УДК 321.7

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Пенькова Кристина Валерьевна
Среднерусский институт управления (филиал) − Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
студентка экономического факультета

Аннотация
В статье рассмотрена структура демократического государства, его основные признаки. Выявлены главные проблемы становления демократизма в России, приведены наглядные примеры. Кроме того, в статье указаны положительные тенденции в построении демократического государства и приведён перечень задач, решение которых поможет в перспективе устранить проблемы существующего политического режима в Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, демократия, методы политического властвования, политический режим, права и свободы граждан, разделение властей, ценности


PROBLEMS AND PROSPECTS OF CONSTRUCTION OF DEMOCRATIC STATE IN RUSSIA

Penkova Kristina Valerevna
Srednerussky Institute control (branch) − Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
student of economic faculty

Abstract
The article describes the structure of the democratic state, its main features. The main problems of formation of democracy in Russia, given good examples. In addition, the article indicated positive trends in the construction of a democratic state and provides a list of tasks which will help in the long term to eliminate the problems of the existing political regime in Russia.

Keywords: civil society, democracy, human rights and freedoms, methods of political ruling, political system, separation of powers, state, values


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Пенькова К.В. Проблемы и перспективы построения демократического государства в России // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19296 (дата обращения: 27.05.2017).

Проблема построения демократического государства в России актуальна в настоящий период времени, так как современное общество как никогда начинает осознавать свою самобытность и индивидуальность. Люди становятся юридически более грамотными, более образованными. Они прекрасно знают, свои права и обязанности, гарантировать которые должно государство. Однако в реальной жизни мы нередко сталкиваемся с нарушением многих демократических принципов. То, что написано на бумаге, не всегда имеет реальное подтверждение. Зачастую истоки данных проблем скрываются в неоднозначности политических режимов. Именно поэтому данный вопрос необходимо рассматривать более глубоко.

В действительности, демократическое государство, каким является Россия согласно Конституции 1993 года, − это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Среди основных признаков демократии можно выделить следующее:

  • Идеологическое разнообразие и плюрализм мнений;
  • Свободные выборы;
  • Разделение властей;
  • Многопартийность;
  • Народ – источник власти (суверенитет народа);
  • Независимость средств массовой информации;
  • Широкие и гарантированные права и свободы граждан;
  • Принятие политико-управленческих решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства.

Наличие всех данных признаков необходимо для существования полноценного демократического государства. Кроме того, согласно ч.2 ст.1 Конституции РФ признание и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства [1], что также является важным условием для демократии. К сожалению, в настоящее время не все демократические права, свободы, принципы и нормы имеют отражение в действительности. В процессе их реализации мы сталкиваемся с различными проблемами. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Так, в настоящее время в России существует принцип разделения властей. Однако полномочия отдельных ветвей власти по-прежнему не скоординированы, что, в свою очередь, заметно влияет на процесс взаимоотношений между ними, а в дальнейшем ведёт к их конфронтации. Полномочия каждой ветви государственной власти  до сих пор не получили чёткого правового закрепления. Данная проблема ведёт к тому, что принцип разделения властей в вопросах организации структур размывается, что в целом отрицательно сказывается на механизме государственного функционирования. К примеру, законодательная власть Федерального Собрания в России довольно сильно ограничена. Объяснить это можно, прежде всего, тем, что Президент имеет право издавать указы, имеющие силу законов. Кроме того, практике известны немало случаев, когда исполнительной властью были изданы подзаконные акты, которым удалось сорвать выполнение уже существовавших законов. Таким образом, в результате того, что власть сосредоточена в руках главы государства, правительства и исполнительных органов, парламент в России отходит на второй план. Это проявляется в закреплённом за Президентом праве действовать от лица главы парламента и возможности оказывать прямое давление на него при принятии решений. Президент может распустить парламент, также глава государства играет более весомую роль в законодательном процессе, нежели парламент, то есть он в праве отклонить документ, который не за долго до этого уже был одобрен выше упомянутым государственным органом [2].

Кроме того, отрицательное влияние на развитие демократии в России оказывает резкий дисбаланс, наблюдаемый между  доходами богатых и бедных слоёв населения. По мировым стандартам данное соотношение должно составлять примерно 6:1. Однако последние подсчёты показали, что в нашей стране доходы богатых и бедных относятся друг к другу следующим образом: 35:1. В ситуации отсутствия «среднего класса», способного стабилизировать напряжённую обстановку, такой разрыв обеспечивает увеличение числа авторитарных настроений, ухудшение отношений между властью и различными группами населения, ведёт к нарушению прав и свобод граждан, затрудняет удовлетворение их элементарных потребностей (в жилье, еде, одежде). Такие социальные тенденции напрямую подрывают статус демократии как политического режима в нашей стране.

Наблюдаются в России и такие негативные социальные явления, как безработица, коррупция, обнищание населения, преступность. Всё это не совместимо с понятием гражданского общества, которое является неотъемлемым элементом демократического государства.

Более того, мы ежедневно сталкиваемся с нарушением наших прав и свобод. Ярким тому примером являются отношения между субъектами трудового права. Довольно часто мы можем наблюдать задолженности по выплате заработной платы, удержание заработной платы, что нарушает Конвенцию № 95 Международной организации труда “Об охране заработной платы”. Также современные российские работодатели могут позволить себе неправомерное поведение в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Согласно ст.261 ТК расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем [3]. Также согласно ст. 145 УК необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам − наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов [4]. Однако нередко мы сталкиваемся и с увольнениями подобного типа, и с отказом в приёме на работу.

С нарушением своих прав также часто сталкиваются потребители. Продавцы нередко продают некачественные товары и услуги, а после не всегда соглашаются заменить продукт или вернуть деньги. При этом гражданам приходится обращаться в отделы по защите прав потребителя с дальнейшим отстаиванием своих прав в суде. Чаще всего решения принимаются в пользу потребителя, однако, для того чтобы добиться справедливости, ему придётся проделать огромный ряд процедур, отнимающих и время, и здоровье.

Таким образом, мы выявили определённые проблемы в становлении демократического политического режима в России. Однако существуют и положительные тенденции в данном направлении. К ним можно отнести следующее: выборность органов государственной власти, существование политической оппозиции, отстаивание гражданами своих прав не путём жалоб, а через обращения в суд, наличие реальной многопартийности, свобода слова и печати. Для дальнейшего упрочения демократии как политического режима целесообразно решение следующих задач [5]:

  • Привлечение внимания граждан к управлению государством;
  • Правовое закрепление полномочий ветвей государственной власти;
  • Повышение уровня социальной защиты;
  • Повышение эффективности борьбы с коррупцией на всех уровнях;
  • Осуществление реальной защиты прав и свобод граждан.

При этом необходимо руководствоваться принципами публичности, открытости, равенства, независимости, свободы, соответствия закону. Если реформы, намеченные государственным аппаратом, будут иметь продуманный характер и в конечном итоге одержат успех, то в будущем становится возможным усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, опирающийся на гражданский консенсус, – это та составляющая, главенство которой для современной России безусловно в плане демократизации политического режима.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Омега-Л,2015. – 3с.
  2. Политический режим современной России [Эл. ресурс] / StudFiles. – Режим доступа – URL: http://www.studfiles.ru/preview/965634/ (Дата обращения 19.01.2017)
  3. Трудовой кодекс РФ [Эл. ресурс]: официальный текст. – Режим доступа – URL: http://trud-kodeks.ru (Дата обращения 22.01.2017)
  4. Уголовный кодекс РФ [Эл. ресурс]: официальный текст. – Режим доступа – URL: http://www.ugolkod.ru (Дата обращения 22.01.2017)
  5. Тюрин, И.В. Прямая демократия в России: тенденции и практика [Эл. ресурс] / И.В. Тюрин// Всероссийский журнал научных публикаций. – 2013. – №4(19). – С.58. – Режим доступа – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pryamaya-demokratiya-v-rossii-tendentsii-i-praktika (Дата обращения 23.01.2017)


Все статьи автора «Пенькова Кристина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: