ИСЛАМ В СССР. 1960-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Королева Лариса Александровна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматривается деятельность мусульман Ульяновской области, в том числе празднование самых важных исламских праздников. Характеризуются мероприятия советских властей, в первую очередь, уполномоченного по делам религиозных культов (религий) по контролю за религиозной практикой верующих - разъяснительные беседы с верующими, замена мусульманских праздников светскими и т.п.

Ключевые слова: атеизм, Ислам, Среднее Поволжье, СССР, Ульяновская область


ISLAM IN THE SOVIET UNION. 1960S (ON THE MATERIALS OF ULYANOVSK REGION)

Koroleva Larisa Aleksandrovna
Penza State University of Architecture and Construction

Abstract
In article activity of Muslims of the Ulyanovsk region, including the celebration of the most important Islamic holidays is considered. Actions of the Soviet authorities, first of all, of the representative for religious cults (religions) for control of religious practice of believers - explanatory conversations with believers, replacement of Muslim holidays secular, etc. are characterized.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Королева Л.А. Ислам в СССР. 1960-е гг. (по материалам Ульяновской области) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/19663 (дата обращения: 22.02.2024).

Среднее Поволжье, куда относится Ульяновская область, считается регионом традиционного распространения ислама.

15 ноября 1961 г. исполком облсовета Ульяновской области принял решение «О проведении единовременного учета религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находящегося в пользовании церковных органов». 24 ноября 1961 г. под руководством заместителя председателя облисполкома Астапова был проведен областной семинар с работниками райгорисполкомов, где уполномоченные по делам РПЦ и по делам религиозных культов провели тщательное инструктирование слушателей; всем была роздана необходимая документация для проведения учета. В декабре 1961 г. во всех районах Ульяновской области были проведены семинары с председателями местных Советов по поводу проведения учета. В целях организации проведения учета и контроля за его ходом уполномоченный по делам религиозных культов лично выезжал в некоторые районы для оказания практической помощи, консультировал секретарей райисполкомов. В большинстве районов учет был проведен в декабре 1961 г. и частично в январе 1962 г. Из-за «несерьезного» отношения некоторых работников к заполнению бланков потребовалась дополнительная работа для устранения недостатков.

В ходе проведенного учета в Ульяновской области было выявлено 9 мечетей (открыты в 1946-1947 гг.), 35 мусульманских незарегистрированных групп; общее количество посещавших молитвенные собрания в большие религиозные праздники составляло 4430 человек. Мусульмане из незарегистрированных обществ праздничные моления проводили на кладбищах, пятничные моления – в домах и на квартирах верующих. В 1962 г. в области было зарегистрировано 8 служителей мусульманского культа, в 2 мечетях не было мулл – один выбыл, другой скончался. Верующие проводили там моления без муллы, обязанности муэдзина исполняли лица из числа верующих [1]. К 1967 г. в Ульяновской области осталось 5 зарегистрированных служителей исламского культа.

В советские времена вопреки противодействию властей верующие почитали религиозные праздники и тщательно соблюдали их. В дни «уразы» мусульмане Ульяновской области более активно посещали действующие мечети; во всех пяти мечетях области ежедневно на моления сходилось 300-350 человек, в праздничные пятницы – 500-550 человек, т.е. примерно в 1,5 раза больше, чем в такие же дни до поста. В 1968 г. в утренних молениях – намазах в мечетях области приняло участие 1740 человек [2].

В мечети г. Ульяновска из-за недостаточной вместимости 21 декабря 1968 г. утренняя служба проводилась дважды, причем каждый раз в здании молилось не менее 700 человек, среди которых присутствовало около десятка молодых людей 25-35 лет и примерно 100 человек в возрасте 35-45 лет. До начала службы у мечетей появлялись дети 6-8 лет, пожилые женщины пытались собирать денежные подаяния от верующих. После сделанных им замечаний со стороны исполнительных органов мечетей, они разошлись по домам [3].

В рабочем поселке Старое Тимошкино Барышского района также фиксировалась высокая активность мусульман в дни поста. В праздничные дни в вечерних намазах принимало участие порядка 80 человек, на утренние моления в «Ураза-байрам» в мечети присутствовало около 600 верующих, из них  около 10 человек – в возрасте 25-30 лет и более 100 человек 35-45 лет.

В мечетях сел Татарское Урайкино, Абдреево и Уразовка в праздничных молениях участвовало всего 420 человек, главным образом, пожилого возраста, по пятницам в мечетях молилось не более 210 человек, в вечерних молениях участвовало каждый день примерно 120 человек. Женщины, подростки и дети в молениях не участвовали [4].

