УДК 378.141.4

О РЕЗУЛЬТАТАХ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА

Цыренова Валентина Бабасановна1, Литвинова Жанна Борисовна2
1Бурятский государственный университет, д.п.н., доцент, профессор кафедры геометрии и МПМ
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 9, учитель

Аннотация
В данной статье рассматриваются результаты моделирования образовательной среды частной школы на основе личностно-центрированного подхода. Особенности образовательной среды частной школы, в том числе педагоги, принявшие ценности гуманистической педагогики, и небольшой детский коллектив, обладающий характеристиками «малой группы» позволяют успешно моделировать образовательную среду частной школы на основе личностно-центрированного подхода. В статье выделены три педагогических условия, создание которых в образовательной среде частной школы позволит достичь гарантированных результатов учащихся - встать на путь самоактуализации, развить коммуникативные и организаторские способности. В статье приводятся экспериментальные данные, полученные до и после создания педагогических условий в образовательной среде частной школы.

Ключевые слова: коммуникативные и организаторские способности, личностно-центрированный подход, моделирование образовательной среды, образовательная среда, педагогические условия, самоактуализация


THE RESULTS OF MODELING OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PRIVATE SCHOOL BASED ON PERSONALITY-CENTERED APPROACH

Tsyrenova Valentina Babasanovna1, Litvinova Zhanna Borisovna2
1Buryat State University, Professor of the Department of Geometry
2Municipal budgetary educational institution of Irkutsk school № 9, teacher

Abstract
This article discusses the results of modeling of the educational environment of a private school on the basis of the person-centered approach. Peculiarities of the educational environment of private schools, including educators, accept the values of the humanistic pedagogy, and a small children's ensemble that possesses the characteristics of a "small group" can successfully model the educational environment of a private school on the basis of the person-centered approach. The article highlights three pedagogical conditions, which in the educational environment of a private school will allow you to achieve guaranteed results students to embark on a journey of self-actualization, to develop communication and organizational skills. The article presents experimental data obtained before and after the creation of pedagogical conditions in the educational environment of a private school.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Цыренова В.Б., Литвинова Ж.Б. О результатах моделирования образовательной среды частной школы на основе личностно-центрированного подхода // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19082 (дата обращения: 27.05.2017).

Актуальность моделирования образовательной среды современной частной школы обусловлена происходящими в жизни общества социально-экономическими изменениями и педагогической практикой.

Появление запросов определенных групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их интересам и потребностям; отсутствие условий и механизмов внедрения наиболее перспективных образовательных моделей в педагогическую практику; блокирование взаимодействия российского образования с зарубежными педагогическими системами, способствовало возрождению системы частных образовательных учреждений после более чем семидесятилетнего перерыва [1, с. 345].

Возникновение частных школ в конце 1980-х, по мнению Е.В. Устиновой, следует рассматривать в качестве одного из направлений обновления всей российской образовательной системы, поиска новых образовательных моделей и становления совершенно новой образовательной парадигмы [2].

Выделив проблему исследования, состоящую в разрешении противоречия между возможностями личностно-центрированного подхода способствовать личностной самоактуализации, становлению позитивной я-концепции, адекватной самооценки, совершенствованию коммуникативных и организаторских способностей учащихся и недостаточной практикой моделирования образовательной среды современной частной школы на его основе, мы перешли к теоретическому изучению философской и психолого-педагогической литературы. После рассмотрения взглядов зарубежных и отечественных ученых, педагогов и философов, затрагивающих проблему гуманизации образовательного процесса, раскрываются концептуальные и методологические основы личностно-центрированного подхода, мы описали количественные и качественные характеристики частной школы и ее образовательной среды, рассмотрели возможности, ограничения и риски ее моделирования на основе личностно-центрированного подхода.

Анализ образовательной среды частной школы позволил нам выделить необходимые педагогические условия, без которых смоделировать ее на основе личностно-центрированного подхода невозможно, – это педагог, принявший ценности гуманистической педагогики, и небольшой детский коллектив, обладающий характеристиками «малой группы»; достаточные педагогические условия, которые необходимо целенаправленно создавать в ней: обеспечение авторизованности и субъектности образования; обеспечение аутентичности личностного взаимодействия педагога и учащегося; осуществление педагогической поддержки и фасилитации учения.

Кроме этого, к сильным сторонам частных школ мы можем отнести педагога, принявшего ценности гуманистической педагогики и небольшой детский коллектив, к слабым сторонам частных школ кроме утраченных традиций дореволюционных частных школ, можно отнести высокую стоимость образовательных услуг и педагогический оппортунизм [3].

Моделирование образовательной среды современной частной школы на основе личностно-центрированного подхода с помощью первого условия -  обеспечение авторизованности и субъектности образования предполагало организацию образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных траекторий, интерактивных методов, приемов и стратегий развития критического мышления, элементов программированного обучения, рейтинговой системы оценивания. Второе условие – обеспечение аутентичности личностного взаимодействия педагога и учащегося включало создание благоприятной атмосферы, на основе подлинности, искренности, конгруэнтности, заботы, признании, безусловном позитивном принятии, эмпатии. Третье условие предполагало осуществление педагогической поддержки и фасилитации учения с помощью повышения комфортности образовательной среды, создания атмосферы свободы и ответственности, повышения мотивации учения и уверенности в достижении целей.

Оценка эффективности реализации педагогических условий проводилось на основе следующих показателей: субъективного отношения учащихся к образовательной среде, уровня самоактуализации личности учащегося, уровня развития его коммуникативных и организаторских способностей.

Для выявления субъективного отношения учащихся к образовательной среде мы использовали «Методику психологической диагностики отношения к  школе»,  разработанную  О. И. Кочетковой,  В. А. Ясвиным [4]. Экспериментальная работа позволила повысить эмоциональный компонент образовательной среды, характеризующий отношение по шкале «нравится – не нравится» у учащихся на 20 % – с 60 до 80% (табл.1).

Таблица 1. Результаты исследования субъективного отношения учащихся к понятию «школа» в рамках экспериментальной работы

Диагностика

Эмоциональный компонент,%

Элементы понятия «школа»

Воспитанники

Педагоги

Образовательный процесс

Помещение и оборудование

Всего

Исходная

31

58

62

77

60

Итоговая

52

78

87

83

80

Для исходной и итоговой диагностики использовалась методика диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) [5]. Организованная нами опытная работа с учащимися позволила им встать на путь самоактуализации, в том числе: приобрести способность жить в настоящем и не откладывать свою жизнь на «потом»; разделить ценности самоактуализирующейся личности; поверить в людей и в могущество человеческих возможностей; стать более открытыми новым впечатлениям; приобрести стремление к творчеству и творчески относиться к жизни; стать более независимыми и свободными, но не отчуждёнными или одинокими; приобрести образ жизни самоактуализирующейся личности, а не мечтать или стремиться к нему; стать более восприимчивыми к своим желаниям и потребностям; приобрести позитивную я-концепцию, устойчивую   адекватную   самооценку; развить способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими; развить способность к адекватному самовыражению в общении с окружающими людьми.

Рисунок 1. Результаты исследования стремления к самоактуализации личности учащихся до и после экспериментальной работы

Для оценки коммуникативных и организаторских способностей после экспериментальной работы мы провели итоговую диагностику на основе анкеты (автор Б. А. Федоришин) [6], позволяющую вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных и организаторских способностей. Организованная нами работа позволила 57 % учащихся экспериментальной школы развить коммуникативные способности. 75 % учащихся (высокий и очень высокий уровень) показали развитые коммуникативные способности, они приобрели умение слушать и понимать собеседника, научились налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, отстаивать свою точку зрения (табл.2).

Таблица 2. Результаты исследования уровня развития коммуникативных и организаторских способностей учащихся до и после экспериментальной работы

Коммуникативные, %

Диагностика

Уровень развития способностей, %

Низкий

Ниже среднего

Средний

Высокий

Очень высокий

Исходная

29

5

19

19

29

Итоговая

17

14

28

37

38

Организаторские, %

Исходная

29

29

14

14

14

Итоговая

16

20

10

27

27

Таким образом, создание и удержание в процессе экспериментальной работы педагогических условий (обеспечение авторизованности и субъектности образования; обеспечение аутентичности личностного взаимодействия педагога и учащегося; осуществление педагогической поддержки и фасилитации учения) позволило учащимися встать на путь самоактуализации, развить коммуникативные и организаторские способности. У учащихся экспериментальной школы произошли значимые изменения в самоактуализации личности, развились коммуникативные и организаторские способности.


Библиографический список
  1. Рубцов, В.В. Основы социально-генетической психологии [Текст] / В.В. Рубцов.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. -384с.
  2. Устинова, Е.В. Частное школьное образование в России в контексте новой образовательной парадигмы [Текст]: дис… док. пед. наук/ Е.В.Устинова. – Н.Новгород, 2012.- 423с.
  3. Цыренова, В.Б., Литвинова, Ж.Б. Стратегическое планирование  образовательной деятельности современной частной школы // Вестник  Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2016. Вып. 4. – С. 35-44.
  4. Кочеткова, О.И., Ясвин, В.А. Разработка методики диагностики отношения к школе [Текст] / Под ред. В.А.Ясвина, В.А.Карпова // Школьная образовательная среда: педагогическое проектирование и мониторинг качества.-М, 2001. С.57 – 71.
  5. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490с.
  6. Райгородский, Д.Я. Психодиагностика персонала. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента: в 2 т. [Текст] / Д.Я. Райгородский. -Самара: ИД Бахрах-М, 2007. – 440с.


Все статьи автора «Литвинова Жанна Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: