СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ДОПУСТИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Петренко Михаил Николаевич
Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация
В настоящих тезисах предпринята попытка обосновать справедливость, как нравственную категорию, в качестве критерия допустимости реализации государственной власти в форме государственного принуждения и раскрыть соразмерность и обоснованность как составные элементы последней.

Ключевые слова: государственная власть., критерий допустимости государственного принуждения, нравственность, обоснованность, соразмерность, справедливость


JUSTICE AS A CRITERION FOR ADMISSIBILITY OF STATE COERCION

Petrenko Mikhail Nikolaevich
Samara Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service

Abstract
In these theses attempt to prove justice as a moral category as the criterion of admissibility of state power in the form of state coercion and reveal the adequacy and validity as an element of the latter.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Петренко М.Н. Справедливость как критерий допустимости государственного принуждения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/19226 (дата обращения: 29.02.2024).

Государственное принуждение, по общему правилу,  характеризуется столкновением интересов государства, обладающего значительными запасами ресурсов, и имеющего многократно меньший запас последних человека или группы лиц. Потребность в защите последних неизбежно ставит вопрос критериев допустимости государственного принуждения.

Указанный вопрос, в той или иной мере, затрагивался такими исследователями как И.П. Жаренов [1], М.М. Магомедрасулов [2], Н.В. Макарейко [3],  Г.И. Миняшева [4], А.П. Рогов [5], О.Е. Финогентова [6] и некоторыми иными. Вместе с тем вопрос о критериях допустимости государственного принуждения ранее исследователями специально не рассматривался.

Оценка обществом –  принуждающим лицом при осуществлении власти в форме государственного принуждения – нежелательности или желательности государственного принуждения связана с представлением членов общества о соответствии власти в форме государственного принуждения их идеалам, то есть, с учётом понимания нравственности как внутренних качеств, которыми руководствуется человек, и правил поведения, определяемых этими качествами [8], является нравственной категорией, требования которой должны соблюдаться при осуществлении государственного принуждения.

Нравственность, вместе с тем, характеризуется значительной широтой охватываемых отношений, в связи с чем предпочтительным видится использование такого более конкретного, применительно к категории нравственности, и близкого по содержанию к вопросам реализации власти в форме государственного принуждения, понятия справедливости.

Продолжая отметим, что реализация власти в форме государственного принуждения должна осуществляться с учётом её соотнесения с опасностью, которая имеет место для принуждающего лица со стороны принуждаемого. Иными словами воздействие государственного принуждения одновременно не должно являться как избыточным, так и не быть чрезмерно мягким.

Сказанное объясняется тем, что во-первых, как первое, так и второе, не соответствует справедливости как родовой для соразмерности в исследуемом значении категории, а во-вторых как первое так и второе способно инициировать у общества негативные тенденции в отношении государства в связи с неудовлетворенностью его функционированием как при нарушении прав отдельного члена общества необоснованно жёсткими мерами принуждения при избыточности властного воздействия в форме государственного принуждения, так и нарушением прав большинства членов общества несоразмерно мягкими мерами принуждения в отношении виновного лица при недостаточной интенсивности  государственного принуждения.

Вместе с тем справедливость несводима лишь к соотнесённости (соразмерности).

В качестве составляющей части справедливости, как критерия допустимости государственного принуждения, И.П. Жареновым справедливо  указывается на обоснованность применения последнего, определяемую исследователем как обусловливаемое легитимностью наличие у государства права действовать в контексте целедостижения от имени всего общества [1, c. 11,17], или, говоря иначе, управомоченность государства на реализацию государственного принуждения.

Таким образом, полагаем возможным относить к критерию допустимости государственного принуждения справедливость, состоящую из соразмерности и обоснованности.


Библиографический список
  1. Жаренов, И.П. Государственное принуждение в условиях демократизации общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И.П. Жаренов. – М., 2006;
  2. Магомедрасулов, М.М. Особенности принуждения в правовом государстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук / М.М. Магомедрасулов. – М., 2010
  3. Макарейко, Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.В. Макарейко. – Н. Новгород, 1996;
  4. Миняшева, Г.И. Нравственная допустимость правового принуждения / Г.И. Миняшева // Вестник ВЭГУ: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. – Уфа, 2005. – № 23/24;
  5. Рогов, А.П. Особенности государственного принуждения в правовом государстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.П. Рогов. – Саратов, 2013;
  6. Финогентова, О.Е. Место юридической ответственности и юридических обязанностей в правовом государстве // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов, 2012. – № 2 (47).
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=17288 (дата обращения: 01.08.2016).


Все статьи автора «Петренко Михаил Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: