводил выдержки из Корана. В 1969 г. мулла в рабочем поселке Старое Тимошкино в своей проповеди пояснял сущность религиозных праздников, призывал верующих следовать вероучениям ислама, стремиться к воспитанию себя и членов семей в духе религиозной морали, постоянно молиться о благополучии своих семей.
Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о культах при райисполкомах, сельские Советы осуществляли контроль за прохождением поста и праздника «Ураза-байрам» во всех татарских селах Ульяновской области, в том числе, и не имевших действовавших мечетей. Уполномоченному Совета сообщали, что большинство верующих этих сел из числа пожилых людей соблюдали пост, проводили в своих домах моления – намазы, по вечерам устраивали разговения. В Старокулаткинском и Мелекесском районах граждан, занимавшихся организацией незаконных сборов верующих на коллективные моления в домах сельчан, приглашали для беседы в сельские Советы, где им разъяснялось советское законодательство о религиозных культах, и они предупреждались о недопущении впредь подобного «беззакония». Посещений верующими могилы Ишана у села Новые Зимницы, считавшейся «святым местом», в это время также не было [8]. Тем не менее, в 1968 г. в некоторых селах Чердаклинского, Старокулаткинского и Мелекесского районов в праздничные дни верующие собирались группами по 10-15 человек на сельских кладбищах, в сторожках, в помещениях для хранения похоронного инвентаря. Всего в этих молениях в пяти селах приняло участие около 80 верующих. В молениях принимали участие лица, незанятые на производстве; фактов беспричинных неявок на работу, прогулов из-за религиозных служб не наблюдалось.
Действующими мечетями за время поста и в праздничные дни было собрано от верующих во время посещения ими молений 1924 рубля, в том числе «фитр-садака» – 697 рублей («фитр-садака» вносился верующими в размере от 1 до 10 и более рублей). Так, с 182 домов было внесено по 2 рубля 40 копеек с каждого человека. В праздничные дни в порядке жертвоприношения забивали мелкий скот. Так, в 1967 г. всего было забито 77 голов скота, из них 58 в населенных пунктах с действующими мечетями [9]. В 1969 г. в области верующие во время праздничных молений пожертвовали 1126 рублей, забили 96 голов скота [10].
Часто верующие сел, где не было действующих мечетей, отправлялись молиться в соседние с функционировавшими мечетями.
В целях отвлечения населения от религиозных праздников во многих селах проводились мероприятия культурного и общественно-политического характера. Например, в селе Татарское Урайкино в дни религиозного праздника был организован праздник культуры села, во время которого состоялись спортивные соревнования молодежи, в сельском клубе организовали концерт силами своей художественной самодеятельности. В некоторых селах проводились общие собрания трудящихся, встречи с кандидатами в депутаты в местные Советы, сопровождавшиеся показами кинофильмов и выступлениями местных артистов.
Таким образом, в Ульяновской области вопреки действиям советских властей мусульмане продолжали придерживаться религиозных канонов в повседневной жизни, активно соблюдали мусульманские праздники.
Библиографический список
- ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 554. Л. 6-7.
- ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 164. Л. 1.
- Мику Н.В., Молькин А.Н. Курбан-байрам в Среднем Поволжье. 1940-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46269 (дата обращения: 20.11.2016).
- ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 84. Л. 14.
- Мику Н.В., Молькин А.Н. Курбан-байрам в Среднем Поволжье. 1940-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46269 (дата обращения: 20.11.2016).
- ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 96. Л. 1.
- ГАУО. Ф. Р-3705. Оп. 1. Д. 106. Л. 71.
- ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 84. Л. 15.
- ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 164. Л. 1.
- ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 96. Л. 1.