Уполномоченный Совета по делам религий по Ульяновской области С.М. Агафонов отмечал, что пост соблюдался в татарских семьях далеко не всеми, а преимущественно старшими, пожилыми членами семей. В свою очередь, эти постившиеся верующие стремились пригласить во время поста к себе домой служителей культа, активистов мечетей для чтения Корана и участия в вечерних разговениях. В г. Ульяновске в дни праздника в 1967 г. состоялось 23 таких посещения, в рабочем поселке Старое Тимошкино – 15, от этих «визитов» мечети оприходовали пожертвований в сумме 27 рублей (г. Ульяновск) и 21 рубль (рабочий поселок Старое Тимошкино) [5]. Мулла г. Ульяновска И.З. Мухаметов сообщал, что в 1969 г. каждый из таких ужинов обходился хозяевам и организатора в сумму примерно 50 рублей. В 1969 г. в г. Ульяновске было зафиксировано 18 таких коллективных разговений, в районном поселке Старое Тимошкино – 26, в селе Татарское Урайкино – 50 [6].

Местные служители исламского культа и члены исполнительных органов мечетей сообщали уполномоченному, что каких-либо указаний со стороны Духовного управления по поводу поста и праздника к ним не поступало.

В 1967 г. уполномоченный С.М. Агафонов докладывал, что мулла г. Ульяновска, читая проповедь на праздник, призывал верующих к покорности и терпению, милосердию к близким, родственникам и товарищам по работе [7]. В 1968 г. мулла мечети г. Ульяновска И.З. Мухаметов во время поста по пятницам и в праздничные дни, выступая перед верующими, говорил в проповеди о вопросах морали, о поведении верующих в семье и быту, участии в общественной жизни, приводил выдержки из Корана. В 1969 г. мулла в рабочем поселке Старое Тимошкино в своей проповеди пояснял сущность религиозных праздников, призывал верующих следовать вероучениям ислама, стремиться к воспитанию себя и членов семей в духе религиозной морали, постоянно молиться о благополучии своих семей.

Комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о культах при райисполкомах, сельские Советы осуществляли контроль за прохождением поста и праздника «Ураза-байрам» во всех татарских селах Ульяновской области, в том числе, и не имевших действовавших мечетей. Уполномоченному Совета сообщали, что большинство верующих этих сел из числа пожилых людей соблюдали пост, проводили в своих домах моления – намазы, по вечерам устраивали разговения. В Старокулаткинском и Мелекесском районах граждан, занимавшихся организацией незаконных сборов верующих на коллективные моления в домах сельчан, приглашали для беседы в сельские Советы, где им разъяснялось советское законодательство о религиозных культах, и они предупреждались о недопущении впредь подобного «беззакония». Посещений верующими могилы Ишана у села Новые Зимницы, считавшейся «святым местом», в это время также не было [8]. Тем не менее, в 1968 г. в некоторых селах Чердаклинского, Старокулаткинского и Мелекесского районов в праздничные дни верующие собирались группами по 10-15 человек на сельских кладбищах, в сторожках, в помещениях для хранения похоронного инвентаря. Всего в этих молениях в пяти селах приняло участие около 80 верующих. В молениях принимали участие лица, незанятые на производстве; фактов беспричинных неявок на работу, прогулов из-за религиозных служб не наблюдалось.

Действующими мечетями за время поста и в праздничные дни было собрано от верующих во время посещения ими молений 1924 рубля, в том числе «фитр-садака» – 697 рублей («фитр-садака» вносился верующими в размере от 1 до 10 и более рублей). Так, с 182 домов было внесено по 2 рубля 40 копеек с каждого человека. В праздничные дни в порядке жертвоприношения забивали мелкий скот. Так, в 1967 г. всего было забито 77 голов скота, из них 58 в населенных пунктах с действующими мечетями [9]. В 1969 г. в области верующие во время праздничных молений пожертвовали 1126 рублей, забили 96 голов скота [10].

Часто верующие сел, где не было действующих мечетей, отправлялись молиться в соседние с функционировавшими мечетями.

В целях отвлечения населения от религиозных праздников во многих селах проводились мероприятия культурного и общественно-политического характера. Например, в селе Татарское Урайкино в дни религиозного праздника был организован праздник культуры села, во время которого состоялись спортивные соревнования молодежи, в сельском клубе организовали концерт силами своей художественной самодеятельности. В некоторых селах проводились общие собрания трудящихся, встречи с кандидатами в депутаты в местные Советы, сопровождавшиеся показами кинофильмов и выступлениями местных артистов.

Таким образом, в Ульяновской области вопреки действиям советских властей мусульмане продолжали придерживаться религиозных канонов в повседневной жизни, активно соблюдали мусульманские праздники.


Библиографический список
  1. ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 554. Л. 6-7.
  2. ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 164. Л. 1.
  3. Мику Н.В., Молькин А.Н. Курбан-байрам в Среднем Поволжье. 1940-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46269 (дата обращения: 20.11.2016).
  4. ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 84. Л. 14.
  5. Мику Н.В., Молькин А.Н. Курбан-байрам в Среднем Поволжье. 1940-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46269 (дата обращения: 20.11.2016).
  6. ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 96. Л. 1.
  7. ГАУО. Ф. Р-3705. Оп. 1. Д. 106. Л. 71.
  8. ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 84. Л. 15.
  9. ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 164. Л. 1.
  10. ГАУО. Ф. 3705. Оп. 1. Д. 96. Л. 1.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: